Психолого-педагогическое образование
Социальный педагог
1. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность.
2. Подходы к понятию «личность» в основных психологических школах
3. Понятия «развитие», «рост», «созревание». Основные характеристики процесса психического развития. Свойства, особенности психического развития. Формы, области психического развития.
4. Основные закономерности и факторы психического развития детей
5. Понятие кризиса в психологии. Признаки кризисов. Хараткеристика кризисов развития.
6. Социальная ситуация развития и особенности личности ребенка подросткового и старшего школьного возраста (ранняя юность).
7. Общение как взаимодействие социальных субъектов и источник формирования социальной психики.
8. Социально-психологические процессы в группе. Социальное мышление. Социальные убеждения и суждения. Социальное поведение и установки. Социальные отношения.
9. Психология воспитания. Основные социальные институты воспитания. Психологические теории воспитания. Воспитательные системы. Авторские воспитательные системы.
10. Понятие компенсации в различных психологических школах. Механизмы компенсации. Взаимосвязь категорий компенсации и коррекции.
11. Стратегии построения коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии (культурный и субкультурный аспекты).
12. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии
13. Семейное консультирование как вид психологической помощи семье. Теоретические модели семейного консультирования
|
14. Психолого-педагогическая работа с семьей. Модели помощи современной семье (педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская).
15. Консультирование родителей по проблемам во взаимоотношениях с детьми. Особенности консультирования родителей детей разных возрастных групп.
16. Роль социальных и биологических факторов в формировании девиантного поведения и нарушений психического развития.
17. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного развития и поведения.
18. Задачи психологического консультирования
19. Основополагающие принципы психологического консультирования.
20. Профессиональные умения консультанта.
21. Техники и приемы консультирования, его этапы.
22. Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.
23. Личность как предмет воспитания. Теория развития личности. Социализация детей и взрослых. Стадии социализации. Факторы развития и социализации личности.
24. Воспитательный аспект социально-педагогической работы. Функции социально-педагогической деятельности.
25. Посредничество и сопровождение в системе социально-педагогической деятельности
26. Классификация социально-педагогических проблем, причины и факторы их возникновения в различных возрастных группах.
27. Специфика социально-педагогических проблем глобального, локального и индивидуализированного уровня у детей, подростков и молодежи.
28. Ребенок как субъект педагогической поддержки и сопровождения
|
29. Социализация и индивидуализация как процессы целостного образования ребенка
30. Сущность процесса поддержки и сопровождения ребенка (принципы, этапы, тактики).
31. Ребенок как субъект социальной жизни и воспитания. Сущность и содержание социального воспитания.
32. Среда как фактор развития и воспитания детей.
33. Модели школы как центра воспитания детей в социальной среде (С.Т. Шацкий, В.Д. Семенов, В.Г. Бочарова).
34. Международные и российские стандарты в области прав ребенка. Основные проблемы обеспечения прав различных категорий детей. Механизмы реализации прав детей в РФ.
35. Социально-педагогическая деятельность в области защиты прав ребенка на воспитание в семье, на образование, на развитие способностей ребенка, на охрану здоровья.
36. Защита детей-правонарушителей в следственных мероприятиях и судопроизводстве.
37. Основные направления социальной политики в интересах детей
38. Основные направления государственной семейной политики
39. Основные направления государственной молодежной политики
40. Исторический опыт социально-педагогической помощи детям, лишенным попечения родителей
41. Понятие, функции и принципы диагностической деятельности. Нравственно-этические и правовые нормы диагностической деятельности.
42. Этапы социально-педагогической диагностики. Методы диагностики личности и среды.
43. Модели социально-педагогического консультирования
44. Структура и типы социально-педагогического консультирования
45. Профилактика как социально-педагогическая технология
46. Реабилитация как социально-педагогическая технология
47. Содержание и формы социально-педагогической работы с замещающими семьями.
48. Содержание и формы социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями
49. Содержание и формы социально-педагогической работы с беспризорными и безнадзорными детьми
50. Содержание и методика работы с подростками с девиантными формами поведения
51. Социально-педагогическая работа с семьями группы риска
52. Организация здоровьесберегающей среды в детских образовательных и социальных учреждениях.
53. Муниципальная система социально-педагогической защиты детства. Взаимодействие муниципальных органов власти, органов управления образованием, администрации учреждений и общественности.