музыкальный руководитель




Департамент социальной политики Администрации города Кургана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 100 «Солнышко»

(МБДОУ «Детский сад № 100»)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИПРА

Подготовили: Мочалова Любовь Георгиевна,

Музыкальный руководитель высшей категории,

Стенникова Анна Семеновна,

музыкальный руководитель

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знает, как трудно найти тропинку к его сердцу. Среди воспитанников нашего детского сада немало таких детей, в том числе – детей-инвалидов. В работе с ними, помимо различных отклонений в физическом развитии, значимы следующие психологические проблемы:

· Отсутствует мотивация к обучению и, как следствие, низкий уровень познавательной активности;

· Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;

· Не сформирована коммуникативная компетенция.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Поэтому основной задачей в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления таких детей, причем не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Именно в процессе музыкальной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду является составной частью общей системы развития и воспитания детей с ОВЗ и имеет, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

В процессе музыкальной деятельности осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка, в том числе ребенка-инвалида. Коррекционная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

· Валеологические игры-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

· Дыхательная гимнастика, которая развивает не только певческие способности, но и правильную осанку, что очень важно в процессе реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

· Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата, помогает ориентированию в пространстве, имитирует движения животных. Улучшает музыкальную память, внимание, уровень певческих навыков и развития речи детей.

· Оздоровительные и фонопедические игры и упражнения (игры со звуком). Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей-инвалидов, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

· Игровой массаж. Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, поднимает настроение.

· Пальчиковые игры и сказки. Развивают речь ребенка, двигательную активность, способствуют снятию мышечных зажимов.

· Речевые игры с движением. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

· Релаксация. Способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка-инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, благодаря чему ребенок импровизирует голосом или на музыкальных инструментах, участвует в концертах, театральных постановках.

В рамках «Фестиваля искусств ДОУ – 2021» дети подготовительной группы VI вида (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) показали сказку «Красная Шапочка», где каждому ребенку была определена роль с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

 

 

 

 

Выступление в театральных постановках и на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой, социально значимой личностью.

Хочется подчеркнуть, что главная цель работы педагога на музыкальных занятиях - создать для детей-инвалидов теплую, радостную, дружескую атмосферу, помочь им интегрироваться в среду здоровых сверстников, научиться взаимодействовать с ребятами не только своей группы, вести активный, творческий образ жизни.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: