Развитие качеств современного руководителя является важнейшей составной частью подготовки менеджеров как в системе обучения и повышения квалификации, так и в процессе самообразования. Существенную помощь в развитии и оценке этих качеств может оказать метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК).
Оценку степени развития своих управленческих качеств студентам целесообразно осуществлять в три этапа.
Первый этап. В тестах отметьте наиболее значительные, с вашей точки зрения, качества руководителя. Для этого поставьте в графе «В» (важность) против каждого качества оценку ее важности по пятибалльной системе (или 0 при полном отсутствии качества). Если отдельные позиции покажутся вам несущественными, поставьте в графе низкий балл. Однако подумайте, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться.
Второй этап. Во второй графе «И» (исполнение) проставьте оценку своего соответствия данному качеству по пятибалльной системе (или 0 при отсутствии качества).
Третий этап. Подведение итогов тестирования. Результатом тестирования по МАСТАК является сумма баллов, отражающая количественную оценку степени развития тех или иных качеств руководителя.
Можно применить и другой метод для самооценки собственных качеств. Сравнив проставленные вами оценки в графах «В» и «И», вы увидите небольшие несовпадения. Это позволит вам выявить те факторы, на которые следует обратить особое внимание в процессе самоподготовки и повышения уровня своих качеств.
Тест состоит из следующих блоков:
1)профессиональная компетентность;
2)организаторские качества;
3)деловитость;
4)нравственные качества;
|
5)политическая культура;
6) работоспособность;
7) интегральная оценка качеств руководителя.
Рассмотрим каждый блок.
1. Профессиональная компетентность
Формирование профессиональной компетентности – важнейшая составная часть подготовки руководителя в процессе как специального обучения, так и самообразования.
Профессиональная компетентность руководителя может быть охарактеризована следующими основными критериями:
• организационно-управленческая культура;
• экономическая культура;
• правовая культура;
• опыт руководства;
• опыт предпринимательства.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Организационно-управленческая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Профессиональные знания в области теории и практики организации и управления производством и трудовым коллективом | ||
2. | Овладение знаниями технологии, техники и условий производства | ||
3. | Знания в области психологии | ||
4. | Знания в области педагогики, педагогическая культура | ||
5. | Знания в области социологии | ||
6. | Знание делопроизводства | ||
7. | Овладение техникой личной работы | ||
8. | Знания в области современного информационного обеспечения | ||
ИТОГО: |
Экономическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Знание экономической теории | ||
2. | Овладение экономическими методами управления | ||
3. | Развитие экономического мышления | ||
ИТОГО: |
|
Правовая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Знание права | ||
2. | Способность применять правовые знания в реальных условиях | ||
3. | Соблюдение законности | ||
4. | Участие в повышении правовой культуры подчиненных | ||
5. | Способность участвовать в правотворческой деятельности | ||
ИТОГО: |
Опыт руководства (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Управленческие умения | ||
2. | Управленческие навыки | ||
3. | Опыт руководства на конкретной должности в трудовом коллективе | ||
4. | Производственный опыт | ||
ИТОГО: |
Опыт предпринимательства (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Опыт частного предпринимательства | ||
2. | Опыт коллективного предпринимательства | ||
3. | Опыт руководства предприятием в условиях рыночной экономики | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Организационно-управленческая культура руководителя
Исходя из суммы набранных вами баллов, можно охарактеризовать уровень вашей организационно-управленческой культуры следующим образом:
До 19 баллов – низкий;
20–25 баллов – удовлетворительный;
26–32 балла – высокий;
33–40 баллов – очень высокий.
Экономическая культура руководителя
До 7 баллов – низкий;
8–10 баллов – удовлетворительный;
11–13 баллов – высокий;
14–15 баллов – очень высокий.
|
Правовая культура руководителя
До 12 баллов – низкий;
13–17 баллов – удовлетворительный;
18–22 балла – высокий;
23–25 баллов – очень высокий.
Опыт руководства
До 10 баллов – недостаточный;
11–14 баллов – удовлетворительный;
15–18 баллов – достаточно хороший, что позволяет успешно решать управленческие проблемы;
19–20 баллов – очень большой опыт руководства, что отражает способность весьма эффективно решать проблемы управления.
Опыт предпринимательства
До 7 баллов – недостаточный;
8–10 баллов – удовлетворительный;
11–13 баллов – высокий;
14–15 баллов – очень высокий.
Итоговая оценка профессиональной компетентности руководителя
Для общей оценки уровня профессиональной компетентности следует подсчитать сумму баллов по предлагаемой группе тестов. Для этого в графе «Оценка уровня компетентности по тесту» приведенной таблицы следует проставить тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» необходимо проставить количественную оценку уровня вашей компетентности по каждой группе:
низкий уровень – 2 балла;
удовлетворительный – 3 балла;
высокий – 4 балла;
очень высокий – 5 баллов
Таблица
№ п/п. | Группа тестов | Оценка уровня компетентности по тесту | Количество баллов |
1 | Организационно-управленческая культура | ||
2 | Экономическая культура | ||
3 | Правовая культура | ||
4 | Опыт руководства | ||
5 | Опыт предпринимательства | ||
ИТОГО: |
Итоговая оценка вашей профессиональной компетентности будет следующей:
до 12 баллов – низкий уровень качеств;
13–17 баллов – удовлетворительный;
18–22 балла – высокий;
23–25 баллов – очень высокий.
Организаторские качества
Организаторские способности руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:
• тяга к лидерству;
• умение контактировать с людьми (коммуникабельность);
•умение организовывать совместную трудовую деятельность коллектива;
• личный авторитет.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Тяга к лидерству (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Внутренняя потребность к лидерству | ||
2. | Стремление быть вожаком | ||
ИТОГО: |
Умение контактировать с людьми (коммуникабельность) (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Умение опираться на коллектив, контактировать с подчиненными, коллегами, руководителями | ||
2. | Умение подбирать кадры | ||
3. | Умение увлечь людей | ||
4. | Умение действовать не силой приказа, а убеждением, быть воспитателем | ||
ИТОГО: |
Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Умение делегировать полномочия | ||
2. | Умение проверять исполнение | ||
3. | Умение пользоваться организационно-распорядительными методами | ||
ИТОГО: |
Личный авторитет (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Экстравертность (открытость) | ||
2. | Умение завоевывать авторитет и доверие | ||
3. | Уверенность в себе | ||
4. | Наличие чувства юмора | ||
5. | Обаяние, симпатичность | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Тяга к лидерству
До 5 баллов – низкая;
6–7 баллов – средняя;
8–9 баллов – достаточно устойчивая;
10 баллов – очень высокая.
Умение контактировать с людьми (коммуникабельность)
до 10 баллов – низкий уровень коммуникабельности;
11 – 14 баллов – удовлетворительный;
15–18 баллов – высокий;
19–20 баллов – очень высокий.
Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе
До 7 баллов – низкий уровень организаторских способностей;
8 – 10 баллов – удовлетворительный;
11–13 баллов – высокий;
14–15 баллов – очень высокий.
Личный авторитет
До 12 баллов – низкий уровень привлекательности;
13–17 баллов – удовлетворительный;
18–22 балла – высокий;
23–25 баллов – очень высокий.
Общая оценка организаторских качеств руководителя
Общая оценка уровня организаторских качеств руководителя складывается на базе полученных оценок по предложенной выше группе тестов.
Для этого в графе «Оценка уровня организаторских качеств по тесту» приведенной таблицы надо проставить полученные ранее тестовые значения ваших характеристик (низкий уровень, удовлетворительный, высокий, очень высокий). В другой графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших организаторских качеств по соответствующим группам:
низкий уровень организаторских качеств – 2 балла;
удовлетворительный – 3 балла;
высокий – 4 балла;
очень высокий – 5 баллов.
Таблица
№ п/п. | Группа тестов | Оценка уровня компетентности по тесту | Количество баллов |
1 | Тяга к лидерству | ||
2 | Умение контактировать с людьми (коммуникабельность) | ||
3 | Умение организовать совместную трудовую деятельность коллектива | ||
4 | Личный авторитет | ||
ИТОГО: |
Итоговая оценка ваших организаторских качеств может быть следующей:
до 10 баллов – низкий уровень организаторских качеств;
11–14 баллов – удовлетворительный;
15–18 баллов – высокий;
19–20 баллов – очень высокий
3. Деловитость
Понятие «деловой человек» можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле это человек, имеющий собственное дело, т.е. предприниматель. Он знает и что делать, и как делать; инициирует идеи, определяет стратегию действий, претворяет их в жизнь. Это может быть фермер, арендатор, кооператор, владелец какого-то частного предприятия и пр. К ним в определенном смысле можно отнести хозяйственных руководителей, менеджеров, работающих в условиях, близких к рыночным.
Человек, стремящийся к предпринимательству, может рассчитывать на успех, если он профессионально компетентен, обладает организаторскими, административными способностями, характеризуется деловитостью, высокой политической культурой, нравственностью и работоспособностью.
Более узкое, конкретизированное понимание понятия делового человека исходит из наличия у него хороших деловых качеств, суммируемых как деловитость. Такие люди хорошо вписываются в любой предпринимательский коллектив. Без деловитости не может быть предпринимательства, настоящего дела.
Деловитость включает три основных компонента:
• умение стратегически мыслить (стратегия личности);
• предприимчивость (тактика деятельности);
• личная организованность.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Умение стратегически мыслить (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Общий интеллект | ||
2. | Жизненная мудрость | ||
3. | Умение анализировать и делать выводы (рассудительность) | ||
4. | Умение генерировать идеи | ||
5. | Умение видеть перспективу | ||
6. | Умение ставить и формулировать задачи, выделять главное | ||
7. | Умение находить кратчайшие пути решения проблемы | ||
8. | Умение принимать правильные решения | ||
ИТОГО: |
Предприимчивость (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Деловая активность | ||
2. | Стремление к самовыражению, самореализации | ||
3. | Инициативность | ||
4. | Самообладание | ||
5. | Находчивость | ||
6. | Смелость | ||
7. | Решительность | ||
8. | Умение и желание оправданно рисковать | ||
9. | Оперативность | ||
10. | Гибкость (умение постоянно учитывать изменяющиеся условия) | ||
11. | Практичность | ||
12. | Бережливость | ||
13. | Деловая хватка | ||
14. | Наличие здравого смысла | ||
15. | Умение увязывать планы с реальными условиями | ||
16. | Наличие чувства нового, творческий подход к делу | ||
17. | Целеустремленность, напористость | ||
18. | Стремление выполнить свою работу наилучшим образом | ||
19. | Неудовлетворенность собой, постоянное стремление к самосовершенствованию | ||
20. | Способность доводить начатое дело до конца, стремление к конечной цели | ||
21. | Умение проигрывать, не падать духом при неудачах | ||
ИТОГО: |
Личная организованность (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Обязательность, умение держать слово | ||
2. | Пунктуальность | ||
3. | Самодисциплина | ||
4. | Умение эффективно и рационально использовать свое время | ||
5. | Желание и способность жить и действовать по системе | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Умение стратегически мыслить
Исходя из суммы набранных баллов (И) по тесту, можно дать следующую характеристику вашему умению аналитически мыслить:
до 19 баллов – низкая способность к стратегическому мышлению;
20–27 баллов – посредственное стратегическое мышление;
28–35 баллов – хорошие способности к стратегическому мышлению;
36–40 баллов – отличные способности к стратегическому мышлению.
Предприимчивость (по оценке исполнения)
До 51 балла – низкий уровень предприимчивости;
52–72 балла – посредственный;
73–93 балла – высокий;
94–105 баллов – очень высокий.
Личная организованность (по оценке исполнения)
До 12 баллов – низкий уровень;
13 – 17 баллов – удовлетворительный;
18–22 балла – высокий;
23–25 баллов – очень высокий.
Общая самооценка деловитости
Для определения общего уровня деловитости можно использовать результаты тестирования по предложенной выше группе тестов и оценить их, проставив в приведенной таблице свою оценку исполнения:
до 7 баллов – низкий уровень деловитости;
8–10 баллов – удовлетворительный;
11–13 баллов – высокий;
14–15 баллов – очень высокий.
Таблица
№ п/п. | Результаты тестирования по группам качеств | Оценка исполнения (И) |
Умение стратегически мыслить | ||
Предприимчивость | ||
Личная организованность | ||
ИТОГО: |
4. Нравственные качества
Самооценка нравственных качеств помогает хозяйственному руководителю совершенствовать их в процессе своей деятельности; ее целесообразно использовать при выдвижении резерва на руководящие посты, аттестации кадров, а также в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Нравственные качества руководителя можно разделить на две основные группы:
• духовные качества;
• культура поведения.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Духовные качества (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Порядочность | ||
2. | Честность | ||
3. | Милосердие | ||
4. | Добросовестность | ||
5. | Мужество | ||
6. | Благородство | ||
7. | Скромность | ||
8. | Независимость | ||
9. | Достоинство | ||
ИТОГО: |
Культура поведения (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Высокая внутренняя культура | ||
2. | Тактичность | ||
3. | Терпимость | ||
4. | Доброта | ||
5. | Приветливость | ||
6. | Чуткость и внимательность | ||
7. | Благожелательность | ||
8. | Уравновешенность и выдержанность | ||
9. | Располагающий к себе внешний вид, опрятность, элегантность | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Духовные качества
До 24 баллов – низкий уровень качеств;
25–34 балла – удовлетворительный;
35–43 балла – высокий;
43–50 баллов – очень высокий.
Культура поведения
До 22 баллов – низкий уровень моральных качеств;
23–30 баллов – удовлетворительный;
31–39 баллов – высокий;
40–45 баллов – очень высокий.
Общая оценка нравственных качеств руководителя
Для получения общей оценки уровня нравственных качеств необходимо рассчитать сумму баллов по предложенным выше тестам.
Для этого в графе «Оценка уровня нравственных качеств по тесту» приведенной таблицы нужно проставить фактические тестовые значения ваших характеристик по вышеприведенным тестам. В графе «Количество баллов» следует проставить количественную оценку уровня ваших моральных качеств по соответствующим группам:
низкий уровень – 2 балла;
удовлетворительный – 3 балла;
высокий – 4 балла;
очень высокий – 5 баллов
Таблица
№ п/п | Группы тестов | Общая оценка | Количество баллов |
1. | Духовные качества | ||
2. | Культура поведения | ||
ИТОГО: |
Общая оценка уровня ваших моральных качеств может быть следующей:
до 5 баллов – низкий уровень;
6–7 баллов – удовлетворительный;
8–9 баллов – высокий;
10 баллов – очень высокий.
Политическая культура
Политическую культуру руководителя можно разделить на три основные группы:
• общая политическая культура;
• умение понимать и учитывать общественные интересы;
• умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Общая политическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Знание политической обстановки и умение в ней разбираться | ||
2. | Опыт общественной и политической деятельности | ||
3. | Интернационализм | ||
4. | Общественная активность | ||
5. | Активная жизненная позиция | ||
6. | Способность отстаивать свою точку зрения | ||
7. | Умение вести дискуссию | ||
8. | Терпимость к различным точкам зрения | ||
ИТОГО: |
Умение понимать и учитывать общественные интересы (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Постоянная забота об общенародных, государственных интересах | ||
2. | Способность не терять из виду воспитательные последствия хозяйствования | ||
3. | Чувство долга перед страной | ||
4. | Ответственность перед обществом | ||
5. | Соблюдение государственных законов | ||
ИТОГО: |
Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Преданность трудовому коллективу | ||
2. | Умение осуществлять воспитание в трудовом коллективе | ||
3. | Органическая связь с массами, умение и желание учиться у масс | ||
4. | Требовательность к подчиненным | ||
5. | Способность критически оценивать достигнутые результаты | ||
6. | Умение правильно воспринимать критику в свой адрес со стороны коллектива | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Общая политическая культура
До 20 баллов – низкий уровень;
21 –28 баллов – удовлетворительный;
29–32 балла – высокий;
33–40 баллов – очень высокий.
Умение понимать и учитывать общественные интересы
До 12 баллов – низкий уровень понимания общественных интересов;
13 – 17 баллов – удовлетворительный;
18–22 балла – высокий;
23–25 баллов – очень высокий.
Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива
До 15 баллов – недостаточное внимание к интересам коллектива и потребностям каждого работника;
16–21 баллов – отношение к коллективным и личным интересам удовлетворительное;
22–27 баллов – вы оказываете достаточно внимания интересам и нуждам в руководимом вами коллективе;
28–30 баллов – вы являетесь достойным представителем своего трудового коллектива, выражаете его интересы, внимательны к своим работникам.
Общая оценка политической культуры
Общая оценка политической культуры складывается на базе полученных оценок по вышеназванной группе тестов.
Проставьте в таблице тестовые значения ваших характеристик, исходя из следующих оценок:
низкий уровень – до 2 баллов;
удовлетворительный – 3 балла;
высокий – 4 балла;
очень высокий – 5 баллов.
Таблица
№ пп. | Группы тестов | Оценки по тестам, баллов |
1. | Общая политическая культура | |
2. | Отношение к общенародным интересам | |
3. | Отношение к интересам трудового коллектива и личности | |
ИТОГО: |
Ключ к итоговому тесту:
Итоговая оценка политической культуры может быть следующей:
до 7 баллов – низкий уровень;
8–10 баллов – средний;
11 –13 баллов – хороший;
14–15 баллов – высокий уровень.
Работоспособность – одно из важнейших качеств современного руководителя. Работоспособность руководителя можно охарактеризовать следующими основными группами качеств:
• физический потенциал;
• эмоционально-волевой потенциал.
Эти критерии представлены в нижеследующих тестах.
Физический потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Физические нагрузки | ||
2. | Правильное питание | ||
3. | Хороший сон | ||
4. | Закаливание | ||
5. | Водно-питьевой режим | ||
6. | Правильное дыхание | ||
7. | Использование успокаивающих цветовых сочетаний | ||
8. | Незлоупотребление алкоголем | ||
9. | Незлоупотребление курением | ||
10. | Состояние здоровья соответственно возрасту | ||
ИТОГО: |
Эмоционально-волевой потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5)
№п/п | Элементы (критерии) | Оценка | |
В | И | ||
1. | Упорство в работе | ||
2. | Чувство долга | ||
3. | Стимулирование волевых качеств | ||
4. | Увлеченность работой | ||
5. | Семейное благополучие | ||
6. | Оптимизм и жизнерадостность | ||
7. | Широта увлечений | ||
8. | Умение расслабляться | ||
9. | Тренированность нервной системы | ||
10. | Гигиена умственного труда (режим труда, отдыха, питания, учет биоритмов) | ||
ИТОГО: |
Ключ к тесту
Физиологический потенциал
До 25 баллов – низкий уровень здоровья;
26–35 баллов – средний;
36–45 баллов – хороший;
46–50 баллов – отличный.
Эмоционально-волевой потенциал
До 25 баллов – низкий уровень эмоционально-волевых резервов;
26–35 баллов – средний;
36–45 баллов – хороший;
46–50 баллов – отличный.
Итоговая оценка работоспособности
Таблица
№ п/п | Группы тестов | Общая оценка | Количество баллов |
1. | Физиологические факторы работоспособности | ||
2. | Эмоционально-волевые резервы работоспособности | ||
ИТОГО: |
До 5 баллов – низкий уровень работоспособности;
6–7 баллов – средний;
8–9 баллов – высокий;
10 баллов – очень высокий.
Интегральная оценка качеств менеджера
Проставьте итоговые оценки по каждому блоку качеств в таблице, исходя из следующих значений:
низкий уровень качеств – до 2 баллов;
средний (удовлетворительный) уровень – 3 балла;
высокий уровень – 4 балла;
очень высокий уровень – 5 баллов.
Таблица
№пп. | Качества – критерии первого уровня | Итоговые оценки по тестам, баллы |
1 | Профессиональная компетентность | |
2 | Организаторские способности | |
3 | Деловые качества | |
4 | Нравственные качества | |
5 | Политическая культура | |
6 | Работоспособность | |
ИТОГО: |
Ключ к тесту
До 15 баллов – ваших качеств недостаточно для менеджера;
15–21 балл – имеете удовлетворительный уровень качеств менеджера;
22–27 баллов – вы обладаете качествами хорошего менеджера;
28–30 баллов – по своим качествам вы отличный менеджер.
Тест «Ваша коммуникабельность»
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант ответа.
1. Находясь в купе или салоне самолета, вы предпочитаете:
а) обычно молчать, не вступая в контакты с соседями;
б) контактировать по необходимости, но без охоты;
в) инициативно вступать в контакты без всяких затруднений;
г) делиться с незнакомыми своими сокровенными мыслями.
2. Вы поддерживаете отношения с друзьями, родственниками, предпочитая:
а) редкие визиты (3-4 раза в год);
б) более частые визиты (5-10 раз в год);
в) регулярные взаимные посещения (чаще одного раза в месяц);
г) еженедельные и более частые визиты.
3. Сколько поздравительных открыток вы получаете в год?
а) 1–5; 6) 6–10; в) 11–15; г) 16–20 и более.
4. Если вы уже закончили школу (вуз), то судьба скольких ваших товарищей по учебе известна вам подробно?
а) 1–3; 6) 4–10; в) 11–15; г) 16–20 и более.
5. В среднем у вас уходит на телефонный разговор:
а) 1–3 мин; 6) 4–5 мин; в) 6–10 мин;
г) от 15 мин и более:
6. Читая (или прочитав) новую книгу, вы обычно:
а) обдумываете прочитанное;
б) отвечаете на вопросы о прочитанном, но неохотно;
в) охотно отвечаете на вопросы о прочитанном;
г) по своей инициативе делитесь впечатлениями.
7. Во время киносеанса, спектакля, концерта вы обычно:
а) не любите, чтобы при вас кто-то выражал свои впечатления;
б) терпимо относитесь к этому, вам это бывает интересно;
в) иногда перебрасываетесь репликами со знакомыми;
г) не можете все время сидеть молча, стараетесь выражать свое мнение почаще.
8. Встречаясь на улице со знакомыми, вы:
а) если нет срочных дел к ним, киваете и проходите мимо;
б) отвечаете на приветствие и обмениваетесь краткими репликами;
в) не замечаете, кто поздоровался первым, охотно узнаете о новостях;
г) первым останавливаетесь, здороваясь, расспрашиваете, рассказываете о себе.
9. Возвращаясь домой после работы (учебы), вы предпочитаете:
а) молчать;
б) кратко отвечать на вопросы;
в) расспрашивать своих домашних о новостях, но без охоты, формально;
г) заинтересованно расспрашивать и рассказывать о себе.
10. Находясь в чужом городе (незнакомом районе) и разыскивая нужное вам учреждение, адрес которого вы не знаете (известно только, что оно должно быть где-то недалеко от остановки автобуса, на которой вы вышли), вы обычно предпочитаете:
а) обойти близлежащие улицы, самостоятельно разыскивая нужное вам учреждение;
б) определить среди прохожих («на глаз») местного жителя, задать ему вопрос, а в случае неудовлетворительного ответа продолжать самостоятельный поиск;
в) останавливать прохожих просьбой о помощи, но испытываете при этом чувство неловкости;
г) прибегать к помощи прохожих, не испытывая смущения.
11. Во время прогулки по городу, парку, за городом вы предпочитаете:
а) одиночество;
б) общество одного человека;
в) общество нескольких друзей или близких;
г) множество людей (коллективные вылазки, культпоходы и пр.).
12. Заметив на знакомом (близком, родственнике) обновку, вы:
а) оцениваете ее молча;
б) высказываете мнение, если спрашивают;
в) по своей инициативе высказываете мнение;
г) расспрашиваете о цене, о том, где обновка приобретена, комментируете свои впечатления.
13. При чтении художественной литературы вы обычно:
а) предпочитаете короткое стихотворение, новеллу;
б) цикл стихов, сборник новелл;
в) не обращаете внимания на жанр – лишь бы было интересно;
г) читаете обстоятельные романы и поэмы, которые заслужили авторитет критики, значительны по теме и пр.
14. Попав случайно в незнакомую компанию, вы:
а) чувствуете себя чрезвычайно стесненно, хотите уйти;
б) контактируете, но без особого желания;
в) рады новым знакомствам;
г) чрезвычайно рады новым людям, стараетесь узнать о них подробно и показать себя с лучшей стороны.