21. Объемно-планировочная структура зданий и набор помещений учреждений образования определяются характером и содержанием образовательного процесса исходя из численности учащихся в одну смену занятий, задания на проектирование и в соответствии с требованиями:
настоящих Санитарных норм и правил;
ТКП 45-3.02-2-2004 (02250);
ТКП 45-3.01-116-2008 (02250);
других строительных норм проектирования.
Оптимальным решением планировки здания (зданий) является объединение близких по назначению помещений в отдельные корпуса, отдельно стоящие или связанные между собой крытыми переходами, или блоки, непосредственно примыкающие друг к другу или соединенные различными элементами пространственной связи.
22. При проектировании, строительстве, реконструкции здания (зданий) должны быть предусмотрены необходимые конструктивные устройства и оборудование для создания безбарьерной среды для учащихся, имеющих ограниченные возможности передвижения (пандусы, разноуровневые перила, специально оборудованные санитарные узлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, лифты и другое).
23. Планировочная структура здания (зданий) и сооружений должна предусматривать основные функциональные группы помещений:
учебные помещения для занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного и профессионального компонентов (кабинеты, лаборатории), залы курсового и дипломного проектирования, лекционные аудитории, киноаудитории, помещения дополнительного образования и иные помещения;
помещения, сооружения для проведения практики (производственного обучения) - производственные (учебно-производственные) мастерские и иные помещения, учебные полигоны, автодромы и другое;
|
помещения общего назначения (административно-хозяйственные помещения, помещения медицинского назначения, спортивный зал (залы), тренажерный зал, столовая, актовый зал, общежитие, библиотека, читальный зал и другое).
24. Площадь помещений для теоретических занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного компонента должна предусматриваться из расчета не менее 2,2 кв.м на одного учащегося.
Площадь лабораторий, помещений, кабинетов для занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) профессионального компонента, курсового и дипломного проектирования - не менее 2,4 кв.м на одного учащегося.
25. Помещения для теоретических занятий должны быть изолированы от помещений для производственного обучения, спортивных и актовых залов, помещений столовой.
При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должны быть организованы гардеробы для хранения верхней одежды.
26. Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь их между собой и соответствующими зонами территории, создавать наилучшие условия для организации образовательного процесса.
27. Учебные помещения, столовые, буфеты и помещения медицинского назначения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.
28. Наружные входы в здания учреждения образования оборудуются тамбурами.
У входов в здание должны устанавливаться устройства для очистки обуви, урны для сбора мусора.
29. При лабораториях химии, физики, биологии, лабораториях по производственному обучению необходимо предусматривать препараторские из расчета обслуживания каждой лаборатории или двух смежных однородных учебных кабинетов или лабораторий.
|
30. Производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны предусматривать возможность для размещения крупногабаритного оборудования (станки, узлы, макеты, модели, тренажеры и другое).
Производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с материалоемкими объектами работ должны располагаться на первом этаже, иметь ворота для грузового автотранспорта, средства для подъема и переноса тяжестей.
31. В учреждении образования должны быть выделены помещения или склады для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции, если она предусмотрена технологическим процессом.
32. При производственных (учебно-производственных) мастерских и лабораториях должны быть выделены помещения или специально отведенные места, оборудованные ученической мебелью, для проведения теоретической части занятий, инструктажа.
33. Производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны быть оборудованы шкафами для хранения специальной одежды, умывальниками с подачей холодной и горячей воды.
34. Спортивный зал (залы) должен располагаться на первом или на втором этаже при отсутствии вблизи или под и над ним учебных помещений для теоретических занятий, помещений медицинского назначения, иметь удобную связь с земельным участком.
|
35. Устройство спортивных и тренажерных залов, других помещений для спортивных занятий должно быть в соответствии с требованиями:
настоящих Санитарных норм и правил;
санитарных норм и правил, устанавливающих требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений;
строительных норм проектирования, устанавливающих требования к спортивным и физкультурно-оздоровительным зданиям, сооружениям и помещениям, в части соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При спортивных залах должно предусматриваться не менее двух раздевальных (для юношей и девушек), оборудованных душевыми и санитарными узлами с умывальниками.
При проектировании, строительстве, реконструкции учреждений образования количество душевых сеток в душевых при спортивных залах должно предусматриваться из расчета 5 - 6 на 20 мест в раздевальной.
36. В учреждении образования допускается устройство плавательного бассейна в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков.
37. В учреждении образования допускается устройство помещения психологической разгрузки.
38. Устройство общежитий должно быть в соответствии с требованиями:
санитарных норм и правил, устанавливающих требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий;
строительных норм Республики Беларусь "Жилые здания" (СНБ 3.02.04-03), утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. N 165 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве", в части соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
39. В учреждениях образования необходимо предусматривать столовые. Для организации питания учащихся могут оборудоваться буфеты, кафе и другие объекты общественного питания.
40. Состав и площади помещений столовой, оборудование помещений должны отвечать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к торговым объектам общественного питания, строительным нормам проектирования.
41. Количество посадочных мест в обеденном зале определяется из расчета одно место на 3 учащихся в учреждениях профессионально-технического образования и одно место на 5 учащихся - в учреждениях среднего специального образования.
42. Оптимальная ориентация горячего цеха кухни - на север.
43. При столовых предусматривается установка умывальников с подводкой горячей и холодной воды, количество которых определяется из расчета 1 умывальник на 30 посадочных мест.
44. В блоках учебных помещений и производственных (учебно-производственных) мастерских должны быть предусмотрены отдельные санитарные узлы для юношей, девушек, работников учреждения образования.
Вход в санитарный узел не должен располагаться напротив входа в учебное помещение.
45. В учебных блоках учреждения образования для девушек должна быть оборудована комната личной гигиены.
46. В учреждениях образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для педагогических работников и для работников из числа обслуживающего персонала (уборщиц, сантехника, столяра, электрика, дворника и других).
47. Состав и устройство в учреждении образования актового зала или других зрелищно-клубных помещений должны соответствовать ТКП 45-3.02-2-2004 (02250), другим строительным нормам проектирования, заданию на проектирование.
48. Спортивные и актовые залы, библиотеки допускается размещать с учетом возможности их автономного использования.
49. Состав и площади помещений медицинского назначения должны определяться в зависимости от сети организаций здравоохранения на данной территории, с наличием медицинского, процедурного, стоматологического кабинетов.
50. Общежитие для учащихся следует располагать в отдельном здании не далее 500 м от основного здания учреждения образования.
При автономном размещении общежития удаление от учебного корпуса не должно превышать 40 минут транспортно-пешеходной доступности.
51. При реконструкции учреждений образования, размещенных на территории радиоактивного загрязнения, необходимо:
при входах в здания предусматривать устройства для очистки обуви;
обеспечить наличие помещений для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий (плавательный бассейн, залы лечебной физкультуры и другое).
52. К отделке помещений предъявляются следующие требования:
стены учебных помещений, коридоров и рекреаций, помещений медицинского назначения должны быть гладкими, допускающими обработку влажным способом;
стены в санитарных узлах (туалетных и умывальных), душевых, медицинском и процедурном кабинетах, производственных помещениях столовой должны быть облицованы керамической глазурованной плиткой (другими материалами с аналогичными характеристиками) на высоту не менее 1,6 м от пола;
полы должны быть нескользкими, без щелей и иметь покрытие, устойчивое к механическому воздействию, моющим средствам и средствам дезинфекции;
полы в производственных помещениях столовой, санитарных узлах (туалетных и умывальных), душевых выстилаются водостойкими материалами;
цементные, мраморные или другие аналогичные материалы для отделки полов не должны использоваться.
53. В учреждении образования должны своевременно при необходимости, а также к началу учебного года проводиться ремонт зданий и помещений, инженерных коммуникаций, замена неисправного санитарно-технического оборудования в зависимости от их санитарно-технического состояния.
54. Проведение ремонта зданий, помещений и коммуникаций одновременно с организацией учебных занятий учащихся в этих зданиях и помещениях запрещается.
ГЛАВА 4