Конкретные цели и задачи.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Модуль IX. Биохимия отдельных органов и тканей: соединительной, мышечной,

Нервной.

учебной дисциплины (модуля) «Биохимия»

для специальности Лечебное дело

курс II семестр 4

Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент    

 

 

Владивосток – 2016 г.

Практическое занятие № 41

Тема: « Биохимия соединительной ткани и межклеточного матрикса »

Мотивация: Знание строения, свойств, функций соединительной ткани и компонентов внеклеточного матрикса дает возможность понимания причин патологий, связанных с нарушением их структуры и функций.

Общая цель: научиться применять знания о строении, функциях и метаболизме важнейших структурных компонентов межклеточного матрикса для объяснения его струк­турно-функциональной организации в норме, роли в процессе заживления ран, изменениях при старении и диффузных заболеваниях соединительной ткани. Полученные по данной теме знания формируют профессиональные компетенции (ПК-3, ПК-9, ПК-15).

Конкретные цели и задачи.

- знать основные белки межклеточного матрикса (коллаген, эластин), особенности состава и структуры; адгезивные белки межклеточного матрикса и их роль в межклеточных взаимодействиях; строение и функции гликозаминогликанов и протеогликанов и их роль в организации матрикса.

- уметь интерпретировать роль белков и ГАГ в структурной организации межклеточного матрикса; объяснять клинические проявления недостаточности витамина С; объяснять молекулярные механизмы, лежащие в основе нарушений структуры и функций матрикса, приводящие к возникновению ряда патологий соединительной ткани; анализировать результаты лабораторных исследований крови (мочи), используемых для диагностики коллагенозов и онкологических заболеваний (оксипролин, пиридинолины). - владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гидроксипролинурия (оксипролинурия), мукополисахариды, коллагенозы.

Контрольные вопросы:

1. Биохимия соединительной ткани и межклеточного матрикса. Организация межклеточного матрикса.

2. Общие сведения о структуре коллагеновых белков. Фибриллообразующие коллагены. Коллагены, ассоциированные с фибриллами. Нефибриллярные (сетевидные) типы коллагена. Коллагены, образующие микрофибриллы.

3. Синтез коллагена. Этапы внутриклеточного синтеза: транскрипция, трансляция, посттрансляционная модификация, роль аскорбиновой кислоты, формирование коллагеновых фибрилл вне клетки. Нарушения синтеза коллагеновых белков у человека.

4. Неколлагеновые белки межклеточного матрикса. Эластин. Синтез и распад эластина. Изменения в структуре эластина при патологических процессах.

5. Протеогликаны и гликозаминогликаны. Синтез протеогликанов. Распад протеогликанов. Распад гликозаминогликанов. Мукополисахаридозы.

6. Неколлагеновые белки со специальными свойствами. Адгезивные и антиадгезивные белки. Факторы роста.

7. Катаболизм белков межклеточного матрикса. Регуляция активности матриксных металлопротеиназ.

8. Базальная мембрана. Протеогликаны базальных мембран.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Биохимия соединительной ткани и межклеточного матрикса. Организация межклеточного матрикса. Общие сведения о структуре коллагеновых белков. Фибриллообразующие коллагены. Коллагены, ассоциированные с фибриллами. Нефибриллярные (сетевидные) типы коллагена. Коллагены, образующие микрофибриллы. Синтез коллагена. Этапы внутриклеточного синтеза: транскрипция, трансляция, посттрансляционная модификация, роль аскорбиновой кислоты, формирование коллагеновых фибрилл вне клетки. Нарушения синтеза коллагеновых белков у человека. для овладения знаниями: 1. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Создание глоссария по теме. 3. Работа с тестами для самопроверки. – для формирования умений: 4. Решить задачу. 5. написание докладов, рефератов.
Неколлагеновые белки межклеточного матрикса. Эластин. Синтез и распад эластина. Изменения в структуре эластина при патологических процессах.   для овладения знаниями: 1.проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. написание докладов, рефератов.
Протеогликаны, гликозаминогликаны (ГАГ).Синтез протеогликанов. Распад протеогликанов. Распад ГАГ. Мукополисахаридозы. Неколлагеновые белки со специальными свойствами. Адгезивные и антиадгезивные белки. Факторы роста. Катаболизм белков межклеточного матрикса. Регуляция активности матриксных металлопротеиназ. Базальная мембрана. Протеогликаны базальных мембран. для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. написание докладов, рефератов.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Для коллагена характерны основные последовательности аминокислот:

а) гли-ала-про б) асп-лиз-мет

в) вал-лей-изолей г) гли-глу-сер

2. Посттрансляционная модификация коллагена включает процесс гидроксилирования аминокислот:

а) лиз б) про в) тир г) вал

3. Для проявления активности ЛАО необходим:

а) вит. РР б) Вит.С в) вит. В6 г) вит. К

4. К неколлагеновым белкам соединительной ткани относится:

а) фибриноген б) фибронектин в) фибрин г) альбумин

5. Выделение оксипролина с мочой взрослого человека в норме составляет:

а) 15-20 мг/сут б) 3,3-5,5 ммоль/л

в) 270-600 мг/сут г) 60-80 г/л

6. Мукополисахаридозы – заболевания, связанные с нарушением катаболизма:

а) коллагена б) эластина в) фибронектина г) ГАГ

7. Гепарин синтезируется в:

а) гепатоцитах б) кардиомиоцитах

в) эритроцитах г) тучных клетках

8. Установите соответствие:

Фермент: Кофактор:

А. Пролилгидроксилаза 1. Fe 2+

Б. Коллагеназа 2. Cu 2+

В. Эластаза 3. Zn 2+

Г. Лизиламинооксидаза

9. Установите последовательность событий при биосинтезе коллагена

а) гидроксилирование Про и Лиз

б) образование проколлагена

в) гликозилирование

г) отщепление концевых пропептидов

д) синтез пептидных цепей препроколлагена

10. Повышенная кровоточивость капилляров может быть вызвана дефицитом:

а) витамина В1 б) витамина С

в) витамина А г) витамина РР

Решить задачу:

Недостаточность витамина С приводит к заболеванию, называемому цингой (скорбут). Цинга, возникающая у человека при недостаточном содержании в пищевом рационе свежих фруктов и овощей, описана более 300 лет назад, со времени проведения длительных морских плаваний и северных экспедиций. Чем объясняется разрыхление дёсен, расшатывание зубов, нарушение целостности капилляров (сопровождающееся подкожными кровоизлияниями) при С-авита­ми­нозе?

 

 

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.

3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.

4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.

6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.

7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.

доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.

8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с

10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.

3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.

4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.

5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).

 

Практическое занятие № 42

Тема: «Биохимия нервной ткани. Определение белка в ликворе»

Мотивация: Нервная система обеспечивает восприятие, мышление, формирование эмоций и поведения, обработку и реализацию полученной информации из внешней и внутренней среды, что способствует адаптации к постоянно меняющимся условиям. Нервная ткань имеет свои особенности биохимического состава и особенности протекания физиологических процессов. Более интенсивно по сравнению с другими тканями организма в нервной ткани происходят процессы биосинтеза некоторых белков (нейроспецифических), потребление глюкозы и кислорода.

Общая цель: Знание химического состава нервной ткани, особенности метаболических процессов, молекулярных механизмов синаптической передачи нервных импульсов является важным для понимания их значения в условиях нормы и при формировании патологии. Полученные по данной теме знания формируют профессиональные компетенции (ПК-9, ПК-15).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: