Департамент социальной политики Администрации города Кургана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 100 «Солнышко»
(МБДОУ «Детский сад № 100»)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИПРА
Подготовили: Мочалова Любовь Георгиевна,
Музыкальный руководитель высшей категории,
Стенникова Анна Семеновна,
музыкальный руководитель
Каждый, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знает, как трудно найти тропинку к его сердцу. Среди воспитанников нашего детского сада немало таких детей, в том числе – детей-инвалидов. В работе с ними, помимо различных отклонений в физическом развитии, значимы следующие психологические проблемы:
· Отсутствует мотивация к обучению и, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
· Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
· Не сформирована коммуникативная компетенция.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Поэтому основной задачей в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления таких детей, причем не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Именно в процессе музыкальной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий.
|
Музыкальное воспитание в нашем детском саду является составной частью общей системы развития и воспитания детей с ОВЗ и имеет, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
В процессе музыкальной деятельности осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка, в том числе ребенка-инвалида. Коррекционная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
· Валеологические игры-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
· Дыхательная гимнастика, которая развивает не только певческие способности, но и правильную осанку, что очень важно в процессе реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
|
· Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата, помогает ориентированию в пространстве, имитирует движения животных. Улучшает музыкальную память, внимание, уровень певческих навыков и развития речи детей.
· Оздоровительные и фонопедические игры и упражнения (игры со звуком). Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей-инвалидов, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
· Игровой массаж. Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, поднимает настроение.
· Пальчиковые игры и сказки. Развивают речь ребенка, двигательную активность, способствуют снятию мышечных зажимов.
· Речевые игры с движением. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
· Релаксация. Способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка-инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, благодаря чему ребенок импровизирует голосом или на музыкальных инструментах, участвует в концертах, театральных постановках.
|
В рамках «Фестиваля искусств ДОУ – 2021» дети подготовительной группы VI вида (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) показали сказку «Красная Шапочка», где каждому ребенку была определена роль с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Выступление в театральных постановках и на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой, социально значимой личностью.
Хочется подчеркнуть, что главная цель работы педагога на музыкальных занятиях - создать для детей-инвалидов теплую, радостную, дружескую атмосферу, помочь им интегрироваться в среду здоровых сверстников, научиться взаимодействовать с ребятами не только своей группы, вести активный, творческий образ жизни.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.