Рекомендации по технологии вышивки




Управление образования Гомельского облисполкома

Учреждение образования

«Гомельский государственный областной институт

Повышения квалификации и переподготовки

Руководящих работников и специалистов образования»

Учреждение образования

«Гомельский государственный областной

Дворец творчества детей и молодежи»

Технология ниточного дизайна

Из опыта работы руководителя кружка «Гобелен»

Мамруковой Н.В.

Гомель


С любимым делом жизнь в сто крат милее,

Лишь надо приложить к нему терпенье.

И мастерство становится смелее,

Когда приходит к сердцу вдохновенье.

Любовь к искусству – вечное горенье,

Художнику как сладостное бремя.

Творенье рук – источник наслажденья,

Изменит душу и заполнит время.

 

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочками на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, так называется этот вид деятельности.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища, изделий и предметов быта. В современном периоде искусство изонити нашло широкое применение для оформления интерьера, элементов одежды, при изготовлении подарков и сувениров. Техника выполнения данной технологии проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла; заполнение окружности.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

o мелкой моторики пальцев рук;

o сенсорного восприятия;

o глазомера;

o логического мышления;

o воображения;

o волевых качеств.

Результат работы в технике «Изонить» завораживает детей художественной красотой исполнения. А где красота – там и радость, и праздник, и всегда хорошее настроение.

Существующий ранее механизм передачи традиций на уровне семьи – от родителей к детям - в настоящее время уступает место организованным формам обучения. На сегодняшний день в качестве носителя и транслятора культурных ценностей выступает педагог, и именно ему принадлежит ведущая роль в приобщении учащихся к художественному наследию.

Творчество, талант, вдохновение - все это в высшей степени присуще руководителю кружка «Гобелен» учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» Мамруковой Надежде Васильевне.

Как сделать работу кружка более интересной, увлекательной? Как передать знания и умения, свое мастерство учащимися? Как сформировать творческую, развивающуюся личность?

Ответ один: лишь увлеченный делом сможет увлечь других.

Более 10 лет руководитель кружка ручного ковроделия Надежда Васильевна Мамрукова знакомит учащихся с произведениями народного искусства и основами той технологии, по которой оно изготовлено, одна из них – технология ниточного дизайна. Дети не только учатся мастерству, но и сами создают художественные изделия. Работы ее воспитанников можно увидеть во Дворце творчества, на областных выставках.

Своим мастерством педагог щедро делится со слушателями курсов повышения квалификации.

 

Тимошенко С.Н.,

методист учебно-методического отдела руководящих кадров и воспитательной работы

УО «Гомельский ГОИПКиПРРиСО»


Ниточный дизайн

(изонить)

Ниточный дизайн (вышивка по бумаге) - малоизвестный вид творчества в области декоративно-прикладного искусства. Он легко усваивается детьми, развивает их фантазию, мастерство аккуратно и внимательно выполнять работу, терпение и усидчивость.

Материалом для занятий вышивкой по бумаге служит плотная бумага или тонкий картон. Можно использовать цветную бумагу (тонированную) и цветной картон, но с условием, что изнаночная сторона будет светлой, так как разметка идет на изнаночной стороне.

Нити используются швейные: разноцветные, хлопчатобумажные, армированные, шелковые, мулине, акриловые, нитрон, тонкошерстные. Иглы - тонкие, длинные, с большим размером отверстия. Для прокалывания отверстий в бумаге или картоне используется булавка с колечком или тонкое шило.

Разметочный материал.

Циркуль, треугольники (равносторонний и прямоугольный) транспортир, лекала, линейка, карандаш, резинка, скотч, клей ПВА.

Для увеличения производительности и для ускорения работы можно изготовить шаблоны. При разметке шаблонов необходимо соблюдать следующие условия: расстояние между двумя прокалывающимися точками не должно быть менее 3мм и больше 7-8мм, если они используются для вышивки композиции на формате А-3 или А-4.

Если работа больше этого формата и нити применяются утолщенные, то расстояния между точками могут быть до 1 см и более.

В зависимости от достигаемого эффекта в работе, проколотые отверстия могут быть больше чем толщина иглы, применяемая для вышивания.

Технология вышивки

Прежде чем вышивать композицию, необходимо выполнить ряд учебных образцов, т.е. научиться вышивать углы, прямые линии, окружность, овал, дугу, кривую форму.

Углы.

Рисуется угол (прямой, острый, тупой).

Разметка производится с вершины угла. Непременным условием при разметке должно быть равное количество отверстий по сторонам угла (рис. 1а).

Прокалывание. Прокалывать вершину угла не нужно, но иногда, в композиции это необходимо. Следить за точным прокалыванием точек (рис. 16).

Вышивка. Иголка с нитью вкалывается с изнаночной стороны на лицевую в следующем порядке: если вкалывается (на изнанке) в первую точку на одной стороне угла, то выводится (с лица на изнанку) в последнюю точку на другой стороне угла. Затем на изнаночной стороне делается маленький стежок в следующую точку на этой же стороне угла. На лицевой стороне угла вкалывается рядом в точку - прокол на противоположной стороне, делая длинный стежок.

Длинные стежки на лицевой стороне и составляют узор вышивки. Угол прошивается до тех пор, пока не останется свободных проколотых отверстий. С изнаночной стороны видны лишь короткие стежки. Закреплять нить необходимо с изнанки. Если нить осталась в игле длинная - закрепляем за стежок близкорасположенный (как в вышивке по ткани). Если нить в игле маленькая, закрепляем ее на изнанке скотчем (рис. 1 в, г, д).

 

 




 

 

Прямые линии.

Прямые линии - параллельные и непараллельные.

Разметка производится также как разметка углов, с тем же условием - одинаковым количеством точек на обеих линиях.

Прокалывание. Следить за точным проколом точек (•) и одинаковым расстоянием между ними.

Вышивка производится так же, как и в углах. Вначале первая (•) на одной стороне прямой - последняя (•) на другой или наоборот.




 


 




 

 


Окружности.

Разметка кругов производится следующим образом: начинать надо с центровки окружности. Это дает сразу 4 точки. Затем находятся центры между этими 4 точками и т.д. до получения того количества точек, которые нужно. В каждой четвертинке окружности должно быть одинаковое количество точек с расстоянием не меньше 2,5мм и не больше 5мм. Иногда в 1/4 круга не получается по этим параметрам разбивка и тогда можно разбить это расстояние на 3 отрезка.

Прокалывание. После первой разметки окружности прокалываем все точки и производим вышивку избранным способом. Необходимо следить за точным проколом точек и одинаковым расстоянием между ними.

Вышивка. Различают два способа вышивки окружности:

· по количеству прошивок - 1 раз или дважды по кругу;

· расположению первого длинного на лицевой стороне стежка.


Первый способ: если первый стежок проходит через центр круга окружность прошивается один раз (снежинка).




 


Второй способ: если 1 стежок сдвинут в ту или другую сторону на 1, 2, 3 и более дырочек нужна двойная прошивка по кругу, чтобы получились

закрытые лепест-ки цветка. Чем больше сдвиг от центра, тем шире кружок внутри цветка. Прошив-ка всех проколо-тых точек в том же порядке, как и угол - на лицевой стороне длинные перекрытия нитей, на изнаночной - короткие стежки.

 

 

Дуги.

Разметка. Любую кривую, т.е. дугу ограничиваем крайними точками и на глаз находим середину. Затем размечаем каждую дугу до середины, так же как и окружность, получив одинаковое количество точек от середины до края в обеих половинах кривой.

Прокалывание. Следить за точным проколом точек и одинаковым расстоянием между ними.

Вышивка. Первый стежок производится с центра в крайнюю точку, далее прошивается как угол. Заканчивается последний стежок в центре дуги.




 


Кривая форма (сердце, овал, спираль).

Разметка точек для прокалывания производится частично - участками: дуга, непараллельные и параллельные прямые, углы.

Прокалывание. Следить за точным прокалыванием точек. Расстояние между точками может быть разным.

Вышивка. Замкнутую кривую - овал, сердце можно вышивать как окружность (двойная прошивка), или участками как параллельные прямые или угол.






 


Рекомендации по технологии вышивки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: