Аннотация: в статье рассматриваются педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского.
Ключевые слова: новаторский опыт, образование, воспитание, педагогика, нравственность, гуманность, личность, учитель.
Научно-педагогическая деятельность известна со времен Древней Греции. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Социальная значимость и потребность в науке не преходящи, они вечны.
Значительные углубления в педагогические исследования произошли в ХХ веке, когда новому государству потребовалось строить новую модель образования. Рассматривая наследие наших предшественников, педагоги-исследователи выделяли что-то педагогически ценное и необходимое для современного образования.
Крупнейшим педагогом-исследователем ХХ века можно выделить Василия Александровича Сухомлинского- создателя народной педагогики. Он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. Основу деятельности любого педагога составляет искренняя любовь к детям и убежденность в реализации своих воспитательных идей.
Путь педагога начался с того момента, когда в 1939 г. он окончил с отличием Полтавский педагогический институт. 17- летним юношей он начал педагогическую работу. После окончания института стал преподавателем украинского языка и литературы в поселковых школах. Именно педагогический институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности.
|
С 1948 г. Сухомлинский стал бессменным директором школы в поселке Павлыш. Эта поселковая школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальной площадкой.
Важнейшими направлениями его деятельности как педагога-исследователя являются:
- воспитание гражданина;
- индивидуальное и коллективное воспитание;
- взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания;
- совершенствование творческих задатков у детей;
- семейная педагогика.
По мнению педагога, воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности.
Педагог-исследователь полагал, что суть воспитания заключается в коммуникативной составляющей процесса, в диалоге, общении с ребенком:
• воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных;
• общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях;
• в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого;
• ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.
Новаторско-педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею - признание личности ребенка как высшей ценности.
Так, педагогическая система, выстроенная педагогом-исследователем базировалась на гуманистических принципах:
- доверия к ребенку;
- получения им знаний без принуждения;
- воспитания без наказаний;
|
- сотрудничества родителей, учителей и детей;
- высокой нравственности;
- труда как творчества;
- свободы выбора поведения, поступка, образа жизни;
- ответственности за свой выбор.
В школе Сухомлинского отношения между учащимися и учителем строились на основе следующих положений:
• отметка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения и только в старших классах;
• учитель всегда должен вызывать доверие, быть человечным, но при этом иметь большой авторитет среди детей;
• школа должна поддерживать в ребенке его изначальное желание учиться, мотивировать на отличную учебу;
• никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний;
• нужно быть другом и наставником, помогать детям понять себя, развивать свой талант, способствовать личностному росту;
• нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой);
• важно и необходимо приглашать в школу родителей, но только для одобрения поступков ребенка;
• коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде;
• личность и коллектив - это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Говоря об уникальности идей и методик В.А. Сухомлинского, отметим, что педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. На основе использования принципов гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую главную жизненную ценность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
|
Сухомлинский- великий педагог, автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей. Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в жизнь через деятельность простой сельской школы. Его признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории Советского Союза, но и во всем мире.
Литература:
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 1973. 288 с.
3. Грохольская О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2017. № 2. С. 25-31.
4. История педагогики и образования: учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.]; под общей редакцией А. И. Пискунова. — 4-е изд. 2020 г. 452 стр.