Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности




 

Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе, связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение человека к миру.

Мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выделить следующие основные элементы:

· знания - представляющие собой, как уже говорилось ранее, более или менее достоверные сведения о мире. По своей общности и значимости мировоззренческие знания весьма различны: человек обычно обладает как предельно общими знаниями (философскими, религиозными, научными и др.), так и сравнительно частными (например, специальными, профессиональными) и даже сугубо индивидуальными, относящимися лишь частично к нему;

· убеждения - знания, как бы пропущенные через личный опыт человека, соотнесение с ним. Убеждение есть такое значение, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях;

· ценности - идеи, представления знания и т.п., которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни;

· идеалы - некие высшие цели, совершенные образцы (социальной жизни, человеческого поведения, профессиональной деятельности, личностных отношений и т.д.), к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр.

Очевидно, что все названные элементы мировоззрения не отделены друг от друга жесткими гранями, они взаимопересекаются, перетекают друг в друга.

Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно, что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, - а она была различной в конкретно-исторические эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение («В поте лица своего будешь есть хлеб» - Библия. Бытие, 3.19), а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего, в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс отмечал, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей». Эти потребности не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средства жизни».

Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значимой мере и ее конкретику - те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления - устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. При этом можно обнаружить некоторую зависимость элементов мировоззрения: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для его эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металла давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из результатов различной степени общности и значимости - от специально-практических до научно-теоретических и философских.

Поэтому в стиле мышления должно быть «философское ядро» - комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие:

· принцип объективности, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий и т.п.;

· принцип всесторонности, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.;

· принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего - вспомним, например, медицинский термин «история болезни»), на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу;

· принцип противоречивости, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений, - например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т.д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным «правилом кооперативности» (в контексте достижений синергетики); следует выявлять не только противоречивые элементы системы, но и их согласованные (кооперативные) действия, которые могут привести ее к более совершенным состояниям и качествам;

· принцип «человекоразмерности», требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности - ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто технических), на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности - особенно инновационных.

Любое положение философской теории обладает методологическим потенциалом. Именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные «степени свободы» и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Яскевич, Я.С. Основы философии: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - 3-е изд. - Минск 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: