Методические рекомендации для выполнения эссе.




Темы для эссе

по дисциплине

Россия и мир: глобальная и сравнительная история

1. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

2. Федеративные отношения и этнополитические конфликты в современной России.

3. Духовная жизнь народов Западной Европы и США в современных условиях: характерные черты, особенности

4. Мировые войны XX в. и их влияние на развитие мировой и российской цивилизаций.

5. Проблема однополярности и многополярности на рубеже тысячелетий.

6. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

7. Россия и внешние вызовы современности.

8. «Национализм и экстремизм в современном мире

9. Глобализация как тенденция мирового развития. Глобальные проблемы современного мира.

10. Россия и Китай. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.

 

Методические рекомендации для выполнения эссе.

Последовательность выполнения эссе.

1. Формирование замысла (осмысление полученного задания).

2. Поиск и отбор материалов.

3. Группировка и систематизация материалов (составление плана).

4. Написание текста.

5. Обработка рукописи.

Написание эссе является одной из форм самостоятельной работы. В ходе выполнения этой работы учащийся решает следующие задачи: 1) более глубоко усваивает выбранную тему; 2) формирует навык работы с учебной, научной и справочной литературой; 3) формирует навык письменной речи, способность последовательно, аргументированно и грамотно излагать свои мысли.

Эссе как особый жанр широко распространено в литературной критике, публицистической прозе и других областях, где высоко ценится индивидуальная позиция автора, то есть субъективный подход.

"Эссе" в переводе с французского означает "опыт", "набросок" или "очерк". Большим мастером этого жанра был Мишель Монтень, который в непринужденной форме в виде кратких очерков изложил свои взгляды на все, что занимало его ум – от величия римлян до дурных и приятных запахов. Это были свободные философские рассуждения, не ограниченные заранее заданным жестким планом. Отсюда первая особенность эссе – свободная композиция.

Эссе не претендует на полное освещение вопроса или проблемы. В нем рассматриваются сюжеты, обусловленные личным интересом автора, и это его вторая характерная черта.

Третья особенность эссе – подчеркнуто индивидуальная позиция автора. Он может приводить и чужие мнения, соглашаться с ними или критиковать, но выражает свое отношение к теме. Это неизбежно сказывается на языке, и стиль изложения является четвертой особенностью эссе. Непринужденный, нередко полемический, язык эссе ориентирован на разговорную речь. Можно писать от первого лица, то есть от себя, смело ставя "я" в начало предложения и склоняя его по всем падежам в каждой строчке очерка.

Привлекательность эссе для истории. Оно подразумевает свободный стиль, избирательное описание того, что кажется наиболее интересным и важным, ярко выраженное авторское отношение к предмету, то есть дает большую свободу самовыражения, чем любой другой вид научного произведения. Если в последних предмет изучения часто возвышается над исследователем как дом в тысячу этажей, имеющий к тому же тысячу различных описаний, то эссе – это свободное парение мысли над историческим ландшафтом, как будто все тайны истории у вас в кармане, и выше вас авторитетов нет, а исторические деятели и простые смертные со всеми их делами находятся у вас под рукой и можно их засунуть под микроскоп или убрать в ящик за ненадобностью.

Свобода самовыражения в эссе для начинающих исследователей все же должна быть разумно ограничена, чтобы удержать их в рамках научного подхода. Перечень требований краток:

· предмет исследования должен быть четко обозначен в названии работы и в самом ее начале, и содержание эссе должно ему соответствовать

· текст должен быть авторским; плагиат, компиляция не совместимы с жанром эссе

· так же как и в любых других работах, необходимо оформлять сноски при цитировании, ссылках на точки зрения и т.п. (см. раздел "Оформление списка литературы и сносок").

Объем эссе может колебаться в пределах от трех до десяти страниц и более.

Эссе – в некотором роде антагонист аналитической работы, требующей предельной концентрации на теме.

Написание эссе следует начать с подбора литературы и ознакомления с ней. Далее необходимо составить план будущей работы и в соответствии с этим планом подобрать необходимый материал.

Эссе должно включать следующие части: титульный лист, лист для замечаний, содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы. В список литературы следует включать только те источники, использование которых отражено в тексте.

 

Формирование замысла. Часто работу над письменным заданием рекомендуют начинать с составления подробного плана. Это не совсем верно, так как ни один автор на этом этапе составить подробный план своего будущего произведения просто не в состоянии. И задача здесь совсем другая. То, что должно родиться на этом этапе, правильнее назвать не планом, а замыслом произведения. Главное - не ошибиться в выполнении своей задачи, не грудиться впустую. Сформулировать замысел той или иной работы - значит четко определить: • какую цель она преследует (решить задачу, написать проект чего-либо, продемонстрировать свои знания в той или иной области, прореферировать книгу или раздел книги и т. д.); • на какой круг читателей рассчитана (преподавателя, рецензента, государственную комиссию, коллег-студентов и т. д.); • какие материалы должны быть представлены в тексте и с какой степенью детализации (они могут быть указаны в задании или их необходимо найти самостоятельно); • нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений; • какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать, например, дипломную работу содержательной и убедительной.

Поиск и отбор материалов. Выделяют два подхода к сбору материалов. Выбор подхода - дело индивидуальное. Первый подход – это стремление собрать его максимально много, чтобы иметь достаточно фактов, цифровых данных, обобщающих мыслей для полного освещения избранной темы. Второй подход - собрать минимум материала для освещения темы, чтобы сэкономить время и труд и выполнить письменное задание с минимальными усилиями. Если исходных материалов много, то их надо сократить до оптимальных пределов. Скажем, из пяти монографий выбрать три, выписать из них цитаты, цифры, таблицы, а оставшиеся две монографии можно включить в список использованной литературы (мы их должны просмотреть, пролистать, оценить их полезность), или из 100 страниц ксерокопий документов оставить самые нужные 15-20. Разрозненные данные следует сгруппировать, цифровые показатели свести в удобные для чтения таблицы, продуман, перечень необходимых иллюстраций. Все отобранные материалы должны быть на отдельных листах, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем их можно было расположить в любой последовательности.

Группировка и систематизация материалов. Идея структуры произведения возникает уже и в момент формирования его замысла. В дальнейшем, в ходе подготовки собранных материалов, появляются новые соображения, дополняющие и развивающие эту идею, и представление о плане будущего труда становится все более отчетливым. На наш взгляд, целесообразно предварительно составить два-три варианта плана, применяя при этом различную методику. Можно вычленить разделы, которые будут хронологически, последовательно, друг за другом раскрывать суть проблемы. Можно выделить вопросы, охватывающие отдельные стороны проблемы. Можно выделить в проблеме (в явлении, событии) предпосылки, ход действий, результаты или, скажем, факторы, благоприятные и отрицательные, аргументы «за» и «против». Раскладывая материалы в той или иной последовательности, можно видеть преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов. Появляется возможность, в полном смысле этого слова, увидеть каждую из отдельных частей работы и всю ее целиком; добиться, чтобы были выдержаны правильная последовательность в изложении; выяснить, какими данными следует еще дополнить исходные материалы. На основе найденной структуры произведения определяется, какой должна быть ее рубрикация, т. е. деление на логически соподчиненные элементы (части, разделы, параграфы, пункты). Каждый из них снабжается заголовком, отражающим его содержание. После этого все отдельные материалы вместе с заголовками, отражающими рубрикацию, увязываются в логической последовательности.

Написание текста. Самая сложная часть работы для студента и начинающего исследователя - это, как правило, анализ и обобщение собранных материалов, написание самого текста. Для упрощения этого этапа работы необходимо самым серьезным образом отнестись к рекомендациям, изложенным в предыдущих параграфах. Типичная ошибка студента - попытка выполнить письменную работу «с ходу», разложив на столе перед собой 1-2 книги и переписывая из них куски текста. Но работа, выполненная путем списывания, компиляции, не получит высокой оценки, и, главное, ее автор не приобретет безусловно необходимых специалисту с высшим образованием навыков самостоятельной исследовательской работы. Поэтому наш совет однозначен: текст работы необходимо писать автору самому на основе собранных и обработанных материалов.

Обработка рукописи. Первоначальную рукопись обязательно необходимо доработать, а именно: • уточнить содержание, сделать это критически, придирчиво; • проверить правильность оформления; • провести литературную правку или редактирование текста. Работа над рукописью по содержанию начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе произведение. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения. После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимых в работе материалов и степени подробности их изложения. Следующий этап - проверка правильности оформления рукописи. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами. Касаются они фактически всех элементов рукописи: ее рубрикации, ссылок на литературные источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформления таблиц и иллюстративных материалов и т. д. Литературная правка. Основными задачами литературной правки (редактирования) являются:

• достижение единства стиля изложения;

• внесение в текст различных подчеркиваний, дополнительных рубрикаций;

• проверка правильности орфографии и пунктуации. Если автор владеет машинописью, ему обязательно следует вчерне напечатать работу самому. Это поможет обнаружить множество таких дефектов, которые, будучи не замеченными в рукописи, становятся очевидными в процессе ввода текста в компьютер. На определенном этапе подготовки рукописи очень важно, чтобы ее кто-то прочитал и прокомментировал, что значительно упростит задачу редактирования текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: