Потомки могут воспринимать события иначе.




Лет

463 – 760

ЧАСТЬ 3.

Потомки могут воспринимать события иначе.

Византийские историки (Никифор и Феофан) рассматривают исход болгар, из какого то одного района, где они локализовались до расселения. Источники, повествующие о болгарах имеются! Сообщение Псевдо-Захарии приводилось в 1-й части.

Другой авторитетный источник – знаменитое сочинение хрониста VI в. Иордана – «О происхождении и деяниях Гетов» («Гетика»):

«На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты, вполне мирный народ. К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты. Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим (выд. нами). А там и гунны, как плодовитейшая поросль …».

Данные Иордана серьёзно подрывают доверие к данным Никифора и Феофана:

- Иордан намного ближе к описываемым событиям

- Иордан говорит об уже живущих по северному побережью Понта болгарах.

- авторы того времени отличали Понт (Чёрное море) и Меотиду (Азовское море). А речь идёт именно о Понтийском море.

То есть, Иордан застаёт болгар уже в северном Причерноморье, и ни о каких движениях их не говорит.

Посмотрим, что скажут другие источники.

Упоминание о болгарах имеется у Сигиберта из Жамблу, монаха тамошнего монастыря, летописца конца VI в. написавшего «Хронику Сигиберта Жамблуйского», Говоря о народах терзавших Византию, Сигиберт говорит:

«…, а именно, гепиды, аланы, турки, булгары и многие другие; и все они вышли из северных стран; возможно, именно по этому поводу пророком было сказано: «С севера придёт зло на всю землю».

Он же, под 539 г., сообщает:

- «Император Юстиниан убил двух болгарских царей, разорявших Фракию, и вместе с ними много тысяч болгар».

Византийский летописец, живший в кон. VI – нач. VII вв. – Феофилакт Симокатта сообщает, при описании войны Византии с аварским каганатом (при Маврикии - 582 – 602 гг.) об одном из столкновений, как раз с болгарами, войска стратига Петра. Отрывка не приводим, ввиду затруднительного его вычленения из общего текста.

Таким образом, есть уже, как минимум, четыре сообщения хронистов VI – нач. VII вв., о народе болгар, как соседа Византии. Эти сообщения вполне заслуживают доверия; авторы жили задолго до пресловутой даты – 670 (685) годы.

Есть ещё интереснейшее, несколько более позднее по времени, сообщение. Оно принадлежит так называемой «Хронике Фредегара». Автором хроники традиционно считается хронист Фредегар - полулегендарный автор, ходя позднейшие, уже XX в. исследования, предполагают нескольких авторов. Так вот; в хронике, под 631 годом, рассказывается:

«В этом году разгорелась бурная распря в Паннонском королевстве аваров или гуннов. Предметом спора стало наследование престола: должен ли он быть аварским или болгарским. Армии обеих сторон сошлись вместе, и произошла битва. В конце концов, авары победили болгар, которых было 9 тысяч, и те были изгнаны из Паннонии вместе со своими женами и детьми. Они просили убежища у Дагоберта, прося его принять их и дать им дома во франкской земле. Дагоберт распорядился, чтобы они зимовали среди бавар, а тем временем стал совещаться с франками по поводу их будущего. Когда они рассеялись среди бавар на зимовке, Дагоберт принял совет своих франков и приказал баварам убить болгар в их домах вместе с их женами и детьми в течении одной ночи. Приказ был выполнен. Спасся только Альзеко с семьюстами людьми и их женами и семьями, они нашли убежище в вендской марке. Альзеко и его приближенные жили много лет вместе с Валлуком, герцогом вендов»

Интересно это сообщение уже тем, что в нём говорится, почти прямо, о совместном, аваро-болгарском, государстве. И к этому вопросу необходимо будет вернуться.

Есть важные сообщения Феофана «Исповедника»:

«538 В этом годунапали булгары, два царясо множеством булгар и друнгом, на Скифию и Мизию».

«539/540 Как только Мунд появился в Иллирике, выступили булгары, огромное множество, и, напав на них, он всех истребил. Из полона он отослал в Константинополь их предводителяс другими [булгарами], и они прошли в триумфальном шествии по ипподрому. Во Фракии наступил прочный мир, так как гунныне осмеливались более переправляться через Дунай. Пленных же булгар императорпослал в Армению и Лазику, где они были приписаны к числовым арифмам».

Обратим, вновь, внимание; болгары в Подунавье, уже во 2-й четверти VI в.

Это перекликается с двумя значительно более поздними источниками: «Повестью временных лет» и «Хроникой Манассии». Последняя является хронографией составленной в Византии, в конце XII в., и переведена на славянский (староболгарский) язык в конце XIV в.

ПВЛ: «Словеньску же языку, якоже рекохом, живущю на Дунаи,придоша от скуф рекше от козар, рекомии болгаре и седоша по Дунаеви, и насельници словеном быша. Посём придоша угри белии, и наследиша землю словеньску; си бо угри почаша быти при Ираклии цари, иже находиша на Хоздроя, царя перьскаго».

«ХМ»: «При Анастасии-царе (491 – 518 г.г.) начали болгары завоёвывать эту землю, переправившись через Дунай под Бдином, и сперва стали заселять нижнюю землю Охридскую, а потом и всю эту землю. А от исхода болгар и доныне – 870 лет » (дан славянский вариант хроники).

Заметим, болгары появляются на Дунае: по ПВЛ – раньше и угров белых и аваров; по «Хронике Манассии» – в конце V – начале VI вв.

Сейчас, для нас, важен факт: болгар уже хорошо знают в Европе VI –VII вв. Важно и то, что уже при Иордане болгары заселяют северное побережье Чёрного моря.

И опять Никифор «Патриарх». Он даёт такие сведения:

- «Вскоре после этого и Ираклий отправился в Византии и был принят тамошними жителями с многочисленными приветствиями и чрезвычайной славой. …. И потом произвел возведение в консулы сына своего Константина, Ираклия же, сына от Мартины, назначил кесарем (635 г. ). По прошествии же некоторого времени саракины напали на окрестности Антиохии. …..

В то же время Мария, сестра Ираклия, послала аварскому кагану деньги и выкупила своего сына Стефана. Соблазненный этими дарами Авар стал побуждать магистра Аниана [Антониана], чтобы и он прислал дары за освобождение других, которые были взяты заложниками. И так это и произошло».

В те же самые времена восстал вновь Куврат, родственник Органы, государь гунно-гундуров, против аварского хагана и весь народ, который находился вокруг него, подвергая оскорблениям, прогнал из родной земли. [Куврат] прислал послов к Ираклию и заключил с ним мир, который они сохраняли до конца своей жизни. И Ираклии послал ему подарки и удостоил его сана патрикия».

Не являются ли гунно-гундуры и болгары одним и тем же? Либо одни – частью других?

Слишком уж одно ложиться на другое:

- 631 г. распря в каганате. Изгнание болгар.

- 635 г. восстание Куврата (вновь!) против авар.

Можно уверено утверждать; повествование о расселении болгар, приводимая у Никифора и Феофана – позднейшая конструкция. На самом деле, расселение болгар произошло значительно раньше. Да и, скорее всего, не так как они описали.

Между прочим, скажем, что Псевдо-Захария знает два вида болгар; у одних пять городов, другие – «живут в шатрах» (см. выше).

А что известно об аварах? Немало!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: