Теоретические основы логопсихологии
Определения логопсихологии
| Логопсихология – это… | ||
| Отрасль специальной психологии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии, педагогики, медицины, нейропсихолингвистики, патопсихологии и т.д.) | Отрасль специальной психологии, изучающая психические особенности лиц, имеющих речевые нарушения. | Часть специальной психологии, посвященная (1) изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; (2) определению механизмов их психической адаптации, а также (3) разработке системы психологической помощи этим людям. |
Цель логопсихологии
| Цель логопсихологии |

| Оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи. |
Предмет и задачи логопсихологии
| ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() |
Связи логопсихологии с другими науками (А)
Специальная психология
Логопсихология
| Возрастная психология Педагогическая психология Общая психология | Медицинская генетика Невропатология Психиатрия |

Специальная педагогика
Логопедия
Связи логопсихологии с другими науками (Б)
Связи с науками
|
| Внутрисистемные связи: · с педагогикой; · с различными отраслями специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, методика обучения родному языку и математике, логопедическая ритмика); · общая и специальная психология. | Межсистемные связи: · с медико-биологическими науками (общая анатомия, физиология, нейрофизиология, оториноларингология, невропатология, психопатология, психиатрия, педиатрия); · с лингвистическими науками (лингвистика, психолингвистика) |
Речевые нарушения: виды, подходы к классификации
Функции речи
![]() |
| коммуникативная | речемыслительная |
Определения различных видов речи
| Вид речи | Определение |
| Устная | Вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. |
| Письменная | Вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. |
| Внутренняя | Разные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Три основных типа: а) внутренне проговаривание; б) собственно внутренняя речь; в) внутреннее программирование. |
| Автономная | Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. |
| Эгоцентрическая | Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. |
| Дактильная, жестовая | Используют в сурдопедагогике как вспомогательные речевые средства при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. |
Характеристика речи с позиций психолингвистики
| Фонетические нарушения | Лексико-грамматическое нарушения | Медико-интонационные нарушения | Темпо-ритмические нарушения | Нарушения письменной речи |
| Неправильное произношение одного или группы звуков. | Ограниченный словарный запас, обедненная фраза, неправильное употребление предлогов, падежей, перестановка, недоговаривания. | Неправильное употребление ударений, нарушение связанные с силой, высотой, тембром голоса. | Ускоренный темп, связанный с преобладанием возбуждение – тахилалия, или замедленный темп и преобладанием торможения – брадилалия, судорожного характера – заикание. | - Письма: недописки, пропуски смешение букв в слове и др. - Чтения: замена и смещение звуков, побуквенное чтение, аграмматизмы. |
Отечественная клинико-педагогическая классификация речевых расстройств (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский)
Нарушения устной речи
| Нарушения письменной речи
| ||
Расстройства фонационного оформления высказывания
| Нарушения структурно- семантического оформления высказывания
| · дислексия · алексия) | · дисграфия · аграфия) |
| · алалия · афазия |
Нарушения речи центрального и периферического характера
| Нарушения центрального характера | Нарушения периферического характера |
|
|
Отечественная психолого-педагогическая классификация речевых
расстройств (Р.Е. Левина)
| Нарушение средств общения | Нарушения в применении средств общения |
|
|
Виды речевых нарушений
| Нарушение | Определение |
| Дисфония (афония) | Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. |
| Брадилалия | Патологически замедленный темп речи. |
| Тахилалия | Патологически ускоренный темп речи. |
| Заикание | Нарушение темпо–ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. |
| Дислалия | Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. |
| Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. |
| Ринолалия | Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. |
| Алалия | Полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга |
| Афазия | Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. |
| Дислексия (алексия) | Частичное специфическое нарушение процесса чтения. |
| Дисграфия (аграфия) | Частичное специфическое нарушение процесса письма. |
| ФФН | Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем |
| ОНР | Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. |



Связи с науками

Нарушения устной речи
Нарушения письменной речи