1 метод: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
2 метод: замена переменной.
3 метод: умножение обеих частей уравнения на одну и ту же функцию.
4 метод: применение свойств функций, входящих в уравнение.
Чаще всего при решении иррациональных уравнений применяют 1метод, то есть обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного. Следует не забывать, что уравнение-следствие наряду с корнями исходного уравнения может содержать и другие корни, которые называются посторонними. Поэтому после решения уравнения-следствия необходимо найти способ отсеять посторонние корни. Обычно это можно сделать при помощи проверки, которая в данном случае рассматривается как один из этапов решения.
Напомним, что при возведении обеих частей уравнения в чётную натуральную степень может получиться уравнение, не равносильное данному.
1 )Решим уравнение
.
Решение. Возведём в квадрат обе части уравнения
. Получим уравнение
.
Обратите внимание: второе уравнение не равносильно исходному, так как первое уравнение имеет только один корень —
, а второе — два корня –
и
.
В этом случае второе уравнение называют следствием первого уравнения. Отметим, что второй корень является посторонним для исходного уравнения, так как при подставновке его в исходное уравнение получим неверное равенство.
Как видим, при возведении иррационального уравнения в натуральную степень могут появиться посторонние корни, поэтому проверка обязательна.
При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать основные свойства иррациональных уравнений:
1. Если показатель радикала – чётное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным, при этом значение радикала также является неотрицательным. Проще говоря, все корни чётной степени, входящие в уравнение, являются арифметическими, то есть если подкоренное выражение отрицательно, то корень лишён смысла; если подкоренное выражение равно 0, то корень также равен 0; если подкоренное выражение положительно, то значение корня – положительно.
2. Если показатель радикала – нечётное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом. В этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения. Говоря другими словами, все корни нечётной степени, входящие в уравнение определены при любом действительном значении подкоренного выражения и в зависимости от знака подкоренного выражения могут принимать как неотрицательные, так и отрицательные значения.
А теперь давайте приступим к практической части нашего урока.
2) Решите уравнение
.
Решение. Отметим, что при
уравнение не имеет корней, так как правая часть нашего уравнения будет принимать отрицательные значения. А мы знаем, что значение корня не может быть отрицательным числом. Значит, нам будут подходить только корни больше либо равные 3.
Итак, возведём в квадрат обе части уравнения
. Получим равносильное уравнение
.
Перенесём все слагаемые из правой части уравнения в левую
. Получим уравнение
.
Теперь вынесем общий множитель х за скобки. Получим уравнение
. В скобках квадратный многочлен разложим на множители.
Имеем
.
Чтобы данное уравнение равнялось 0, нужно чтобы хотя бы один из множителей равнялся 0.
Отсюда полученное уравнение имеет корни
,
,
.
Вначале решения мы с вами оговаривали, что корни меньше –3 нам не подходят. Проверим, подходят ли корни
и
. Подставим их в исходное уравнение. При
левая часть исходного уравнения равна
, а правая – 3. Имеем верное равенство. Значит,
является корнем уравнения. При
левая часть исходного уравнения равна
, правая – 4. Тоже имеем верное равенство.
Следовательно,
также является корнем уравнения.
Ответ:
,
.
3). Решите уравнение
.
Решение. Возведём обе части уравнения в квадрат
.
Получим равносильное исходному уравнение
.
Приведём подобные члены и перенесём слагаемые без знака корня в правую часть уравнения
.
Получим уравнение
.
Возведём обе части получившегося уравнения в квадрат.

Получим уравнение
.
Раскроем скобки. Перенесём все слагаемые из правой части уравнения в левую. Приведём подобные.
.
.
Получим уравнение
.

,
.
Последнее уравнение является следствием исходного уравнения. Вычислим его корни. Имеем
,
.
Выполним проверку.
При
выражение
. Имеем верное равенство. Значит,
является корнем нашего уравнения.
При
выражение
. Видим: имеем неверное равенство.
Следовательно,
не является корнем нашего уравнения. Ответ:4.