Тернистый путь педагога-исследователя.




Аннотация: в статье рассматриваются педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского.

Ключевые слова: новаторский опыт, образование, воспитание, педагогика, нравственность, гуманность, личность, учитель.

Научно-педагогическая деятельность известна со времен Древней Греции. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Социальная значимость и потребность в науке не преходящи, они вечны.

Значительные углубления в педагогические исследования произошли в ХХ веке, когда новому государству потребовалось строить новую модель образования. Рассматривая наследие наших предшественников, педагоги-исследователи выделяли что-то педагогически ценное и необходимое для современного образования.

Крупнейшим педагогом-исследователем ХХ века можно выделить Василия Александровича Сухомлинского- создателя народной педагогики. Он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. Основу деятельности любого педагога составляет искренняя любовь к детям и убежденность в реализации своих воспитательных идей.

Путь педагога начался с того момента, когда в 1939 г. он окончил с отличием Полтавский педагогический институт. 17- летним юношей он начал педагогическую работу. После окончания института стал преподавателем украинского языка и литературы в поселковых школах. Именно педагогический институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности.

С 1948 г. Сухомлинский стал бессменным директором школы в поселке Павлыш. Эта поселковая школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальной площадкой.

Важнейшими направлениями его деятельности как педагога-исследователя являются:

- воспитание гражданина;

- индивидуальное и коллективное воспитание;

- взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания;

- совершенствование творческих задатков у детей;

- семейная педагогика.

По мнению педагога, воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности.

Педагог-исследователь полагал, что суть воспитания заключается в коммуникативной составляющей процесса, в диалоге, общении с ребенком:

• воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных;

• общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях;

• в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого;

• ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.

Новаторско-педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею - признание личности ребенка как высшей ценности.

Так, педагогическая система, выстроенная педагогом-исследователем базировалась на гуманистических принципах:

- доверия к ребенку;

- получения им знаний без принуждения;

- воспитания без наказаний;

- сотрудничества родителей, учителей и детей;

- высокой нравственности;

- труда как творчества;

- свободы выбора поведения, поступка, образа жизни;

- ответственности за свой выбор.

В школе Сухомлинского отношения между учащимися и учителем строились на основе следующих положений:

• отметка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения и только в старших классах;

• учитель всегда должен вызывать доверие, быть человечным, но при этом иметь большой авторитет среди детей;

• школа должна поддерживать в ребенке его изначальное желание учиться, мотивировать на отличную учебу;

• никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний;

• нужно быть другом и наставником, помогать детям понять себя, развивать свой талант, способствовать личностному росту;

• нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой);

• важно и необходимо приглашать в школу родителей, но только для одобрения поступков ребенка;

• коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде;

• личность и коллектив - это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Говоря об уникальности идей и методик В.А. Сухомлинского, отметим, что педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. На основе использования принципов гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую главную жизненную ценность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

Сухомлинский- великий педагог, автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей. Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в жизнь через деятельность простой сельской школы. Его признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории Советского Союза, но и во всем мире.

Литература:

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 1973. 288 с.

3. Грохольская О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2017. № 2. С. 25-31.

4. История педагогики и образования: учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.]; под общей редакцией А. И. Пискунова. — 4-е изд. 2020 г. 452 стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: