Национальный костюм орочей




Национальная одежда орочей отражала смешанный этнический состав этой группы населения Амура.

Орочи носили короткие штаны — натазники, которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, китайской дабы или русских хлопчатобумажных тканей. У женщин они спереди были соединены с нагрудником. Носили ноговицы, летом заправляемые в обувь, а зимой выпускаемые наружу. Ноговицы завязывали внизу поверх обуви (унта), которую шили из рыбьей кожи. На носках обуви обычно вышивали узоры. Обувь орочей была с низким и высоким (торбаза у мужчин) голенищем. Верхней одеждой орочам служили халаты. Мужчины носили летом на голове берестяные шляпы в виде невысокого конуса большого диаметра. Зимой охотники надевали небольшие шапочки, напоминающие тюбетейку. Для защиты от снега зимой и от комаров летом под шапочку надевали шлем из материн. Лбы мужчины спереди никогда не брили (выбривать волосы на лбу — маньчжурский обычай). Волосы они раньше заплетали в косу. Женщины заплетали волосы в две косы и обматывали их красным шнурком.

У орочей была распространена также одежда с разрезом спереди посредине, с узкими рукавами и с открытой грудью. Грудь закрывалась богато украшенным нагрудником (нолли). Этот нагрудник сохранился до наших дней в качестве элемента свадебного костюма.

На зимней охоте мужчины носили поверх халата или рубахи кожаный передник (бопи). Раньше орочи мужчины носили короткие юбочки из нерпичьей шкуры, аналогичные нивхским и ульчским юбкам (косъка, хоси). К старинной одежде следует отнести и мужскую зимнюю охотничью безрукавку, так называемую миата (буквально «шкура с головы лося»), которую шили из двух шкур, снятых с голов сохатых, и застегивали ременными завязками на груди. Именно этот тип одежды фигурирует в орочской мифологии. Безрукавка эта была известна у всех народов Нижнего Амура.

В одежде орочей присутствуют такие общеамурские черты, как сходство материала (рыбья кожа, шкуры морских и сухопутных животных), штаны с ноговицами, нагрудник, мужские передники и юбки, шубы из собачьего меха, халаты из рыбьих кож и т.п. Этноспецифические черты в одежде орочей прослеживаются в составе костюма и традициях орнаментики. У орочей не принято было стричь волосы. Мужчины заплетали их в одну косу (чохчо), женщины – в две (патучи).

Одежда и обувь — амурского типа: распашные халаты из ткани покроя кимоно, с правой полой, надставленной из другого куска (левую полу скашивали от шейного выреза к правой подмышке) и боковыми клиньями. Рукава длинные, суживающиеся к концам. Застежка на три пуговицы с правой стороны. Оба борта, шейный вырез, подол и полы украшали орнаментом. Халаты шили без подкладки (покто), на подкладке (каптима), зимний — на вате (хокто), на лисьем меху (сулякима тэггэ), из собачьих шкур мехом наружу (эруэ), женские — из рыбьей кожи (умами, уккэди). Нагрудники (лэли) оформляли металлическими подвесками и другими украшениями. Комплект женской одежды дополняли серьги (ика), ожерелья (монголи), носовые украшения (сандэха). Серебряные браслеты носили как женщины, так и мужчины. Для охоты шили куртки из ровдуги (качуи), из шкур кабарги, оленя (конгго), из двух шкур с голов лосей (мята), фартуки из рыбьей кожи (бэпи). Одежду схватывали поясами (уму). У мужчин на поясе висели ножи, кресало, трут, пороховница, у женщин — нож для кройки (гиресу), костяной игольник. Нижней одеждой служили короткие штаны (хооки) из ткани, ровдуги или рыбьей кожи, женские — с малым нагрудником (дыбба). Женские короткие ноговицы делали из ткани на вате, а мужские длинные — из ткани, рыбьей кожи (ойи), лосиной шкуры (такима ойи) или шкур собак (индахсама ойи) и ровдуги (носама амусю). Их поддерживали специальные пояски (тэлэ). Деталями мужской праздничной одежды служили фартуки (бэпи) из ровдуги, женской — наплечные пелерины (сини) — съемные круглые меховые воротники (монгоско). Наиболее состоятельные шили шелковые шубы на меху.
Летом женщины носили берестяную шапку конической формы (ау), зимой — ватную или меховую, а со второй половины XIX в. — платки. Мужчины-охотники на матерчатую накидку в виде шлема надевали круглую шапочку (апу) из белого меха оленя. Шею закрывали шарфом из беличьих хвостов. Рукавицы (коокто) имели на ладони вырез, позволявший высвобождать руку, не снимая их. Обувь, как и у других народов Амура, была поршневидная и башмаковидная. Для ходьбы на лыжах надевали унты — поршни амурского покроя с загнутым и заостренным носком и короткими голенищами из рыбьей кожи, шкур морского зверя или ровдуги. У женских поршней из рыбьей кожи (пондоко) носок был тупой. Поршни из лосиной ровдуги имели шипы и предназначались для ходьбы по льду. Башмаковидные сапоги тунгусского покроя (торбаса) шили из лосиных камусов. Голенища у мужских сапог выше колен, у женских — короткие. Верхний край оторачивали мехом, внутрь надевали меховые чулки.

 

Национальный костюм Ороки.

Одежду ороки сейчас чаще всего приобретают в местных магазинах: рыбаки покупают прорезиненные куртки, брюки, плащи с капюшонами, резиновые сапоги. Летом в хорошую погоду на промысел выезжают в обычных брюках, рубахахРис. 3. Орокская женщина из с. Устье «ковбойках», куртках с застежками «молния», в пиджаках, кепках, врабочих сапогах. Зимой надевают полубушки на меху, телогрейки, самодельные меховые безрукавки и торбаза из нерпичьих шкур. Мужчины имеют хорошие праздничные костюмы, а молодые — по нескольку костюмов; летом в нерабочее время они надевают светлые костюмы, сандалии, красивые светлые туфли, шелковые рубашки. Молодые и пожилые женщины носят летом платья из пестрых тканей с короткими рукавами, туфли. Поверх платьев в прохладную погоду надевают вязаные жакеты. Отправляясь в гости, пожилые женщины надевают покупные темные костюмы или светлые мужские куртки на «молнии», светлые головные платки, концы которых чаще всего завязываются сзади, угол платка свешивается поверх узла; гораздо реже платки завязывают под подбородок. Зимой женщины носят телогрейки, покупные пальто, валенки или самодельную обувь. Девушки, как и юноши-рыбаки, следят за модой. Часто их можновидеть в ярких блузках с короткими рукавами, в узких брюках, в туфлях на тонких каблуках, с красивыми сумками и затейливыми прическами; так обычно одеваются приезжающие на каникулы студентки, сельские жительницы стараются им ни в чем не уступать. Не только1 молодые, но и пожилые женщины охотно надевают покупные серьги, ожерелья. Наряду с современной одеждой у пожилых ороков можно встретить элементы традиционной одежды. Как мужчины, так и женщины пожи* лого возраста носят матерчатые ноговицы, для зимы их шьют на вате. Женщины рассказывают, что еще недавно таежные обитательницы носили под халатами матерчатые нагрудники «нэллю», украшенные бисером и металлическими подвесками. Халаты «покто» (ульч. «покто») еще не так давно имели большое распространение. Они были в основном двух типов. Один из них — амурский: как и повседневные халаты у нивхов, ульчей или орочей, он имел покрой кимоно, удвоенную левую полу, длинные узкие рукава, отделочную полосу внизу по подолу с пришитыми на ней мелкими металлическими бляшками «ачикта» (ульч. «ачи»). Второй тип халата носил следы влияния якутов; аналогичные следы якутского влияния в одежде обнаруживаются и у северных ороков. Якуты уже в конце XIX в. жили на Сахалине и занимались преимущественно торговлей. Халат якутского типа был цельнокроенный, имел вшивные рукава, широкие в верхней части, пришивавшиеся в сборку. Три вставных клина — два по бокам и один в середине спинки — от талии до самого низа значительно расширяли подол халата. Воротник—небольшой, отложной. Такие халаты теперь встречаются только у очень старых женщин. По воспоминаниям известны ровдужные женские орнаментированные халаты «нгальма». Пожилые мужчины носили под халатами матерчатые нагрудники «нэллю», украшенные бисером и металлическими подвесками. Халаты «покто» (ульч. «покто») еще не так давно имели большое распространение. Они были в основном двух типов. Один из них — амурский: как и повседневные халаты у нивхов, ульчей или орочей, он имел покрой кимоно, удвоенную левую полу, длинные узкие рукава, отделочную полосу внизу по подолу с пришитыми на ней мелкими металлическими бляшками «ачикта» (ульч. «ачи»). Второй тип халата носил следы влияния якутов; аналогичные следы якутского влияния в одежде обнаруживаются и у северных ороков. Якуты уже в конце XIX в. жили на Сахалине и занимались преимущественно торговлей. Халат якутского типа был цельнокроенный, имел вшивные рукава, широкие в верхней части, пришивавшиеся в сборку. Три вставных клина — два по бокам и один в середине спинки — от талии до самого низа значительно расширяли подол халата. Воротник—небольшой, отложной. Такие халаты теперь встречаются только у очень старых женщин. По воспоминаниям известны ровдужные женские орнаментированные халаты «нгальма». Пожилые мужчины еще носят куртки «капчима» (ульч. «капчима») из ткани с застежкой спереди посередине; прежде такие же куртки шили из ровдуги. У оленеводов в Баюклах до сих пор встречаются традиционные шубы «сюун» из оленьих шкур, у остальных южных ороков они вышли из употребления. Из более редких и дорогих частей одежды отметим бытование мужских безрукавок—«халагди» (ульч. «халада»), сшитых из двух цельных выдровых шкурок с завязками на груди. Широкое распространение получила у ороков обувь амурского типа из нерпичьих шкур с отдельно пришивавшимися матерчатыми голени щами-«турэскэ» (ульч. «турэскэ») «. Гол J целиком без Дополнительно пришитой подошвы, лишь с небольшим вставным треу* гольным клином на подъеме. Шапки «any» из оленьих шкур и из ткани, меховые рукавицы «мамбака» (своеобразное название, отличное от амурских и от Эвенкии» ского) —таковы дополнительные элементы традиционной одежды ороков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: