Таблица 3. Перечень индикаторов учебно-карьеристской группы и ее лидера
№ | Наименование признака | Описание |
Постоянная учеба и внедрение нового | Члены группы и руководитель постоянно осваивают новые методы работы (самообучение, обучение в группе, обучение у стронных преподавателей) и применяют их | |
Работа с энтузиазмом | Члены группы и руководитель могут работать бесплатно на авторитет группы (например, взять внеплановую работу, не предусмотренные должностной инструкции, остаться после работы без оплаты) | |
Общий интерес - труд | Группа имеет общий интерес - труд в рамках специальности (деятельности), отсутствуют кружки по интересам, обсуждение хобби, развлечений | |
Стиль управления - демократический | Совместно принимается решение, но существует жесткая технологическая дисциплина; свобода в том, как выполнять работу, но не в том, что и когда сделать | |
Атмосфера - дружелюбная | Руководитель и подчинённые общаются дружелюбно, присутствует юмор и смех, не принято доносительство, все проблемы обсуждаются всем коллективом | |
Деятельность организована | Работа плановая, систематизирована, авралы - редкость, установлены регламенты текущей работы (которые периодически модернизируются), имеются стратегические планы, организована проектная работа | |
Эффективность группы растет | Производительность и результативность группы растет за счет применения новых методов (выполняются новые проекты, выпускается новый товар, сокращаются расходы за счет роста производительности и т.д.), известность и влияние группы расширяются | |
Руководитель - профессионал высокого класса | Руководитель профессионал своего дела, имеет собственные разработанные методы; имеет сертификаты, награды, публикации, иные независимые доказательства научной деятельности; учит подчиненных, не боится конкуренции. Не вникает в мелочи, поощряет самостоятельность подчинённых. Всегда обсуждает инициативы подчиненных, при реальности внедрения - поддерживает. Физически здоров, не поощряет переработки, спокойно уходит в отпуск. Кажется, как будто все в коллективе все работает без него, не яркий. Формирует собственный стиль и уникальные методы работы группы. | |
Типичные фразы представителя | «У меня идея», «У меня предложение по этой ситуации», «А давайте вот так сделаем...», «Пока не получается, что Вы посоветуете?», «Как это делается, научите, пожалуйста», «А можно я вот этим вопросом займусь», «Это можно сделать еще лучше, вот так…», «Здорово, что у нас получилось». |
Таблица 4. Перечень индикаторов культурно-развлекательной группы и ее лидера
|
Отсутствие учебы и внедрение нового | В коллективе не принято учиться, все работает по давно утвержденным инструкциям, инициативность наказуема | |
Работа «от и до» | Работники работают строго по правилам, но без энтузиазма, судьба группы им безразлична, мотивировать, возможно только деньгами. | |
Наличие побочных интересов и хобби | У работников есть хобби, побочные интересы вне работы, которые они склонны обсуждать во время работы, когда не видит руководитель | |
Стиль управления - авторитарный | Руководитель вмешивается во все, принимает решения без участия подчиненных, никому не доверяет, требует повиновения даже в мелочах | |
Атмосфера - напряженная | Руководитель кричит на подчиненных, пользуется услугами информаторов; подчиненные бояться сделать не так или не то; руководитель находит «любимчиков» и «козлов отпущения», царит атмосфера подавленности и страха | |
Деятельность - авральная | Деятельность плохо планируется, системности нет, стратегия не разрабатывается, конфликты из-за устаревших регламентов, постоянные авралы, сверхурочные. | |
Эффективность группы не растет | Эффективность группы остается постоянной продолжительное время, поддерживается стабильность за счет применение проверенных методов; эффективность начинает падать после внедрения нового конкурентами вплоть до распада группы. В бюджетируемых организациях группа может существовать на том же уровне сколь угодно долго. | |
8. | Руководитель остановился в развитии | Характерные признаки: 1.Нескончаемая подготовка (обсуждение с вовлечением все большего количества работников). 2. Побочная специализация (вместо разработки новых методов в своей специальности углубленно занимается частными вопросами). 3. Качельный синдром (постоянно меняет требования, угодить ему невозможно). 4. Игра в демократию (обращение к работникам по вопросам, которые обязан решать руководитель). 5. Борьба за форму (требует строгое соблюдение формы документов без рассмотрения сущности вопроса). 6. Лихорадочные поиски новизны (призывы внедрять новое - без поддержки инициатив, формальное внедрение чужих методов без учета особенностей организации). 7.Папирофобия/Папирофилия (либо стол завален бумагами и невозможно ничего найти, либо документы на столе отсутствуют вообще). 8. Псевдодемократия (общение с нижестоящими на несколько уровней, слушает их, формирует мнение на основе их высказываний) |
Типичные фразы представителя группы. | «Я делаю то, что мне поручили», «В моей должностной инструкции этого нет», «В регламенте это не написано», «Мне это делать не поручали», «Мой рабочий день с девяти до шести, приходите завтра», «Я не могу ответить, мне надо спросить руководителя», «Не знаю», «Мы всегда так делали», «Я такие вопросы не решаю». |
|