Теоретические подходы к анализу поколений начали активно разрабатываться в XIX веке[1]. В XX в. тема поколений получила развитие в трудах таких социологов как: Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955), П.А.Сорокин (1889-1968), К.Маннгейм (1893-1947), Ф.Мантре, М. Мид (1901-1978), Д. Мариас (1914-2005), С.Н. Айзенштадт и др. [2] Проблема поколений их привлекала в силу возможности соприкосновения с «фабрикой» социальных процессов (К.Маннгейм), объяснения особенностей взаимодействия индивидов, составляющих одно поколение, а также взаимодействия различных поколений. Феномен поколений в соответствии с социологической трактовкой рассматривался как генетический фактор социально-исторического развития.
В рамках демографического подхода к исследованию поколений разрабатывались количественные оценки воспроизводства поколений, демографы Р. Кучинский (1876-1947), Д. Лотка (1880-1949), Ю.А. Корчак-Чепурковский (1896-1967) обосновали и применили в своих исследованиях концепцию «условного» поколения»[3]. Роль социально-экономических процессов в изменении количественных и качественных параметров демографического развития на различных исторических этапах была отмечена А. Карр-Саундерсом (1866-1960) [4].
Появление и развитие когортного метода позволило проследить, как на разных этапах жизни людей, принадлежащих к одному реальному поколению, происходят изменения демографических процессов под влиянием длительно действующих социально-экономических факторов и перемен, носящих преходящий характер. Указанный метод успешно применялся в работах Г. Майра (1841-1925), В. Деррика, Н.Райдера, Д.Гласса (1911-1978), Э.Якоби, Р.Пресса, К.Уэлптона (1893-1964), А.Кэмпбелла, Ж.Легаре, А.Сови[5], в которых демографическая постановка проблемы воспроизводства населения все чаще соединилась с социальной. Особенностям протекания демографических процессов в конкретных реальных поколениях в разное время уделяли внимание советские и российские исследователи: В.В.Паевский (1893-1934), А.П.Яхонтов, Я.С.Улицкий (1891-1956), Б.Ц. Урланис (1906-1981), А.Г. Волков (1931-2009), Е.Дарский (1930-2001), Р.И.Сифман (1900-1978), В.А.Белова (1933-1985), Е.М.Андреев, В.В. Бодрова, Г.А.Бондарская, С.В. Захаров, И.П.Ильина, В.В.Никитенко, М.С.Тольц и другие. [6]
|
Анализ различий в демографическом поведении различных поколений предполагает выявление особенностей взаимосвязи воспроизводства населения и изменений в общественной жизни. Объяснительная схема указанной взаимосвязи присутствует в теории демографического перехода (ТДП), обосновывающей смену типов воспроизводства населения, механизм изменения демографических процессов на разных исторических этапах развития общества. ТДП в разное время и в различных интерпретациях была представлена в работах Л. Рабиновича, А.Ландри, У.Томпсона, К.Блэккера, Ф.Нотестейна, Г.Шубнеля, Д. Колдуэла, Д. Коулмена, А.Омрана, А.Г.Вишневского, Д. Ван Де Каа, М.Б.Татимова, В.Г.Семеновой [7] и др. ТДП рассматривает процесс воспроизводства населения в рамках функционирования демографической системы.[8]
Среди теоретических подходов к объяснению взаимосвязи демографических и социально-экономических процессов особое место занимает общая теория народонаселения, понимающая под народонаселением «воспроизводящуюся саморазвивающуюся совокупность людей, субъектов социальных связей»[9], представленная в трудах Д.И. Валентея, А.Я. Кваши, А.А. Саградова, Н.В.Зверевой, В.М.Моисеенко[10] и др.
|
Взаимосвязь между демографическими и социальными процессами устанавливается при изучении различных компонент и факторов воспроизводства населения. Оно проводится в работах А.И. Антонова, Л.Л.Рыбаковского, Н.М.Римашевской, В.М. Архангельского, В.А. Борисова, В.В.Елизарова, И.В. Веселковой, И.В.Журавлевой, Ж.А. Зайончковской, О.С.Захаровой, Ф.А.Ильдархановой, А.Е.Ивановой, В.М.Медкова, В.И.Мукомеля, Б.Б.Прохорова, С.В.Рязанцева, А.Б.Синельникова [11] и др. Исторически аспекты связи и зависимости между указанными процессами раскрываются в исследованиях Д.К.Шелестова, В.В.Минаева, С.И. Голотика, В.Б. Жиромской, И.Н. Киселева, Ю.А.Полякова[12].
Анализ демографических процессов на разных этапах социально-исторического развития России в ХХ веке, особенностей рождаемости, брачности и смертности в отдельных реальных поколениях проводится в коллективных монографиях «СССР - демографический диагноз», «Демографическая модернизация России 1900-2000», в «Демографические перспективы России» (где учитываются также тенденции 2000-х гг.).[13]
Социологические подходы к исследованию воспроизводства поколений в России позволяют проследить влияние исторически обусловленных перемен в социальной, культурной и политической областях развития общества на различные сферы жизнедеятельности современников. Данные аспекты проблем поколений нашли отражение в работах Ю.А.Левады, В.М.Воронкова, Б.А. Грушина, М.Б.Глотова, Б.В. Дубина, И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, В.С. Магуна, В.В. Семеновой, Х.Титмы, М.О.Чудаковой, Т. Шанина, М.В. Энговатова, Ю.В. Яковца, И.Г. Яковенко и др.[14]
|
Среди современных исследований следует выделить также научные публикации по результатам мониторинговых социально-демографических опросов населения РМЭЗ ГУ ВШЭ и «РиДМиЖ» Независимого института социальной политики [15].
Проблемам взаимодействия поколений посвящены работы, содержащие анализ моделей общественных отношений, возникающих в различные исторические периоды. Для исследования социально-экономических аспектов взаимосвязи поколений в обществе наиболее часто используются методы моделирования «перекрывающихся» поколений (П.Самуэльсон, У.Артур, Д.МакНикол, А.Ауэрбах, Д.Стеклов, Р.Ли, В.Матвиенко[16]), основу которых составляет определение зависимости между общественными и частными межпоколеннами трансфертами в условиях сложившейся возрастной структуры. Проблема экономического неравенства различных поколений и последствий процесса старения населения в России была поставлена в работах С.И.Пирожкова, Г.Л.Сафаровой, Т.М.Малевой и др.[17] Существует некоторый опыт исследований межпоколенных трансфертов, их направленности, объемов и структуры, на уровне семей (М.Б.Денисенко, Л.Н. Овчарова, Л.М.Прокофьева[18]).
Результаты отдельных исследований позволяют сделать вывод, что характер воспроизводства поколений и взаимодействия между ними в ХХ - ХХI вв. определяется комплексным сочетанием социальных, экономических и демографических факторов. Однако чаще в научных работах практически мало или совсем не обращают внимание на возможности подхода к трактовке поколения, основанного на выявлении зависимости его характеристик от особенностей переживаемого им социально-исторического этапа развития общества. Такой принципиально новый подход при изучении проблем воспроизводства и взаимодействия поколений предполагает применение интегративного подхода, позволяющего учесть различные специфические условия реального социально-исторического этапа. Это достигается при введении понятия «социально-демографическое поколение» и проведении анализа, который позволяет отобразить роль социального времени в воспроизводстве поколений в Советском Союзе (России).
Цель диссертационного исследования – выявить основные и специфические характеристики социально-демографических поколений России, активная жизнедеятельность которых протекала в различные социально-исторические периоды ХХ-XXI веков с присущими им критериями воспроизводства социальной структуры общества.
Задачи исследования:
· осмыслить сложившиеся в современном научном знании теоретические подходы к изучению демографических процессов как взаимосвязи воспроизводства населения и изменений в социальной структуре и социальных процессах;
· определить содержание основных компонент и специфические характеристики социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического процесса;
· исследовать процесс воспроизводства социально-демографических поколений России в ХХ-ХХI вв. во взаимосвязи с изменениями экономической, политической, социальной и культурной реальности;
· выявить социально-экономические особенности поведения поколений в обществе и в семье на современном этапе;
· выяснить механизмы внутрисемейной поддержки в достижении взаимодействия между поколениями в современном российском обществе, предложить меры государственной социальной политики по поддержанию солидарности поколений в семье и обществе.
Объект исследования – социально-демографические поколения России ХХ и ХХI вв. как деятельностные субъекты социально-исторического развития российского общества.
Предмет исследования – функционирование и воспроизводство социально-демографических поколений России в ХХ-ХХI вв.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу исследования социально-демографических поколений в современной России составляет интегративный подход, позволяющий применить различные социологические и демографические теории и концепции и создать обобщенную объяснительную модель социально-демографической реальности. Роль обобщенных объяснительных моделей действительности определена в работах В.А.Ядова, П.Штомпки, Г.Гоффмана-Новотного, Р. Инглехарта, Д.В. Каа, Д. Коулмэна и других российских и зарубежных ученых.
Исследования социальных и демографических характеристик поколений проводится на основе конкретно-исторического подхода, позволяющего определить не только важные события, разделяющие эпохи, но и присущие им устойчивые структуры общественной жизни. Использование концепции longue durée (французская школа «Анналы»)[19] в социально-историческом анализе поколений позволяет рассмотреть их в контексте социальной реальности, прерывистый характер которой определяет периодичность в социально-демографическом развитии поколений.
Эмпирическая база исследования. В работе использованы данные всеобщих переписей населения СССР и России за период 1920-2010 гг.; статистические данные Росстата (Госкомстата) за этот период; данные мониторингов социально-экономической и демографической ситуации в России; материалы Государственного архива за 1920-1956 гг.
Использованы материалы социологических исследований, выполненных автором и при его участии: 1) «Взаимодействие поколений в Российской семье и обществе: поиск социально-демографической политики нового типа»; 2000-2001 г., объем выборки 1749 человек; 2) «Пожилые люди в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты», 2001-2002 гг., объем выборки 840 человек. В диссертации проведен вторичный анализ данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) ГУ ВШЭ за 2001 и 2009 гг. (подробнее см. приложения к диссертации).
Научная новизна и основные положения исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Предложена авторская принципиально новая трактовка социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического развития общества. Введено в социологический контекст определение социально-демографического поколения как совокупности групп граждан, общественное сознание, структурные характеристики и качественные признаки которой формируются в условиях конкретного социально-исторического времени в результате ее деятельности в социальной, экономической, политической и духовной сферах общества, участии в демографическом воспроизводстве. Взаимодействие разных поколений зависит от субъективного восприятия переживаемого социального времени.
2. Выявлены основные показатели понятия «социально-демографическое поколение» с использованием методологического подхода, основанного на социологическом характере проблематизации воспроизводства поколений. Характеристики социально-демографического поколения как деятельного субъекта распределены по таким признакам, как участие в социально-экономической деятельности и в демографическом воспроизводстве. Участие в социально-экономической деятельности характеризуется на основе оценки его роли как производителя и потребителя благ, а также оценки уровня образования и благосостояния. Участие в демографическом воспроизводстве оценивается по изменению численности населения, обобщающему количественному показателю воспроизводства (нетто-коэффициент), по показателям, характеризующим особенности формирования семьи (брачность, рождаемость, размер семьи), здоровья (ожидаемая продолжительности жизни, возрастные параметры и причины смертности). Качественные аспекты воспроизводства поколений основываются на специфических чертах их общественного сознания, доминирующих убеждениях и ценностях. Особое значение имеет характер их преемственности: они либо передаются от поколения к поколению, либо в условиях социального кризиса создаются заново на основе новых идей, нового жизненного опыта.
3. Каждое социально-демографическое поколение имеет свое социальное время, исторически определенные условия формирования и активной жизнедеятельности. Социальное время как феномен, обладающий количественными и качественными свойствами, исследуется с двух сторон: изучаются события и ситуации, а также жизнедеятельность людей. Они взяты за основу периодизации социального времени ХХ-ХХI веков, отражают объективную социальную реальность каждого периода. При таком подходе количественные оценки замещения поколений можно представить во взаимосвязи с характером смены пережитых событий, а особенностям социальной реальности придать качественные характеристики соответствующих ей поколений. Прерывистый характер развития социальной реальности, а не только событий, определяют свойства периодичности в динамике социальных индикаторов поколений. Дискретность социально-исторического развития России в ХХ веке нарушала привычные для каждого времени условия, приводила к существенным структурным изменениям общества и жизни поколений.
4. Исследование социально-демографических поколений как субъектов социально-исторического процесса включает в себя несколько последовательных этапов анализа в рамках дихотомий: количественное-качественное, объективное-субъективное, общественное сознание-индивидуальное сознание. Соотношение количественных и качественных индикаторов поколения зависит от объективной социальной реальности. Анализ субъективных особенностей жизнедеятельности поколения основан на выявлении характеристик его поведения, ценностных ориентаций, мировоззрения, что смещает акцент исследования на дихотомию общественного и индивидуального сознания.
5. Объективная структура и особенности функционирования поколений как «реальности первого порядка» наблюдаются и измеряются в процессе их смены и воспроизводства на разных социально-исторических этапах. Поколение как социально-исторический феномен динамично, оно организует свою жизнедеятельность на каждом этапе на основе субъективных стратегий поведения, как«реальность второго порядка», что подтверждается подвижностью его характеристик во времени.
6. Компоненты воспроизводства поколений России ХХ-ХХI вв. представлены в их комплексном единстве. Показана тесная связь тенденций изменений социально-экономических характеристик, показателей здоровья, особенностей формирования семьи каждого поколения с переживаемым макросоциальным временем, со спецификой общественного сознания.
7. Определено влияние дискретного характера смены социально-экономического уклада общества в 90-е годы ХХ века на кардинальные изменения социальных и демографических структур в России. Исследование социального времени в 2000-е гг. проведено с применением динамичной совокупности социальных показателей с учетом их региональной специфики. Показана их взаимосвязь с демографическими компонентами воспроизводства поколения.
8. На фоне потери социальной ориентации, неуверенности в будущем, кризиса прежней системы ценностей происходит снижение жизненного потенциала поколения ХХI в. На основе оценок изменений среднего возраста смерти от основных причин и их соотношения в структуре смертности проанализированы элементы преждевременной смертности мужчин. Показано, что существенные территориальные различия в ее уровне усугубляют проблему гендерно-структурной неоднородности процесса, придают ей характер региональной стратификации. Анализ факторов преждевременной смертности доказывает связь социальных и демографических компонент воспроизводства поколения.
9. Исследована эволюция модели брака и семьи поколений 20-х годов ХХ - ХХI вв. Изменения в системе жизненных ценностей поколений ХХI в. ставят стремление к индивидуальной свободе и экономическую независимость выше семейных обязательств. Рост популярности незарегистрированных браков, увеличение среднего возраста вступления в первый брак, рост внебрачной рождаемости и числа неполных семей, массовый характер разводимости дают основания констатировать снижение значимости традиционной установки на ценность семьи и рост приоритетности внесемейных ценностей (образование, доходы, карьера).
10. Для социальных преобразований в России с 90-х гг. ХХ в. характерны опережающие темпы слома ключевых структур общества по сравнению с созданием новых. В результате резко изменилось поведение людей. Противоречия между поколениями в период прерывистого характера развития современного общества приобрели форму ценностных, экономических, политических антиномий, они накладываются и взаимно стимулируют друг друга. Изменения в демографических структурах поколений (вследствие длительной депопуляции, ухудшения здоровья, снижения рождаемости и регистрируемой брачности) способны их усилить, поскольку порождают конфликты «степени». [20]
11. Уточнена роль старения населения как качественного изменения в демографической структуре современного общества, создающего условия для возникновения конфликтов «степени» и воздействующего на особенности функционирования социальных институтов, на механизмы воспроизводства социальных отношений. В реальности его следствие проявляется в особенностях взаимодействия поколений, которое реализуется на основе сочетания солидарности и противостояния между различными социально-демографическими когортами.
12. Определено значение межпоколенных трансфертов, осуществляемых на уровне государства и семьи, как важного механизма решения обеспечения пожилых людей. Особое внимание уделено изучению состояния межпоколенной поддержки на уровне семей, рассматриваемой не только в качестве важного ресурса обеспечения пожилых, но и как средство достижения солидарности поколений в широком смысле за счет формирования особых социальных сетей. На уровне общества исследуется семейно-адресная направленность организации пенсионной системы. Адресные меры предлагают механизм обеспечения симметричных по своей роли в обеспечении жизнедеятельности потоков благ от старших поколений к младшим и от младших поколений к старшим, опирается на семью как на естественного организатора межпоколенного взаимодействия.
13. Взаимодействие между современными поколениями отражает их интересы на уровнях семьи и общества. На уровне семьи оно проявляется в форме межпоколенной поддержки и имеет большое значение для пожилых представителей поколения. На уровне общества оно зависит от действующих механизмов социального обеспечения. Указанные механизмы в период социально-экономических и политических преобразований российского общества, усиления дискретности его временных связей, находились в «догоняющем» реформы состоянии, налаживались методом «проб и ошибок». Поэтому семейные межпоколенные трансферты в данный период играли более важную роль в обеспечении солидарности поколений. Их роль велика и в настоящее время, они представляют собой овеществленную форму общественного сознания, развитие которой содействует интеграции общества. Вместе с тем, задачи консолидации общества в рамках дихотомии семейные-государственные трансферты, состоят в преимущественном развитии последних, поскольку их приоритетность и определяет сущность социального государства.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования основных ее положений и выводов в дальнейшей разработке теоретических, методологических и прикладных аспектах отечественной социологии и других общественных дисциплин. Основные положения диссертационного исследования содержат новый аспект социологического изучения социально-демографических поколений, предлагают подходы для проведения дальнейших исследований их воспроизводства и взаимодействия в обществе. Предложенный автором взгляд на социально-демографические поколения как на деятельные субъекты социально-исторического процесса обосновывает необходимость разработки комплексной стратегии социальной политики, учитывающей национальную специфику взаимодействия поколений в семье как перспективное направление ее совершенствования.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения и выводы диссертации за период 2005-2012 гг. прошли апробацию на всероссийских и международных конференциях. Среди них: 1) Пятая Международная конференция «Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации» (РГГУ, апрель 2005); 2) Российское экономическое собрание «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России» (МГУ им. М.В.Ломоносова, октябрь 2007г.); 3) III Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения. Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» (МГУ им. М.В. Ломоносова, декабрь 2007 г.); 4) Четвертая Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» - (Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, декабрь 2008 г.); 5) Девятая Международная конференция Европейской социологической ассоциации «Европейское общество или европейские общества?» (Лиссабон, Португалия, сентябрь 2009 г.); 6) Третья Международная конференция «Социология инноватики: человек в инновационном мире» (РГИИС, ИНИОН, ноябрь 2009 г.); 7) Четвертая Международная конференция «Социология инноватики: социальные и культурные условия модернизации» (РГАИС, ИНИОН, ноябрь 2011 г.); 8) Четвертые Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, ноябрь 2011); 9) Четвертый Всероссийский социологический конгресс (Москва, февраль 2012г.)
Теоретические аспекты диссертационного исследования были использованы при выполнении научно-исследовательских проектов под руководством и с участием автора: 1) «Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России» (руководитель проекта, МОНФ – Московский общественный научный фонд, РГНФ) - 1998-1999 гг.; 2) «Взаимодействие поколений в России в семье и обществе: поиск социально-демографической политики нового типа» (ответственный исполнитель, МОНФ, НИСП - Независимый институт социальной политики) - 2000-2001 гг.; 3) «Пожилые люди в сельской местности: родственные связи и межпоколенные трансферты» (руководитель проекта, НИСП) - 2001-2002 гг.; 4) «Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство» (руководитель проекта) – 2005 г.; 5) «Совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в России» (участник проекта, Всемирный банк в сотрудничестве с Министерством труда и социального развития РФ, Госкомстатом России) - 2005 г.; 6) «Юное родительство: отношение социального государства» (участник проекта, OECD, Policy Press) - 2005-2006 гг.; 7) «Междисциплинарный подход в демографических исследованиях» (индивидуальный исследовательский проект, Erasmus Mundus ECW) – 2009-2010 гг.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в разработанном автором лекционном курсе «Демография» (РГГУ, Москва), «Современная демографическая история России» (Центральный Европейский Университет, Будапешт).
Содержание работы отражено в научных публикациях автора, общий объем которых составляет более 50 п.л.
Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, четырех разделов, включающих семнадцать глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, раскрывается степень разработанности поставленной проблемы, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, теоретико-методологическая основа, эмпирическая база, содержится характеристика научной новизны, представлена научная и практическая значимость.
Первый раздел «Теоретические основы исследования взаимодействия социального и демографического развития общества» с остоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы исследования социально-демографического развития общества» представлен анализ эволюции представлений о взаимосвязи социальных и демографических процессов на различных этапах развития общества, сыгравших большую роль в разработке теории народонаселения.
Объяснительные схемы указанной взаимосвязи заключали в себе ответ на вопрос: определяется ли демографическое поведение людей обществом, едиными нормами, ценностями, или поведение – продукт индивидуальных решений, и сумма их реализации в виде отдельных показателей дает итоговые тенденции демографических процессов? Ответы базировались, прежде всего, на теоретических подходах ведущих социологов.
Важнейшее влияние на теоретические интерпретации социально-демографического развития общества оказали идеи О. Конта, который рассматривал процессы воспроизводства населения как элементы смены поколений, придавал им эволюционный характер. Во второй половине XIX в. – начале ХХ в. большая роль принадлежала идеям социального дарвинизма, содержащимся в работах его представителей Г. Спенсера, У. Самнера, Г. Тарда, А. Смолла и других социологов.
Осмысление проблем взаимосвязи социальных и демографических процессов представлено в трудах классиков зарубежной социологии А. Кетле, Г. Тарда, Р. Майо-Смита, Э.Дюркгейма, М.Вебера, и российской социологии - Н.К. Михайловского, С.Н. Южакова, П.А.Сорокина. Углубленное изучение демографического поведения населения способствовало осознанию взаимосвязи объективной и субъективной реальности, определению роли общественных и индивидуальных норм поведения в формировании тенденций демографического развития.
Взаимосвязь объективных и субъективных аспектов воспроизводства населения на разных исторических этапах развития общества наиболее полное отражение нашло в теории демографического перехода (ТДП). Основной тезис этой теории состоит в том, что этапы перехода, различающиеся по количественным и качественным показателям демографическим явлений, едины для всех стран мира, но проходят они их в разные периоды времени.
В главе отмечается значение системного подхода Т. Парсонса к объяснению механизма социального действия, основанного на единстве субъекта действия (индивида), определенной ситуации и ценностно-нормативных установок как условий действия.
Теоретическими истоками изучения взаимообусловленности социального и демографического развития явилось разделение социальных фактов на характеристики процессов и поведения, обоснование особенностей взаимодействия общества и личности. Постепенно в дихотомии объективное-субъективное в демографических процессах исследовательские акценты на исследовании субъективности стали все чаще использоваться для объяснения происходящих изменений.
Во второй главе «Эволюция трактовок понятия «поколение» в научной мысли» проводится осмысление понятия «поколение». Оно позволяет отразить процесс воспроизводства населения как субъекта социальных и демографических процессов, дает возможность провести углубленное исследование природы и сущности структур населения и закономерностей их изменения. Каждое поколение как итог социального, экономического и демографического поведения людей приобретает характер сложного переплетения разных сторон социальной действительности.
В первом параграфе анализируется опыт количественного и качественного анализа поколений, начиная с позитивистской трактовки О.Конта, идеи которого содержали попытку объяснения природы и темпов прогресса, предположение о наличии их связи с переменами в преемственности поколений и средней продолжительностью жизни. Анализируется также вклад Л.А.Кетле, А.Коста, А.Дюмона, Р.Пирла в развитие идей воспроизводства поколений. Показано значение теоретического подхода К.Мангейма, доказавшего, что исследование воспроизводства поколений не ограничиваются только установлением их «ритма», что необходимо исследование "фабрики социальных процессов", специфического взаимодействия индивидов, составляющих одно поколение, а также особенностей взаимодействия различных поколений. Феномен поколений представляет собой один из основных генетических факторов динамики исторического развития[21], и правильно понять природу развития можно, применив комплексный подход к исследованию феномена поколений. Данная точка зрения получила развитие в исследованиях Х.Ортеги-и-Гассета, связавшего хронологическую динамику поколений с качественными переменами в обществе для обоснования объективных закономерностей общественного развития.
Во втором параграфе рассматриваются современные подходы к исследованию поколений как субъектов социально-исторического процесса. Понятие «поколение» в них используется в зависимости от специфики поставленной исследовательской проблемы, но основу определения понятия составляет подход, позволяющий разграничить поколения демографические; поколения, образующие ступень в происхождении от общего предка; историко-культурные поколения [22]. В контексте историко-культурного подход а поколение изучается в органическом единстве с исторической эпохой, которая как «нейтральный нерв» формирует историческую память поколений и определяет сущность их смены, отражающей «диахронический аспект социального бытия» [23]. Поколения — это большие социокультурные когорты, внутренний мир которых сформирован одними и теми же историческими событиями, ритмы индивидуальной жизни которых совпали с ритмами социально-исторической реальности[24].
Демографический подход к оценке поколений основан на изучении количественных и качественных параметров воспроизводства населения. Особенности оценок заключаются в использовании конкретных методов анализа, разделении поколений на реальные или условные. Условные демографические поколения представляют собой возрастные структуры населения на определенном отрезке времени. По семейному признаку поколения разделяются в зависимости от родственного положения людей по отношению к их предкам и потомкам.
Интеграция отмеченных подходов расширяет возможности анализа социальных и демографических структур поколений и их динамики.
При рассмотрении поколений как агентов происходящих в обществе процессов и изменений отмечается значение «деятельностного» подхода (он развивается с 50-х годов ХХ века в работах Дж. Александера, М.Арчер, П.Бурдье, Э.Гидденса, Д. Ритцера, П.Штомпки и др.), который смещает объяснительные модели закономерностей развития общества к принципам социально-исторического процесса, не имеющего жестко заданного вектора. Решающую роль в направлении развития общества, изменения его количественных и качественных параметров играют деятельные социальные субъекты, массы обычных граждан[25]. Соответственно, в поколении выделяются виды его деятельности по социальным, экономическим, демографическим, политическим признакам.
Изучение взаимодействия поколений подразумевает выявление особенностей взаимосвязи между ними в обществе и семье. На данном уровне анализа следует выделить социальные отношения, развивающиеся в ходе реализации определенных моделей социального поведения в семье между различными семейными поколениями и в обществе между различными социально-экономическими поколениями.
Теоретические и эмпирические исследования поколений создали основу для принципиально нового подхода к объяснению специфики социально-демографических поколений, учитывающий междисциплинарный характер проблематизации их воспроизводства. В параграфе дается определение понятия «социально-демографическое поколение». Социально-демографическое поколение - это совокупность групп граждан, общественное сознание, структурные характеристики и качественные признаки которой формируются в условиях конкретного социально-исторического времени в результате ее деятельности в социальной, экономической, политической и духовной сферах общества, участии в демографическом воспроизводстве. Взаимодействие разных поколений основано на субъективном восприятии переживаемого социального времени.
Второй раздел «Основные характеристики и особенности социально-демографических поколений России 1917 - 1991 гг.» состоит из семи глав.
В первой главе обосновываются методологические основания анализа поколений. В первом параграфе анализируется органичная взаимосвязь понятий «социальное время» и «поколение». Свойства социального времени формируют качество деятельности людей. Отношение самих людей ко времени проявляется в активном и осмысленном отношении их к реальности, что выступает регулятором их поведения. Для адекватного отражения социального времени исследуются две стороны социально-исторического процесса: события и ситуации, а также жизнедеятельность людей в рамках данного периода. Соотнесение названных сторон в рамках конкретного социально-исторического периода составляет основу для определения взаимной роли событий и акторов в воспроизводстве социально-демографических поколений.
Теоретические подходы к изучению социального времени (представленные в трудах К.Маркса, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, П. Бурдье) позволяют рассматривать социальное время как количественную, так и качественную категорию, возникающую из общих для социальных групп верований, а различие между временами как различия между микросоциальными и макросоциальными временами, в результате взаимодействия которых само общество предстает как сочетание конфликтующих друг с другом времён. Развитие идей классиков социологии позволяет определить время как организатора человеческой деятельности, основной механизм, с помощью которого социальные акты, организации, институты и социальные структуры существуют и действуют [26].
Поколение, в свою очередь, может быть рассмотрено как агент, осуществляющий превращение социальных времён. В поколении социальное время предстает в трех измерениях: прошлого, настоящего и будущего, «через изменения будущее вторгается в жизнь всего общества и каждого отдельного человека» [27]. В концепции Э.Тоффлера изменение всегда относительно, оценить темпы изменений в данный период, в данной социальной реальности можно лишь при сопоставлении их с другой реальностью, другим периодом.
Учитывая многомерность социального времени, его характеристика включает оценки всех поддающихся измерению социальных структур и сторон жизнедеятельности людей. Процесс воспроизводства поколений осуществляется через деятельность института семьи, социальных организаций, отвечающих за социализацию людей на разных временных отрезках их жизни. При переходе от одного социального времени к другому меняется социальная форма процесса воспроизводства поколений. Социальные институты также изменяются, утрачивают или приобретают новое значение.
Каждое социально-демографическое поколение имеет свое социальное время, исторически определенные условия формирования и активной жизнедеятельности. Дискретность социально-исторического развития России в ХХ веке нарушала привычные для каждого времени условия, приводила к существенным структурным изменениям общества и в жизни