Развитие психических процессов. Творческая самостоятельность. Восприятие.
(03.04.2020 – 08.04.2020)
И 2 группа
Зрительное восприятие
Игра «Найди игрушку»
Цель: развивать зрительного восприятие, а также внимание детей 4 – 5-летнего возраста.
Ход игры:
Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.
Игра «Пуговки»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.
Оборудование: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.
Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка.
Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Игра «Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: электрический фонарик.
Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с ребенком по темной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя по темной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку.
Игра. «Накрой шляпой»
Цели: знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями.
|
Материалы: шляпа, предметы и игрушки разной величины.
Ход игры: предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте. Что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.
Слуховое восприятие
“Найди пару”, “Тихо – громко”
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
“Запомни слова”
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Педагог называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
|
И 4 группы
Слуховое восприятие
«ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ»
Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
«ПОВТОРИ»
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так Ток-тук-так Бык-бак-бок Дам-дом-дым Ком-дом-гном | моток-каток-поток батон-бутон-бетон будка-дудка-утка натка-ватка-ветка клетка-плетка пленка |
При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«ПОЙМАЙ ЗВУК»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы– О – А – Р – Ш – Ф – Л – Ы– А
Зрительное восприятие
Увидел, услышал - запомни
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Руководство: Взрослый записывает для себя 5 однозначных чисел, затем 15 – 20 секунд показывает запись ребенку. После этого ребенок должен написать числа на своей бумажке в том же порядке. Во втором случае - числа проговорить.
|
Повтори
Цель: способствовать развитию зрительной памяти.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Руководство: у играющего несколько листов бумаги цветные карандаши. Взрослый, отойдя в сторону, быстро рисует на своем листе 2 незамысловатые линии разного цвета и в течении 5-10 секунд показывает ребенку свой рисунок. Ребенок должен возможно точнее его скопировать.
Игра «Пуговки»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.
Оборудование: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.
Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка.
Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.