Характеристики «Поколения Z»




Материалы «Современный ребенок»

Вашему вниманию предложены данные теоретических и практических исследований об особенностях детей XXIвека (поколение Z). Как и любое поколение, современные дети имеют свои особенности и значительно отличаются от школьников предыдущих десятилетий. Как следствие, возникает необходимость учитывать эти черты при построении образовательного процесса.

 

Исследование особенностей современного ребенка:

характеристики «Поколения Z»

 

Дети XXI века, как и все предыдущие поколения, имеют характерные черты, обусловленные особенностями времени. Данные черты являются общими для детей определенного поколения и, во многом, не зависят от принадлежности ребенка к той или иной стране. Изучение этих характеристик представляется значимым для построения успешного взаимодействия с ними и образовательного процесса в целом. Напротив, сопротивление и игнорирование этих черт со стороны старших поколений, в частности, учителей, приводит к взаимному непониманию и неприятию субъектами образования друг друга.

Согласно Теории поколений (авторы Нейл Хоув и Вильям Штраус, США), разработанной в 1991 году, смена поколений происходит один раз в 20 лет, при этом каждое поколение обладает характерными чертами, так как испытывает влияние одних и тех же социокультурных факторов.

Авторами теории выделены следующие поколения:

· Поколение GI (1900-1923 г.р.)

· Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)

· Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.)

· Поколение Х (1963-1984 г.р.)

· Поколение Миллениум или Y (1984-2000 г.р.)

· Поколение Z (с 2000 г.р.)

Таким образом, дети, которые в настоящее время обучаются в школе, принадлежат к противоречивому поколению Z, обладающему своими сильными и слабыми сторонами.

Поколение Z, иначе именуемое Цифровым поколением или Потерянным поколением, родилось в непростое время. Согласно исследованиям социологов и демографов, на этих людей в значительной степени оказали влияние такие факторы, как:

· Экономический кризис;

· Укрепление вертикали государственной власти;

· Развитие информационных технологий;

· Многочисленные террористические акты, фактически – террористическая война;

· Различные массовые эпидемиии др.

Эти факторы неизбежно повлияли на то, что данное поколение значительно отличается от предыдущих. В педагогической теории и практике все чаще можно встретить обобщенную характеристику этих детей: «Они другие». А это значит, что и работа с ними должна выстраиваться принципиально по-другому.

Анализ зарубежных и отечественных источников позволил выделить следующие обобщенные характеристики поколения Z:

1. Зависимость детей от мультимедийных технологий и цифровой техники.

Это первое поколение в истории человечества, которое не представляет, что в доме может не быть компьютера. Компьютеры сопровождают всю их жизнь, часто они учатся читать и писать после того, как осваивают компьютер и Интернет. Все предыдущие поколения воспитывались на книгах, и отчасти на телевидении, эти дети мыслят совершенно другими категориями.

Данная черта во многом обусловила развитие последующих.

2. Стремление к получению быстрого результата

Эти дети более, чем кто-либо ориентированы на достижение быстрого результата и краткосрочных целей. Им не столько интересен процесс и работа, сколько сам результат. При этом цели, предполагающие длительную работу, их не привлекают, равно как и долгосрочные перспективы. Характерными качествами этих детей являются нетерпеливость, неспособность к монотонной, напряженной работе.

3. Индивидуализм и амбициозность.

Успешность в социальных сетях, компьютерных играх и существование социальных сетей и форумов в принципе предопределило перенос уверенности в себе и собственной правоте у этих детей и в реальной жизни. Неограниченный доступ к информации способствует развитию уверенности в себе. Они амбициозны, требуют внимания к собственному мнению, которое основывается при этом во многих случаях на своих домыслах и непроверенных фактах из интернета. Важно отметить, что склонность этих детей к сиюминутному результату часто оборачивается тем, что в своей работе и построении своего мнения они использую первый найденный источник информации в интернете. В связи с этим, детям поколения Z становится невозможным навязать что-либо, взрослым приходится доказывать свою точку зрения. При этом дети этого поколения настаивают на своем праве в принятии окончательного решения.

4. Прагматизм и ориентация на потребление

Дети этого поколения являются прагматиками и потребителями более, чем кто-либо до них. Часто они готовы взяться за какую-либо работу только в том случае, если видят непосредственный интерес для себя. Исследователями подчеркивается, что при этом они являются грамотными потребителями. Они умеют пользоваться интернет-магазинами, грамотно использовать различные акции, выбирать наиболее устраивающий их товар и услуги.

5. Способность к многозадачности

Работая в интернете, у человека в большинстве случаев открыто несколько вкладок одновременно. Чтобы переключиться с одной вкладки на другую, достаточно одного нажатия мышки. Постепенно это входит в привычку. Например, работая над рефератом, ребенок отвлекается на сообщение в социальной сети, одновременно просматривает новостную ленту, погоду и пр., снова возвращаясь к работе над рефератом. Это формирует важное умение современного человека быстро переключаться с одной деятельности на другую, выполняя их практически одновременно. Таким качеством не может похвастаться ни одно предыдущее поколение.


6. Клиповость мышления

Клиповость или фрагментарность мышления становится оборотной стороной умения пользоваться информацией и одновременно работать с несколькими источниками. Быстро переключаясь с одной вкладки на другую, дети привыкают воспринимать информацию фрагментарно, выхватывая наиболее яркие, часто далеко не самые значимые ее фрагменты. Развитию такого мышления и способа восприятия информации во многом способствует и современное телевидение, где яркая картинка, короткие ролики со сменяющими друг друга яркими кадрами заняли одно из приоритетных мест. В связи с этим, современные дети менее усидчивы, рассеяны, не способны долго сосредоточиться на одной работе. Из длинной речи учителя они также выхватывают отдельные фрагменты, что приводит к отсутствию прочности знаний, их бессистемности.

Виртуальное общение

Погруженность в пространство Интернет способствует развитию у детей склонности к виртуальному общению. В этом пространстве они легко взаимодействуют с людьми, общаются, приобретают друзей со всего мира. Однако в ситуации реального общения они испытывают затруднения. Огромные списки друзей в социальной сети на поверку оказываются лишь поверхностными знакомствами, в то время как реальных друзей либо очень мало, либо нет вообще. Хороших друзей подменяют псевдодрузья из социальных сетей.

8. Гиперактивность.

Гиперактивность, отмечаемая психологами у современных детей, также является следствием преобладания клипового мышления. Невозможность долго сосредоточиться на одной работе оборачивается неусидчивостью, нетерпеливостью, повышенной возбудимостью, впечатлительностью, плохим послушанием. В будущем это развивается в потребность в ярких впечатлениях, новизне, поиске новых ощущений и повышенной конфликтности, которые начинают проявляться уже в школьном возрасте.

9. Склонность к аутизации и интровертность

Современные дети, с ранних лет погруженные в компьютер и интернет, значительно больше остальных поколений погружены в себя. Эти дети часто живут в виртуальном мире и мире собственных фантазий. В этом мире они успешны, востребованы, они такие, какими хотят себя видеть. Тем труднее становится их жизнь в мире реальном, в том числе, в школе, где к ним предъявляется ряд объективных требований, где для получения желаемого статуса нужно приложить много усилий.

10. Размывание жизненных принципов, ценностей, ориентиров.

Отсутствие цензуры в главном жизненном пространстве современных детей – Интернете, приводит к тому, что поколение будущего оказывается погруженным в мир противоречивых ценностей. По сути, какие именно ценности выберет ребенок, во многом зависит от того, какой из источников информации в интернете покажется ему более убедительным.

 


Что отличает современных детей от предыдущих поколений

(результаты опроса студентов РГПУ им. А.И.Герцена)

(Все вопросы анкеты носили открытый характер)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: