МАЯК БАЛТИЙСКА - ПИЛЛАУ
СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА
Обратите внимание, что повсеместно в Калининградской
области (бывшая Восточная Пруссия) мы наблюдаем, как будто один строитель,
один человек старательно выкладывал кирпичную кладку всех сооружений и зданий,
не только в дальних деревушках, но и в городах.
так выглядел
маяк до 1905 года
Проходили столетия, но ничего не менялось. Те же
стройность, отточенность линий, аккуратность, точность инженерных расчетов,
долговечность отличают все старые постройки. То, чего, к сожалению, нельзя
сказать о наших домах с их недолговечностью и неказистым видом. Это небольшое
отступление сделано для того, чтобы рассказать об одном из тех, кто оставил добрую
память о себе своим потомкам. Чаще всего нам известен автор проекта -
архитектор. Но имена тех, кто непосредственно занимался возведением и
строительством проектируемых объектов, безвозвратно утеряны и забыты. К
счастью, такого не случилось с одной из главных достопримечательностей нашего
города - балтийским маяком. Из всех башен, сохранившихся до настоящего времени
в Балтийске (бывший Пиллау), именно он является самой значительной и впечатляющей,
обозначающей принадлежность города к морю.
Так маяк стал выглядеть с 1913 года
Строителем маяка в Пиллау был Иоганн Фридрих Петерсен. Он
родился в 1778 году в Гольштынии, в небольшой деревушке. Родители имели
небольшую усадьбу, и первые навыки в учении он получил дома, затем в гимназии.
С раннего детства проявил интерес к точным наукам - математике, геометрии,
вычислению. Затем приобрел практические навыки в области строительства и плотницкого
искусства - особенно в строительстве мельниц. В этих профессиях он преуспел,
но желание совершенствоваться дальше привело его в Пруссию. В 20-летнем
возрасте он попадает в Кенигсберг и сдает экзамены на землеустроителя. А
вскоре возвращается в Берлин и поступает в строительную академию. Во время
своего пребывания в Берлине с 1798 по 1802 гг. он много изучал земельное,
ирригационное строительство, а также сооружение дамб, укрепление проливов и
молов. В 1803 году он опять приезжает в Пруссию и получает патент инспектора
по строительству гавани в г. Пиллау. В 1804 году Иоганн Фридрих Петерсен
отправляется в Голландию изучать строительство каналов, дамб и т.д. Голландия
была хорошей школой не только для многих европейских стран, но и для России.
Еще с петровских времен многие наши соотечественники обучались плотницким,
строительным, морским, землеустроительным наукам, путешествуя по Голландии.
После возвращения в 1805 году Петерсен приступает к строительству
маяка. И 8 февраля 1813 г. маяк начал нести морскую службу. Его высота
составляет 31,38 метра. Толщина стен - 1 метр. Внутри имеется винтовая лестница,
и сначала маяк был керосиновым, огонь находился от уровня воды на высоте
29,15 метра, видимость - 18 миль.
Окраска маяка первоначально была белой.
Режим работы маяка неоднократно менялся: до 1830 г. маяк не зажигался летом.
Ас 1913 г., когда его модернизировали в электромаяк, он начал
"мигать". В 1927 г.
маяк отремонтировали и верхнюю часть покрасили в
красный цвет.
Всем известно назначение маяков – служить ориентиром для кораблей.
Но и сейчас, спустя почти 200 лет, маяк не потерял своей актуальности.
Он функционирует, украшает город
и является памятником деятельности Иоганна Петерсена. Иоганн Фридрих Петерсен
также занимался архитектурной застройкой Русской дамбы (ныне Русской
набережной). За его личные деньги там были высажены фруктовые деревья. В
1806-12 гг., когда Пиллау постоянно подвергался военным нашествиям французов,
все свои силы строитель посвятил сохранению города. В это тяжелое время
командовал егерской ротой и от прусского правительства получил благодарность.
В последующие годы он продолжал работу строителя - облагораживал каменные
ограждения побережья. На косе занимался
посадкой зеленых насаждений для укрепления грунта. Благодаря всем своим
усилиям и заслугам Петерсен приобрел известность. В 1825 году его назначают
в строительный совет г. Данцига. Там он строит каменные молы и портовые
сооружения. В начале 1834-го он заболевает и вскоре умирает. В некрологе
было написано: «Он был счастливым человеком в семейной и общественной жизни,
после себя он оставил 10 детей и более 2-х десятков строительных сооружений».
Сооружений, часть из которых функционирует по сей день и приносит пользу
современному Балтийску.
Людмила КОРМАШЕВА, сотрудник музея БФ.
Написать комментарий Подписаться на комментарии Пригласить |
| ||
Вячеслав КАЛИНИЧЕВ 28-01-2012 15:00 (ссылка) Это спам
Re: МАЯК БАЛТИЙСКА - ПИЛЛАУ
маяк на мысе ТАРАН
История города Пиллау и Балтийска по ссылке - https://vk.com/club110097399