Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
П Л А Н
1. Роль и место социологии в обществе: от отрицания к признанию.
2. Объект, предмет, структура и функции социологии.
3. Социологические законы и категории. Метод социологии.
Роль и место социологии в обществе: от отрицания к признанию.
Человеческое общество является предметом изучения самых разнообразных наук, в частности, наук, которые мы называем общественными или гуманитарными. К ним относится и социология, которая, в то же время, претендует на особое место в этих науках в силу своих «диагностико-прогностических» функций.
Как и много других наук социология «выросла» из философии, которая в своих античных формах была очень близка к современной трактовке социологии, однако, потом, под влиянием теологии, «преодолела земное тяготение» и выросла в теорию высшего порядка, какою в значительной степени является и сегодня…
Но изучение наиболее общих закономерностей развития природы и общества и человека, декларируемое философией, невозможно без изучения конкретных особенностей природы, общества и человека. Вот и случилось так, что изучением природы стали заниматься науки естественного цикла, изучение человека в его индивидуальной неповторимости взяла на себя психология. А вот общество некоторое время осталось «бесхозным», пока в 30-е гг. ХІХ столетия французский ученый Огюст Конт не ввел в обращение термин «социология», который происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «logos» (наука, учение, слово).
Он отождествлял социологию с обществоведением в целом, и утверждал, что она должна основываться на позитивных, то есть реально существующих фактах, явлениях и процессах подобно естественным наукам.
|
Несколько позже Э. Дюркгейм сузил толкование предмета социологии до изучения социальных явлений и социальных отношений, поставив ее в один ряд с другими общественными науками – историей, философией, экономической теорией и др., но это не повлияло на достаточно бурный рост социологической науки, которая дала миру имена Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера, Г. Тарда, М. Вебера, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, В. Парето, К. Маркса и многих других ученых. Есть среди них и наши соотечественники – Д.Л. Лавров, М.Я. Данилевский, М.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, М.С. Грушевский и др.
Правда, многие из этих ученых не ограничивались в своих интересах социологическими проблемами, но всех их объединяет опора на социальные факты, а также использование социологических законов, категорий и методов. Не исключением был и марксизм-ленинизм (до формирования большевистской трактовки научного коммунизма).
Именно с 20-х годов прошлого века бурное развитие теоретической и прикладной социологии на Западе сосуществовало с умолчанием теоретической и с запрещением прикладной социологии в СССР.
Причины – во-первых, монополизация марксизмом-ленинизмом всей системы общественных наук и подмена социологии историческим материализмом и научным коммунизмом. Во-вторых, опасение за использование учеными реального эмпирического материала, да еще с применением количественных методов, математического аппарата.
Следует запомнить истину, что социолог не просто утверждает, а доказывает, используя не отдельные, вырванные из контекста социальной действительности факты, а комплексно группируя эмпирический материал.
|
Эта особенность социологии, скажем правду, никогда не нравилась многим власть имущим. При этом использовались сами разные методы, вплоть до призыва к Богу.
Здесь следует оговориться, что, с одной стороны, учет движения населения еще с древних времен исходил от государственной власти и служил целям управления государством. Особенно подробными и сложными были регулярные исследования-переписи в Древнем Египте и Риме.
Во втором столетии до н.э. В Египте каждые два года самостоятельные домохозяйства со всеми их домочадцами вносились в списки, а хозяева домохозяйств давали присягу в том, что сведения, которые сообщаются ими, правильны. В качестве социологов-интервьюеров активно использовались жрецы, которые изучали не только народонаселение, но и социально-экономическую обстановку в стране и за ее пределами. Об этом мы узнаем из глиняных табличек и настенных надписей в пирамидах, которые дошли до нашего времени.
«Отец всех наук» Аристотель, изучая города-государства, дал будущим социологам методический аппарат массовых и экспертных опросов.
В Древнем Риме со времен Сервия Туллия каждые пять лет проводилась перепись населения, которая сопровождалась массовыми «очистительными» жертвоприношениями.
С другой стороны, распространение единобожия привело к запрещению любого количественного обобщения, которое трактовалось как прерогатива Бога и, следовательно, как вмешательство в божественный порядок. Считать, понятно, можно было все, кроме людей и всего того, что с ними было связано. Практически все основные религии «отметились» в этом плане.
|
Иудаизм. В Ветхом Завете есть указание на то, что применение количественных измерений к людям следует считать опасным. За проведение по распоряжению царя Давида переписи бог наказал людей чумой, которая унесла 70 тысяч жизней.
Ислам. «Нельзя считать вместе верующих и неверующих, праведников и неправедных, счастливых и несчастных, потому что это может привести к неверию или накликать беду.
Христианство. Переписи и подобные мероприятия были запрещены церковью практически до начала ХVII столетия.
В СССР результаты переписи населения страны, которая пройшла в 30-е годы, были искажены, а сами ученые, которые ее проводили, были уничтожены.
К середине 70-х годов, за исключением одного Института социологии СССР, который занимался идеологически безвредными проектами, социология была «персоной нон грата» в отечественной науке, а социологи – «наймитами мирового сионизма».
Сегодня в Украине, как и почти во всех постсоветских странах, социология является одной из самих востребованных наук, и сотрудничает с самыми разнообразными отраслями материального и духовного производства.
Что же это за наука, которая познала взлеты и падения, остается в центре внимания политиков и журналистов, ученых и практиков, простых людей, часть которых до сих пор считает, что результатам социологических исследований верить нельзя, «поскольку я лично в них не принимал участие»?