Диагностика является одним из инструментов организационного развития. Проводя диагностическое обследование социального учреждения, студент может использовать один из опросных методов - интервью. Опросные методы позволяют получить информацию об имеющихся проблемах, причем работу с респондентами можно выстроить таким образом, чтобы обеспечить анонимность.
В процессе проведения интервью сотрудников социального учреждения студент осваивает следующие умения: использовать количественные и качественные методы диагностики на практике; обобщать и оценивать результаты диагностики, полученные в процессе опроса; уметь представить результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи, доклада.
Примерные вопросы для проведения интервью.
Интервью для общей ориентации
Цель интервью – получить общее представление о работе подразделения компании и о тех проблемах, с которыми сталкивается подразделение. Предлагаемые вопросы должны быть откорректированы с учетом специфики подразделения и организации в целом и целей диагностики. Интервью может продолжаться от 30 минут до двух часов.
1. Личность интервьюируемого и его работа (индивидуальный уровень)
· В чем заключается Ваша работа? Расскажите, пожалуйста, об опыте Вашей работы на предприятии. (Должность, описание функций, подразделения, в которых работал опрашиваемый, сколько времени работает и пр.)
· Нравится ли Вам здесь работать? (оценка характера работы климата в рабочей группе)
2. Распределение ролей, технология работы и результаты деятельности (индивидуальный уровень и уровень подразделения)
· Каковы задачи Вашего подразделения (группы, рабочей единицы, организации)?
|
· Каковы основные результаты Вашего подразделения – товары, услуги, идеи? Кто в организации или вне организации является потребителем результатов работы подразделения?
· Соответствуют ли Ваши обязанности тем функциям, которые выполняет подразделение? С кем Вы работаете внутри организации и вне ее? Как Вы контактируете с нами – неформальные дискуссии, встречи, по телефону, письменные отчеты, использование компьютерной сети и т.д.?
· Какие проблемы возникают у Вас на работе? Когда возникают проблемы, как Вы с ними справляетесь? Ваша работа однообразна или часто возникают непредвиденные рабочие ситуации?
· Какие трудности существуют при исполнении Ваших обязанностей?
3. Структура подразделения и процессы в подразделении – контроль, коордиационные механизмы (уровень подразделения и организации в целом)
· Как координируется работа в подразделении (методы контроля – бюджеты, непосредственное наблюдение, контроль качества, переодическое тестирование, управление по целям и пр.)?
· Точно ли установлены цели и задачи Вашего подразделения? Если да, то каким образом? (Точное определение целей или указание общего направления действий.)
· Как Вы узнаете о том, что работаете хорошо? (Критерии, обратная связь, время, требуемое для получения обратной связи.)
4. Окружение подразделения – связь с другими подразделениями внутри компании (уровень подразделения в организации в целом)
· С какими другими подразделениями Вы работаете в ходе выполнения Ваших задач? Как координируются контакты с другими подразделениями?
|
· Что Вам предоставляют другие подразделения – финансовые средства, одобрение Ваших действий, материалы, работников, информации и пр.? Как они Вам их предоставляют?
· Каковы Ваши взаимоотношения с другими подразделениями, возникают ли конфликты? Если да, опишите, возникающие проблемы.
5. Окружение – контакты вне организации (уровень группы и организации в целом)
· Какие контакты имеет Ваше подразделение с организациями вне компании? На каких рынках работает (конкурирует) Ваше подразделение? Какую информацию должны иметь сотрудники Вашего подразделения о том, что происходит в организации? Как они получают эту информацию?
· Какие основные виды ресурсов получаете Вы из вне – людей, материалы, услуги, финансы средства, информацию- и какие предоставляете Вы? От каких внешних организаций Вы зависите больше всего?
· Существуют ли проблемы в получении или передаче этих ресурсов? Если да, опишите их и то, как Вы с ними справляетесь.
· В чем состоят основные требования и ожидания Ваших покупателей/поставщиков? Как Ваше подразделение и организация в целом удовлетворяет эти требования?
6. Структура (уровень подразделения и организации в целом)
· Как организована работа в подразделении и соответствует ли эта организация компании в целом? (Формальная структура подразделения и ее место в структуре организации. Кто возглавляет подразделение? Перед кем отчитывается руководитель подразделения? Изобразите графическом виде структуру и формальные взаимосвязи внутри организации.)
· Каковы основные правила и процедуры, принимающиеся в Вашем подразделении? Как хорошо они работают?
|
· Какие методы охраны труда, здоровья и пенсионного обеспечения используются в Вашем подразделении?
· Существуют ли возможности для сотрудников повысить свою квалификацию?
· Существуют ли в организации профсоюз? Если да, то каковы взаимоотношения с ним? Учувствует ли профсоюз в решении вопросов иных, нежели вопросы заработной платы и стимулирования труда?
· Какие другие группы (неформальные) существуют вне официального подразделения? (Рабочие группы, связи внутри подразделения и между отделами и пр.)
7. Культура и процессы (уровень подразделения и организации)
· Если бы вы захотели описать своему другу климат в Вашем подразделении, как бы Вы это сделали?
· Какие стороны работы наиболее важны в подразделении? (Качество, затраты, скорость выполнения работы, инициатива, инновации и пр.)
· Есть ли смысл рисковать и брать на себя ответственность в Вашем подразделении? (поддержка инициативы, принятия на себя риска, отношение к критике.)
8. Цели и культура (уровень подразделения и организации)
· Можете ли Вы привести пример одного и наиболее значительных достижений Вашего подразделения? Пример большой неудачи? (Критерии определения достижения или неудачи).
· Считает ли Вы, что Ваше подразделение работает эффективно? Что Вы подразумеваете под эффективностью?
9. История подразделения/организации (уровень подразделения и организации)
· Мы много говорили о том как работает Ваше подразделение. Можете ли Вы сказать, почему работа организована таким образом? Изменилась ли организация работы с момента создания подразделения?
· Как изменилась организация в целом с момента ее создания?
10. Проблемы и сложности (уровень подразделения и организации)
· Какие основные проблемы, по Вашему мнению, будет испытывать Ваше подразделение в течение следующих 2-3 лет? Есть ли у Вас представление о том, как с ними справится?
· Каковы, по Вашему мнению, основные сильные стороны Вашего подразделения? Организации в целом? Каковы основные проблемы подразделения? Организации в целом?
· Что в первую очередь следует изменить в Вашем подразделении? В организации в целом? (Причины и обоснования изменений.)
11. Личное удовлетворение. (В том случае, если до сих пор это не очевидно.) Удовлетворены ли Вы в целом работой здесь? Что дает Вам это удовлетворение? Чем Вы больше всего не удовлетворены?