Практические занятия
«Реализация ФГОС-2 в методических системах начального обучения математике»
Тема 1. ФГОС НОО как механизм обновления содержания и технологий начального общего образования.
1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС.
2. Активные методы обучения в начальной школе.
3. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной работе.
4. Реализация требований ФГОС в условиях малокомплектной сельской школы.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения
1. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 245 с.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.
3. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Пичугин С.С. О реализации требований ФГОС в условиях малокомплектной сельской школы // Учитель Башкортостана. – 2013. – № 1. – С. 31-36.
5. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 232 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
Тема 2. Новые подходы в обучении младших школьников в свете требований образовательного стандарта второго поколения (на примере различных УМК).
1. Действующие УМК в начальном общем образовании.
2. Реализация ФГОС НОО средствами УМК:
- «Школа России».
- «Гармония».
- «Перспектива».
- «Перспективная начальная школа».
- «Планета знаний».
- «Школа 2100».
- «Начальная школа XXI века».
- «РИТМ».
- «Начальная инновационная школа».
- системы Л.В. Занкова.
- системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
- «Школа 2000...».
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения
1. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 245 с.
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова и др. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 124 с.
3. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. – М.: Просвещение, 2014. – 137 с.
4. Математика: программа 14 классы / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI века, 2013. – 160 с.
Тема 3. Реализация требований ФГОС НОО в процессе начального обучения математике.
1. Примерная программа по математике в фундаментальном ядре ООП.
2. Разработка рабочих программ по математике на основе учебного плана и примерной программы.
3. Формирование УУД в процессе обучения математике.
4. Особенности оценки достижения планируемых результатов начального обучения.
5. Внешняя и внутренняя структуры урока математики, реализующего системно-деятельностный подход.
6. Технологическая карта урока математики.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения
1. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 245 с.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочие программы: предметная линия учебников Г.В. Дорофеева, Т.Н. Миракова. 1-4 классы. – М., 2011. – 72 с.
3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. – 272 с.
4. Петерсон Л.Г. Математика. Рабочие программы: предметная линия учебников. 1-4 классы. – М., 2011. – 160 с.
5. Пичугин С.С. Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока начальной общеобразовательной школы // Учитель Башкортостана. – 2013. – № 2. – С. 19-22.
6. Пичугин С.С. Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока начальной общеобразовательной школы // Учитель Башкортостана. – 2013. – № 3. – С. 29-31.
7. Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч. Ч.1 / А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
8. Примерные программы по учебным предметам: начальная школа: в 2-х ч. Ч. 2 / А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 231 с.
Тема 4. Внеурочная деятельность в аспекте содержания ФГОС НОО.
1. Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности.
2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
3. Организационные модели реализации внеурочной деятельности.
4. Моделирование программ внеурочной деятельности с учётом специфики ОУ.
5. Направления внеурочной работы по математике (подготовка к олимпиадам, выполнение проектов, научных исследований, решение проектных задач).
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группа. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
2. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.
3. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 245 с.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
5. Программы внеурочной деятельности. 1-4 классы / авт.-сост. М.В. Васюкова, Е.А. Шаповалова. – Волгоград, 2016. – 89 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.