Мадонна Литта. Художник Леонардо да Винчи




Возрождение и гуманизм в Западной Европе

Вы­сокое Воз­рожде­ние. Воз­рожде­ние счи­та­ет­ся пе­реход­ной эпо­хой от Сред­не­вековья к Но­вому вре­мени.

Культу­ра Воз­рожде­ния воз­никла в то вре­мя, ког­да на пер­вый план выд­ви­нулась че­лове­чес­кая лич­ность, во мно­гом обя­зан­ная сво­ими ус­пе­хами и по­ложе­ни­ем не знат­ности пред­ков, а собс­твен­ным зна­ни­ям и уму. Че­лове­ка уже не ус­тра­ива­ли мно­гие сос­ловно-фе­одальные по­ряд­ки, цер­ковно-ас­ке­тичес­кая мо­раль, тра­диции.

От­ли­чительны­ми чер­та­ми культу­ры Воз­рожде­ния яв­ля­лись свет­ский (не­рели­ги­оз­ный) ха­рак­тер культу­ры, гу­манизм, об­ра­щение к ан­тично­му культур­но­му нас­ле­дию.

Цен­тром ми­роз­да­ния был объяв­лен не Бог, а че­ловек как часть при­роды, как на­ибо­лее со­вер­шенное ее тво­рение. Пе­режи­вания че­лове­ка, его внут­ренний мир, его зем­ная жизнь ста­новят­ся глав­ны­ми те­мами ли­тера­туры и ис­кусс­тва. Стал фор­ми­роваться иде­ал гар­мо­нич­ной, сво­бод­ной, всес­то­рон­не раз­ви­той твор­ческой лич­ности.

Ве­ликие гу­манис­ты. Вы­да­ющим­ся гу­манис­том ран­не­го Но­вого вре­мени явил­ся Эразм Рот­тердам­ский, уче­ный, фи­лолог, бо­гос­лов. Он соз­дал стройную сис­те­му но­вого бо­гос­ло­вия, ко­торое на­зывал «фи­лосо­фи­ей Хрис­та». В этой сис­те­ме глав­ное вни­мание сос­ре­дото­чива­ет­ся на че­лове­ке в его от­но­шении к Бо­гу, на нравс­твен­ных обя­за­тельствах че­лове­ка пе­ред Бо­гом. Та­кие проб­ле­мы, как со­тво­рение ми­ра, тро­ич­ность Бо­га, гу­манист счи­тал не­раз­ре­шимы­ми и не име­ющи­ми жиз­ненно важ­но­го зна­чения. Луч­шее про­из­ве­дение Эраз­ма Рот­тердам­ско­го — ос­трая фи­лософ­ско-по­лити­чес­кая са­тира «Пох­ва­ла глу­пос­ти», ко­торая зву­чит ак­ту­ально и в на­ши дни.

К гу­манис­там от­но­сит­ся фран­цуз­ский пи­сатель Фран­суа Раб­ле, ав­тор кни­ги «Гар­гантюа и Пан­тагрю­эль», в ко­торой от­ра­зил­ся путь раз­ви­тия гу­манис­ти­чес­кой мыс­ли, ее на­деж­ды, по­беды и по­раже­ния.

Еще од­ним ве­личайшим пи­сате­лем-гу­манис­том был У­ильям Шек­спир, ве­ликий ан­глийский дра­матург. Глав­ным прин­ци­пом его про­из­ве­дений ста­ла прав­да чувств.

Ис­пан­ский пи­сатель Ми­гель де Сер­вантес Са­авед­ра — ав­тор бес­смертно­го про­из­ве­дения «Дон Ки­хот». Ге­рой Сер­ванте­са жи­вет в ми­ре ил­лю­зий и пы­та­ет­ся вос­кре­сить «зо­лотой век» ры­царс­тва. Од­на­ко меч­ты Дон Ки­хота раз­би­ва­ют­ся о действи­тельность.

То­мас Мор, ан­глийский мыс­ли­тель-гу­манист, соз­дал трак­тат об иде­альном го­сударс­тве «Уто­пия». На ос­тро­ве Уто­пия (в пе­рево­де — мес­то, ко­торо­го нет) ав­тор «по­селил» счас­тли­вых лю­дей, от­ка­зав­шихся от собс­твен­ности, де­нег и войн. Мор обос­но­вал це­лый ряд де­мок­ра­тичес­ких тре­бова­ний к ор­га­низа­ции го­сударс­тва. В час­тнос­ти, уто­пийцы мо­гут сво­бод­но выб­рать ре­мес­ло или дру­гое за­нятие, но все обя­заны ра­ботать.

Сог­ласно уче­нию ан­глийско­го фи­лосо­фа Джо­на Лок­ка, че­ловек яв­ля­ет­ся об­щес­твен­ным су­щес­твом. Локк го­ворит о «ес­тес­твен­ном сос­то­янии» че­лове­ка. Это сос­то­яние яв­ля­ет­ся не сво­ево­ли­ем, а обя­зан­ностью сдер­жи­вать се­бя и не на­носить ущер­ба дру­гим лю­дям. Че­ловек име­ет пра­во на собс­твен­ность. Од­на­ко пра­во на зем­лю и пот­ребле­ние про­дук­тов тру­да час­то по­рож­да­ет кон­флик­ты, по­это­му оно яв­ля­ет­ся пред­ме­том спе­ци­ально­го до­гово­ра меж­ду людьми. Локк за­ложил ос­но­ву идеи раз­де­ления граж­дан­ско­го об­щес­тва и го­сударс­тва.

«Ти­таны Воз­рожде­ния». Культу­ра эпо­хи Воз­рожде­ния от­ли­ча­ет­ся чрез­вы­чайным бо­гатс­твом и мно­го­об­ра­зи­ем со­дер­жа­ния. Твор­цы культу­ры — уче­ные, ху­дож­ни­ки, пи­сате­ли — бы­ли раз­носто­рон­ни­ми людьми. Нес­лу­чайно их на­зыва­ют ти­тана­ми, как древ­негре­чес­ких бо­жеств, оли­цет­во­ряв­ших мо­гучие си­лы при­роды.

Итальянец Ле­онар­до да Вин­чи в пер­вую оче­редь прос­ла­вил­ся как жи­вопи­сец, ав­тор ве­личайших про­из­ве­дений: «Ма­дон­на Лит­та», «Да­ма с гор­носта­ем» и др. Пор­трет Мо­ны Ли­зы (Джо­кон­ды) воп­ло­тил пред­став­ле­ние лю­дей эпо­хи Ре­нес­санса о вы­сокой цен­ности че­лове­чес­кой лич­ности. В об­ласти ме­хани­ки Ле­онар­до сде­лал пер­вые по­пыт­ки оп­ре­делить ко­эф­фи­ци­ент тре­ния и скольже­ния. Ему при­над­ле­жат мно­гочис­ленные про­ек­ты ткац­ких стан­ков, пе­чат­ных ма­шин и т.д. Но­ватор­ски­ми бы­ли конс­трук­ции ле­тательных ап­па­ратов, про­ект па­рашю­та. Он за­нимал­ся ас­тро­номи­ей, оп­ти­кой, би­оло­ги­ей, бо­тани­кой, ана­томи­ей.

Мадонна Литта. Художник Леонардо да Винчи

Сов­ре­мен­ник Ле­онар­до да Вин­чи Ми­келан­дже­ло Бу­онар­ро­ти был скульпто­ром, жи­вопис­цем, ар­хи­тек­то­ром и по­этом. Пе­ри­од его твор­ческой зре­лос­ти от­кры­ва­ет ста­туя Да­вида, ус­та­нов­ленная во Фло­рен­ции. Вер­ши­ной твор­чес­тва Ми­келан­дже­ло как жи­вопис­ца яви­лась рос­пись сво­да Сик­стинской ка­пел­лы в Ва­тика­не, воп­ло­тив­шая его пред­став­ле­ния о жиз­ни и ее про­тиво­речи­ях. Ми­келан­дже­ло ру­ково­дил строи­тельством со­бора Свя­того Пет­ра в Ри­ме — глав­но­го со­бора ка­толи­чес­ко­го ми­ра.

Жи­вопи­сец и ар­хи­тек­тор Ра­фа­эль Сан­ти прос­ла­вил зем­ное счастье че­лове­ка, гар­мо­нию его все­сто­рон­не раз­ви­тых ду­хов­ных и фи­зичес­ких свойств. В об­ра­зах ма­донн Ра­фа­эля мас­тер­ски от­ра­жена серьез­ность мыс­лей и пе­режи­ваний. На­ибо­лее из­вес­тной кар­ти­ной ху­дож­ни­ка яв­ля­ет­ся «Сик­стинская Ма­дон­на».

Ис­пан­ский ху­дож­ник гре­чес­ко­го про­ис­хожде­ния До­мини­ко Эль Гре­ко вос­при­нял тра­диции ви­зан­тийско­го ис­кусс­тва. Его кар­ти­ны вы­деля­ют­ся глу­бокой пси­холо­гичес­кой ха­рак­те­рис­ти­кой пер­со­нажей. Дру­гой ис­пан­ский жи­вопи­сец, Ди­его Ве­лас­кес, в сво­их ра­ботах изоб­ра­жал прав­ди­вые сце­ны из на­род­но­го бы­та, вы­дер­жанные в тем­ном ко­лори­те и от­ли­ча­ющи­еся жес­ткостью письма.

Круп­нейшим пред­ста­вите­лем гер­ман­ско­го Воз­рожде­ния яв­ля­ет­ся ху­дож­ник Альбрехт Дю­рер. Он ис­кал но­вые средс­тва вы­рази­тельнос­ти, от­ве­ча­ющие тре­бова­ни­ям гу­манис­ти­чес­ко­го ми­ровоз­зре­ния. Дю­рер за­нимал­ся так­же ар­хи­тек­ту­рой, ма­тема­тикой и ме­хани­кой.

Из­вес­тный ни­дер­ланд­ский жи­вопи­сец этой эпо­хи — Пи­тер Брейгель Стар­ший. В его твор­чес­тве с на­ибольшей пол­но­той от­ра­зились жизнь и нас­тро­ение на­род­ных масс. В сво­их гра­вюрах и ри­сун­ках са­тири­чес­ко­го и бы­тово­го ха­рак­те­ра, в жан­ро­вых и ре­лиги­оз­ных кар­ти­нах ху­дож­ник выс­ту­пал про­тив со­ци­альной нес­пра­вед­ли­вос­ти.

Поз­же в Ни­дер­ландах тво­рил ве­личайший ху­дож­ник Рем­брандт Хар­менс ван Рейн, ав­тор мно­гих пор­тре­тов, кар­тин на биб­лейские и ми­фоло­гичес­кие те­мы. Вы­сочайшее мас­терс­тво поз­во­лило ему соз­да­вать кар­ти­ны, на ко­торых свет ис­хо­дил как бы из­нутри изоб­ра­жен­ных лю­дей и пред­ме­тов.

Вопросы и задания

1. В чем сос­то­ит суть ми­ровоз­зре­ния, ха­рак­терно­го для эпо­хи Воз­рожде­ния?

2. Крат­ко оха­рак­те­ризуйте круп­нейших мыс­ли­телей эпо­хи Воз­рожде­ния.

3. Име­на ка­ких де­яте­лей культу­ры в пер­вую оче­редь вспо­мина­ют на­ши сов­ре­мен­ни­ки при упо­мина­нии об эпо­хе Воз­рожде­ния?

4. Ис­пользуя ма­тери­алы Ин­терне­та, под­го­товьте пре­зен­та­цию об од­ном из ти­танов Воз­рожде­ния.

5. За­пол­ни­те таб­ли­цу.

Де­яте­ли Воз­рожде­ния Го­ды жиз­ни Ос­новные тво­рения
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: