На обсуждение грамоты был собран городской совет на котором присутствовало духовенство и старшие люди города. На этом собрании присутствовал и мясник Кузьма Минин, избранный в сентябре земским старостой. На следующий день были собраны все жители города и им было зачитано содержание грамоты. На общегородском сходе с проповедью выступил протопоп Савва, призывая постоять за веру, но гораздо убедительнее была речь Минина: "Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником!" С этого дня в Нижнем Новогороде начались ежедневные собрания горожан, на которых обсуждались планы по спасению отечества, при этом постоянно обращались к Кузьме Минину, авторитет которого рос с каждым днём. Новогородцы, увлечённые предложениями Минина, решили собрать ополчение, собрать служилых людей и собирать на них деньги.
Воеводой ополчения было решено поставить князя Дмитрия Пожарского, который в это время лечился от ран и ожогов в нижегородском имении. Тут же князь пожелал, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. Что мы знаем о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Известно, что он потомок Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли, те в свою очередь являлись потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Особых военных достижений, за предками не замечено. Единственный воевода, участвовавший во взятии Казани войсками Ивана Грозного, был его дед Фёдор Иванович Пожарский, репрессированный в последствии царём. Известно, что родился Дмитрий Михайлович "1" ноября 1578г. Скорее всего место его рождения - село Берсенево в Клинском уезде, которое было приданым его матери Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, на которой женился его отец князь Михаил Фёдорович Пожарский. Всего детей у Пожарских было четверо, старшая дочь и трое сыновей. Отец умер, когда Дмитрию было 10 лет. После смерти отца, мать с детьми переехала в Москву, где занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени и ему был пожалован чин "стряпчий с платьем" в 1598г. Это было в начале царствования Бориса Годунова, когда мать и сын попали к царю в опалу. В 1602г. опала с них была снята и Пожарский был пожалован Царём Борисом в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне. Мать уделяла много сил и внимания образованию детей, будучи сама женщиной высокообразованной, она дала детям, блестящее по тому времени, образование. Именно мать привила Дмитрию такие черты характера, как: высокое чувство веры, чести и долга. Современники отзывались о нём, как о человеке у которого присутствовали такие качества, как: отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, исключительная набожность, но без фанатизма; любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался высоким чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был очень мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было очень удивительно для эпохи того времени. Именно эти качества и сыграли свою роль, когда новогородцы на очередном собрании единогласно признали его своим воеводой. Надо отметить, что когда Дмитрий служил стольником при дворе Царя Бориса, ему довелось прочитать не мало книг о военном искусстве того времени, что стало теоретической основой его военного таланта. После смети Годунова, Дмитрий присягнул Василию Шуйскому в 1606г. Но уже через год объявился Лжедмитрий II, за которым на русскую землю набросилась целая свора врагов. Для борьбы с врагами в 1608г. царь Василий Шуйский направил Дмитрия Пожарского в качестве полкового воеводы. За верную службу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский наградил князя Дмитрия в 1609г. вотчиной из его старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". В феврале 1609 года царь Василий Шуйский назначил Пожарского воеводой города Зарайск Рязанского уезда. Его честность и принципиальность заключалась в том что он знал только "одного царя" и когда в январе 1611 года, жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Пожарского присягнуть самозванцу, то воевода решительно отказался от их предложения и своей присяге не изменил. Действительно на умы горожан оказало влияние убеждённости Пожарского и они остались верны царю Шуйскому. После свержения Василия Шуйского и захвата власти "Семибоярщиной", князь Пожарский не признал новую власть и отказался ей присягать. Решение "Семибоярщины" призвать на московский трон королевича Владислава, не признали и новогородцы. В это время, когда Москва фактически была захвачена поляками, в Рязани начал собирать своё ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпкнов, к которому со своими ратниками и примкнул зарайский воевода князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ними на Москву отправилось и первое Нижегородское ополчение под командой воеводы князя Репина в 1611г. в количестве 1200 человек. Вместе с ними шли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Услышав о подходе ополченцев, москвичи начали готовиться к истреблению ненавистных врагов в уличных боях. Всеобщее восстание началось "19" мая. Вся Москва была перегорожена баррикадами из саней, телег и дров. Стрельба по полякам велась с крыш, из домов из-за баррикад. Поляки пытались устроить резню на улицах, но в конце концов оказались окружённые со всех сторон. Выход они нашли в поджоге города, при этом Москва сгорела практически до тла и погибло около 7 000 москвичей.
Но тут на помощь москвичам пришли ополченцы Дмитрия Пожарского, они встретили поляков на Сретенке и после короткого боя загнали их в Китай-город. На следующий день поляки напали на опорный пункт воеводы, который он оборудовал на Лубянке. Наши воины храбро сражались целый день, в этом бою Пожарский был ранен и вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Далее Князь Дмитрий продолжил лечение в своей родовой вотчине в Мугреево, а затем в родовом имении Юрино Нижегородского уезда. Там он находился до октября 1611г., когда и возглавил второе ополчение.
Читать продолжение.
|
|
|
Делегация новогородцев с Мининым и Архиепископом во главе просит князя Пожарского возглавить ополчение.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
==================
Своё избрание в земские старосты Нижнего Новогорода, Минин воспринял, как указание Перста Божьего. Выступая в земской избе перед собравшимися он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратников. Речи Минина проникнутые огромной силой убеждения, возымели на горожан своё действие, сначала за ним пошёл весь посад, а за тем и власти и весь город. При поддержке Князя Пожарского, Минин произвёл оценку имущества всего нижегородского населения, чтобы определить часть, которая должна была пойти на ополчение. Был составлен и утверждён приговор о принудительном сборе средств со всех хозяев третей или пятой части имущества и приглашены в ополчение бездомные, лишённые всего, скитальцы-смольняне. Было постановлено правило, согласно которого, не желавшие выделять требуемые суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковывалось. Много красноречия и терпения понадобилось Минину, чтобы привлечь к участию в создании ополчения самой богатой части общества - купеческого сословия. Но здесь Минину, как человеку, занимающемуся торговым бизнесом, было гораздо проще, чем всем прочим.
Дело в том, что и торговля в это время тяжко страдали от поборов и притеснения иноземцев. Купцы, как ни кто другой, понимали необходимость восстановления государства и устранения засилия иноземцев. Летописцы писали про Минина, что он: "жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство". Таким образом Кузьма Миниин, русский мужик без роду и племени, осуществил, пожалуй самую сложную часть организации ополчения - материально-хозяйственную. Огромное значение придавалось вооружению. Днём и ночью кузнецы ковали оружие победы: шлемы, латы, копья, сабли и мечи - второе ополчение вооружалось как регулярная армия. Князь Пожарский, ещё не совсем окрепший после ранений, всё своё время отдавал военному обучению своих воинов. Ещё в самом начале создания ополчения жители Нижнегно Новогорода написали воззвание к соседним городам, в составлении которого без сомнения участвовал и Кузьма Минин. Вот выдержка из текста послания: "…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати" - отправленного в Вологду и Соль Вычегодскую. И действительно, вскоре к нижегородцам потянулся народ и из других городов. Можно с уверенностью сказать, что в это время в Нижнем Новгороде начало действовать новое русское правительство с Мининым и Пожарским во главе. Первоначально, это правительство сформировалось зимой 1611-1612гг., как "Совет всея земли", в которое вошли: руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода и других городов. Весть о том, что русские люди серьёзно и основательно взялись за своё освобождение дошла и до врагов, засевших в Кремле. Дважды к Пожарскому подсылали наёмных убийц, чтобы убить отважного воеводу, но Господь хранил его. Действовать новому правительству приходилось в непростой обстановке, на него со страхом смотрели не только интервенты, но и продажная "семибоярщина" и атаманы казацкой вольницы. Все они, враждебно настроенные, чинили Минину и Пожарскому всевозможные препятствия. Но не смотря ни на что, те своей организационной работой день ото дня укрепляли своё положение, опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Интересно, то, что современники отмечают у обоих этих людей, разных по происхождению, удивительное единогласие и целеустремлённость. Во многих случаях, дополняя друг друга, они действовали, как один.
Для проведения локальных операций князем Пожарским были посланы отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского, которые освободили Ярославль и Суздаль.
ОПОЛЧЕНИЕ ГОТОВО К ПОХОДУ
На Москву второе ополчение выступило в конце февраля - начале марта 1612г. Маршрут пролегал через: Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. Во время движения колонны ополченцев, люди из окрестных деревень сбегались посмотреть на невиданное чудо: сверкая латами и звеня оружием, шли статные и хорошо снаряжённые воины и земля дрожала под их ногами. Какое ополчение? Регулярное войско - вот что создали Минин и Пожарский. В Балахне и Юрьевце ополченцев встретили с большой честью. Они получили пополнение в свои ряды и большую денежную казну. В Яросласль ополченцы вошли в первых числах апреля 1612г. Именно в Ярославле князю Пожарскому пришлось пойти на некоторые дипломатические меры, чтобы обезопасить себя со стороны шведов и германцев. Но приближалось время решающих событий. В июле месяце до воеводы Пожарского дошла весть о том, что из Польши к Москве движется отряд в 12 000 великого гетмана литовского Ходкевича с большим обозом. Узнав об этом Минин и Пожарский немедленно послали к Москве отряды Михаила Дмитриева и князя Лопаты-Пожарского, которые подошли к Москве соответственно "24" июля и "2" августа. Узнав об этом казачий атаман Заруцкий со своим казачьим отрядом бежал в Коломну, а затем в Астрахань. Это именно он засылал убийц к Пожарскому, но его план был раскрыт. "21" августа 1612г войско гетмана Яна Кароля Ходкевича подошло к Москве с обозом провианта для польского гарнизона кремля. Дорогу в Москву ему преградил князь Пожарский со своими ратниками, а князь Трубецкой по другую сторону Мрсквы-реки с казацкими полками. Сражение развернулось между Поклонной горой и Донским монастырём.
Кровопролитное сражение происходило "21", "23" и "24" августа. В результате войско Ходкевича было разгромлено, а "25" числа его остатки бежали от Москвы. Теперь остался последний шаг - освобождение Москвы, где в Кремле и Китай-городе засели польские отряды полковников Струся и Будилы. Пожарский знал, что осаждённые поляки терпят страшный голод и из милосердия обратился к ним с предложением сдаться: "Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, - писал он, - я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей" - на что поляки высокомерно отказались. Тогда "22" октября (1 ноября) 1612г. русские войска штурмовали стены Китай-города и взяли его. Оставшиеся поляки и запорожские казаки отступили в кремль, где голод усилился на столько, что осаждённые занялись людоедством. По этой причине поляки стали выгонять из Кремля боярские семьи и оставшееся гражданское население. Осаждённым Пожарский предлагал свободный выход, но без награбленных сокровищ, на что поляки отвечали отказом, продолжая питаться человечиной. "26" октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль, за ними высыпала толпа запорожцев. Торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого был назначен на "27" октября (6 ноября) 1612г. после того как его территория была очищена от остатков недоеденной человечены. Когда войска ополченцев собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы над врагом. Вот и подошло к концу смутное время. Остался последний шаг для воссоздания государства русского - всем миром выбрать царя.
Читать окончание.
Капитуляция польского гарнизона Кремля "26" октября (5 ноября) 1612г.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ЭПИЛОГ
=======
А теперь о судьбе, наверное самого главного героя моего рассказа, с которого всё началось, послания которого всколыхнули всю Россию, патриарха Гермогена. Известно, что родился в 1530г., происхождение до сих пор вызывает споры. Его религиозные взгляды укрепились ещё в юношестве, когда он подростком ушёл в Казанский монастырь. В конце 1570г. был рукоположен священником (с именем Ермолай). В 1580г. служил священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. Уже тогда, знавшие его люди отзывались о нём: "муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный". Именно в Казани в 1579г. произошло чудесное обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. По благословению тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, Ермолай переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. Известно, что был женат, но имя жены его по сей день не известно. После смерти супруги постригся в монахи в Московском Чудовом монастыре. "13" мая 1589 года хиротонисан во епископа и таким образом стал первым Казанским митрополитом. Его патриотизм уже тогда проявлялся в радении о душах павших воинов за Русь и веру Христову. Так "9" января 1592г. Гермоген (Ермоген) пишет патриарху Иову письмо с просьбой определить день поминовения православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, а среди них также и крещёные татары. Много сил и стараний было положено Гермогеном в христианизации народов бывшего Казанского ханства. Во время царствования Лжедмитрия выступил, как активный его противник, за что самозванец приказал исключить его из думы. Патриархом Московским был поставлен "3" июля 1606 года в Москве Собором русских патриархов. До конца был сторонником Василия Шуйского и яростным противником "семибоярщины". Он первым увидел в Михаиле Романове будущего русского царя. После того как патриарх Гермоген увидел, что все обещания поляков ложь и наглый обман, он первый развил бурную деятельность по защите Отечества, призывая духовенство и простых мирян встать на защиту Русского государства и веры православной. Разъярённые поляки бросили патриарха в тюрьму и стали морить его голодом. Но Гермоген продолжал бороться, рассылая тайком письма и воззвания. Когда ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве и осадило Кремль, поляки не раз присылали к Патриарху с требованием написать письмо ополченцам с требованием отойти от Москвы, угрожая мучительной смертью, на что Гермоген отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру".
БОЮСЬ ОДНОГО БОГА
Гермоген продолжал рассылать воззвания, благословляя освободительную войну против завоевателей. Умер великий русский предстоятель православной церкви от голода и болезней "17" февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы. После себя Гермоген оставил не мало рукописей, являющихся культурным, историческим и религиозным наследием нашего народа. Его истинно христианская любовь отражена в послании к мятежникам: "Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся". Что можно сказать о нём? "Вечная слава герою предстоятелю - патриоту!"
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
Но что же происходило после освобождения Москвы от захватчиков? "15" ноября, особой грамотой, Пожарский и Трубецкой созвали представителей от всех городов русских, по 7 человек от каждого, чтобы избрать царя. Король польский Сигизмунд попытался идти на Москву, но получив отпор под Волоком, вернулся в Польшу. В январе 1613г. съехались все представители, выбранные от всех сословий, включая и крестьян. Всесословное собрание в Москве было самым многочисленным за всё время: на нём были представлены даже "чёрные волости", чего не было раньше. Историк Ключевский говорит о том, что всесословный земский собор 1613г.был первым таким собором в истории России. Перед выборами царя, для всех прибывших был назначен трёхдневный пост, для очищения от грехов. После этого начались совещания. Вопрос о выборе государя из иностранных претендентов был отклонён сразу, однако ни один из русских кандидатов не был утверждён сразу и единогласно. Всего кандидатов на русский трон было представлено четыре: Василий Иванович Шуйский, Иван Михайлович Воротынский, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники отмечают, что сильную агитацию в свою пользу развил князь Пожарский, однако в последствии он стал указывать на Романова. Выборы были очень бурные, в результате которых царём был выбран Романов Михаил Фёдорович.
ИЗБРАННЫЙ НАРОДОМ
Патриарх Филарет указывал на своего сына, как на самого подходящего кандидата и предлагал ограничительные условия для нового царя. Действительно, Михаилу Фёдоровичу были предложены те самые ограничительные условия о которых говорил Филарет: "Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах." Избрание состоялось "7" февраля 1613г., но официально по Москве было объявлено "21", чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Новый царь сразу приблизил к себе, тех кто принимал самое активное участие в освободительной борьбе. Кузьма Минин, простой мужик из Нижнего Новгорода получил боярский чин (по другим сведениям "12" июля 1613 года думным дворянином, заседал в боярской коллегии, "ведавшей Москву") и пожалован поместьями под Нижним Новгородом. Царь поставил его управляющим сбора налогов с купцов, занимающихся гостиным и суконным делом в Москве. И здесь его ближайшим помощником был князь Пожарский. Прожил Минин не долго, умер в 1616г. и похоронен на погосте приходской Похвалинской церкви. В 1672 году его останки были перенесены на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом. Князь Дмитрий Пожарский пережил Минина на 26 лет. Со временем он превратился в одного из богатейших и влиятельнейших сановников государства. До самой своей смерти в 1642г. Дмитрий Пожарский оставался другом царя и непобедимым воеводой. Каковы же последствия смуты? Нужно сказать, что разрушения и опустошения были на столько огромны, что залечивать раны смутного времени, государству пришлось десятилетиями, практически до начала царствования Петра I. Смута принесла России огромные территориальные потери. Почти вся Карелия была захвачена шведами. Смоленск был потерян на многие десятилетия. С этих территорий, не выдержав национального и религиозного гнёта, ушло всё православное население, и русские и карелы. Выход к Финскому заливу был закрыт. Смутное время привело к глубокому развалу экономики и упадку сельского хозяйства. Во многих уездах Российского государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных областях обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8% от прежней площади. Общие потери трудоспособного населения были огромны и составляли 70-75%. Таковы были последствия смуты. Но и после воссоздания и укрепления государства нападения врагов продолжались: в 1614г. на юге России атаман Иван Заруцкий, в 1615г. под стены Москвы подходил отряд атамана Баловня, в том же году вторжение польского отряда пана Лисовского. Последнюю попытку штурма Москвы провели поляки в 1618г. вместе с запорожцами гетмана Сагайдачного. Чем для нас интересна история смутного времени? Последствия насильственного устранения Помазанника Божьего и его потомков. Помощь самого Господа Бога по раскаянии народа и искренней слёзной просьбе к нему. Ведь именно здесь по призыву церкви простой народ выдвинул из своих рядов человека, вокруг которого начало сплачиваться национально-освободительное движение. Тема смутного времени актуальна и сегодня. По другому, то что сейчас происходит не назовёшь. За 75 лет существования Советского Союза из памяти народной планомерно вытравливалась знание о том, кем и чем он был и кто его предки. Не мало сил было приложено к тому чтобы советский народ забыл свою национальность, религию и культуру и постепенно превратился в аморфного «гомосоветикус». За убийство царской семьи и разрушение церкви пришлось заплатить непомерную цену. Людские потери в войнах и лагерях могли быть сопоставимы только с потерями во времена Великой смуты. На войне народу пришлось совершить великий подвиг, вспомнив опять-таки героизм наших предков. А какой вред нанесла стране перестройка? Некоторые исследователи считают, что экономические, финансовые и моральные потери перестройки на много превысили потери от Великой Отечественной войны. Наши враги быстро поняли, что танками нас не взять и применили другую тактику, подмены исконных культурно-исторических ценностей фальшивкой. Нашу землю, которую веками собирали наши предки разодрали на части, а нам подсунули так называемые "ценности" западной культуры неприемлемые для нас. Вместо демократической свободы нам подсунули дикую анархию и беспредел. В государстве сплошное воровство и казнокрадство. Общество стоит на пороге гражданской войны по причине того, что достояние богатых над бедностью превысило 25-кратную отметку. Молодёжь брошенная на произвол судьбы захлёбывается алкоголем и наркотой. Вместо нравственности процветает не прикрытая порнуха. Особо серьёзна в наши дни проблема о которой молчат наши СМИ, это демография русского народа. Рождаемость по-прежнему низка, мы русские, постепенно исчезаем. И что нам делать? Уйти куда-то, а страну сдать выходцам из средней Азии и Кавказа, у них по крайней мере нет этой проблемы. В государстве не существует программы на восполнение русского населения. Не зря А.В. Улюкаев министр экономического развития предлагает продлить пенсионный возраст до 63 лет. В противном случае, как он говорит, число пенсионеров в стране превысит число работающих. Однако в последствии раскрылось, что это решения правительства под давлением МВФ. Я хочу обратить ваше внимание, если вы его ещё не обратили, на тот факт что наши СМИ давненько запустили в оборот слово РОССИЯНЕ, ловко заменив им слово РУССКИЕ. То же самое творится и в современной справочной литературе. Безусловно я поддерживаю внешнюю политику государства, но что можно сказать о внутренней? Что такое инфляция мы с вами видим, когда приходим на рынок или заходим в магазин. Цена нефти падает, цена бензина растёт. Страна балансирует на краю за которым гибель и вырождение и не кому обратиться с мольбой ко Господу о спасении. Истинно верующих православных, можно пересчитать по пальцам. Услышит ли Господь наши молитвы, пошлёт ли нам спасителей? В настоящем очерке я изложил своё мнение, которое может не совпадать с вашим.