РУССКУЮ СВЯТЫНЮ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА ЗАЩИЩАЛИ РАТНИКИ, МОНАХИ И КРЕСТЬЯНЕ




ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

 


ПРЕДЫСТОРИЯ
"4" ноября, мы празднуем "День народного единства". Праздник этот начали праздновать относительно недавно. На высшем уровне было принято решение, отменить праздник "7" ноября, "день революции" и сделать праздничным "4" число. И действительно, если оглянуться назад, то последствия революции 1917 года мы расхлёбываем по сей день. Весь советский народ на протяжении 75 лет прилагал титанические усилия, следуя за ложной идеей построения коммунизма в одной, отдельно взятой стране, пока не упёрся в зияющую вершину экономического краха. Я прекрасно помню о последних годах СССР, когда советское правительство закупало в Америке 5 000 000т. зерна ежегодно, подкармливая капиталистов. Гора родила мышь. Холодная война была проиграна. При том, за все годы, в войнах, голодоморах и лагерях нашли свою смерть 110 000 000 советских граждан. (Некоторые исследователи говорят, что эта цифра сильно занижена.) 20 лет тому назад об этом говорили открыто. Вот почему просто глупо было продолжать праздновать годовщину революции. Но тут вспомнили о событиях, затерявшихся, казалось, в глубине истории. 1612г. Россия разорена, разграблена, в московском кремле засели польские оккупанты и само дальнейшее существование государства под вопросом. В этот год решался вопрос: быть России или не быть? И свершилось чудо по милости Божьей. Народ России поднялся с колен, объединился, изгнал оккупантов, выбрал царя и страна начала жить, развиваться и укреплять своё могущество. Главное, то что сама идея единства и воссоздания государства исходила не откуда-то сверху, а от простого народа. Идея сделать праздничным день "4" ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

"23" ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования "7" ноября - годовщины Октябрьской революции и 12 декабря - Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника "4" ноября. Авторы законопроекта - Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР). В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат. "Мы полагаем, что день трагического разделения России - "7" ноября - не стал днём примирения и согласия", - говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события "привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие". На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты. "27" декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) - против, двое воздержались. Таким образом начали праздновать новый праздник, "День народного единства". А теперь давайте вспомним, какие исторические события произошли почти 4 века тому назад. Что послужило причиной начала, так называемого "смутного времени" и чем оно закончилось. Как пишут об этом историки, "смутное время" на Руси или просто "смута" началось в 1598г. и закончилось в 1613г., продлившись целых 15 лет. Разных причин возникновения смуты можно насчитать довольно много, но нужно назвать основные. Нужно начать с того, что к началу "смуты" страна была обескровлена и разорена Ливонской войной, длившейся с 1558г. по 1583г. Эту войну царь Иван IV Грозный вёл с северными соседями, пытаясь выйти к Балтийскому морю. Его идею "Прорубить окно в Европу" продолжил и осуществил царь Пётр I, но во времена Грозного военная компания окончилась неудачно. Итогом Ливонской войны стали Ям-Запольское (1582 г. с Речью Посполитой) и Плюсское (1583 г. со Швецией) перемирия, в результате которых русское государство лишалось всех своих завоеванных земель, по-прежнему оставаясь отрезанным от моря и выхода в Европу без посредничества Польши. Опричнина проводимая Иваном Грозным в стране подорвала уважение народа к власти и закону. Стремление боярства, обескровленного опричниной, усилить своё влияние в обществе. Разорение мелких помещиков крупными феодалами, переманивавших крепостных крестьян у последних. И наверное, самая главная причина - прекращение рода рюриковичей после смерти Ивана Грозного. Именно Иван Грозный и является первым русским царём. Именно такой титул он пожелал себе перед коронованием. Дело в том, что все царствующие до него носили титул Великий Князь, который европейцы воспринимали как "принц" или даже "великий герцог". Титул же Царь (Цезарь) переводился не иначе как император. Естественно, это имело определённую выгоду в делах дипломатических. "16" января 1547 на голову Ивана IV была возложена "шапка Мономаха". Не буду здесь подробно описывать жизнь и деяния Ивана Грозного, его реформы, опричнину и военные походы, скажу только одно, что крах всех своих преобразований он увидел ещё при жизни. Иван IV Грозный умер после продолжительной неизвестной болезни "17" марта 1584г, оставив после себя двух сыновей. Нам известно, что царь женился в 16-летнем возрасте на совершенно не знатной Анастасии, дочери вдовы Захарьиной. Это был удивительный в истории династии брак по любви, который продлился 13 лет, во время совместной жизни Анастасия оказывала положительное влияние на мужа, смиряя его буйный нрав. Анастасия не была связана родством с именитыми боярскими родами, по всей видимости это и предопределило её судьбу. Влиятельным боярам было выгодно выдвинуть царицу из своей среды, чтобы породнившись с царём, оказывать на него влияние. Неожиданная смерть царицы в 1560г. потрясла Ивана Грозного, который до последних дней своей жизни был уверен в том, что его любимая супруга была убита, отравлена неизвестными злодеями. И действительно, в наше время была произведено вскрытие могилы Анастасии и взятие проб для анализа её останков на содержание ядовитых веществ. Экспертиза показала высокое содержание ртути и мышьяка, что свидетельствовало об отравлении. Современники утверждают, что именно после смерти первой жены Иван грозный изменился до неузнаваемости, он стал злобным, коварным, подозрительным и безжалостно жестоким. Действительно, борьба боярских родов, рвавшихся к власти, за первенство в государстве сыграло свою пагубную роль в развитии смуты. Многие историки предполагают, что и неожиданная смерть матери малолетнего Царя Ивана, Елены Глинской, которая была при нём регентшей, тоже является следствием тайного боярского заговора. Есть серьёзные основания полагать, что и сам царь Иван был жертвой боярского заговора. При вскрытии гробницы Ивана Грозного и его старшего сына Ивана в 1963г., когда по костям черепа профессором М.Герасимовым был создан его скульптурный портрет, был проведён и тщательный химический анализ останков.
ИВАН ГРОЗНЫЙ скульптурный портрет М.Герасимова.
Экспертиза показала превышение содержания ртути в 5 раз, как у самого царя, так и у его старшего сына. Это обстоятельство навело на мысль, что и отец и сын были больны сифилисом и принимали препараты ртути, которые в то время считались единственным действенным снадобием против этой болезни. Но это всего лишь предположения и установить истину сегодня мы на вряд ли сможем и вопрос - лечили царя Ивана и его сына или медленно травили, по сей день остаётся открытым. https://www.c-cafe.ru/days/bio/47/terrible.php То же самое мы видим и после смерти Ивана Грозного, таинственная смерть обоих наследников престола трудно объяснима естественными причинами. После своей смерти Иван Грозный оставил на троне своего сына от первой жены Фёдора Иоанновича, который был слаб здоровьем и всё время проводил в молитвах и поездках по монастырям, он просто не видел себя в облике великого Самодержца Всея Руси.

 


ЦАРЬ ФЁДОР ИОАННОВИЧ
Ох, как это было на руку боярам. Конечно он тут же попал под влияние именитого боярского рода и с радостью отдал управление страной Борису Годунову.
ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ
Вторым претендентом на престол был царевич Дмитрий, сын последней жены Грозного, Марии Нагой, рождённый в 1582г. До сих пор не понятна гибель царевича Дмитрия в Угличе в 1591г., который по официальной версии: "Играл с ножичком и зарезался." - народ тут же обвинил в смерти, и не без оснований, Бориса Годунова. Через 7 лет в 1598г. тихо и скоропостижно ушёл из жизни и сам царь Фёдор, оставив всю полноту власти "боярскому царю" Борису. Всего он прожил 41 год и не оставил после себя детей. И опять здесь непонятны причины его смерти. И опять единственным заинтересованным лицом здесь был Борис Годунов. Я не хочу здесь кого-то обвинять, но факты - упрямая вещь. Чем же страшно само цареубийство и умертвление его потомства. Исходя из святого писания, ответ один - гнев божий на весь народ. Монарх даётся народу Господом и каков сам народ, таков ему и правитель. Судить царя может только Господь Бог. Здесь можно привести пример из Ветхого Завета, 2-й книги царств, где во время сражения с филистимлянами (арабами), погибает первый царь Израиля Саул. Претендентом на престол волею Божьей был кроткий Давид, которого Саул преследовал. И вот к Давиду является отрок (юноша), участвовавший в сражении и рассказывает ему о смерти Саула, следующее: "2 Цар.1:3 И сказал ему Давид: откуда ты пришёл? И сказал тот: я убежал из стана Израильского. 2 Цар.1:4 И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан. 2 Цар.1:5 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли? 2 Цар.1:6 И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришёл на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на своё копье, колесницы же и всадники настигали его. 2 Цар.1:7 Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. 2 Цар.1:8 И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я -- Амаликитянин. 2 Цар.1:9 Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. 2 Цар.1:10 И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я [царский] венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принёс их к господину моему сюда. 2 Цар.1:11 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, [разодрали одежды свои,] 2 Цар.1:12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча. 2 Цар.1:13 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: откуда ты? И сказал он: я -- сын пришельца Амаликитянина. 2 Цар.1:14 Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня? 2 Цар.1:15 И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его. 2 Цар.1:16 И тот убил его, и он умер. И сказал к нему Давид: кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня." - из этого ветхозаветного повествования понятно, что мудрый Давид приказал не наградить убийцу своего претеснителя, а немедленно умертвить, дабы гнев Божий не обрушился на весь народ. И то что произошло с русским народом после смерти Ивана Грозного и его потомков, говорит само за себя - началась смута.
Читать продолжение.

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

СМУТА
=======
И так, со смертью Ивана IV Грозного и его наследников на Руси началось смутное время. Но Россия не осталась без власти, тут же в царских палатах появляются такие известные на Руси личности, как бояре Юрьевы и Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов (царский шурин).

БОРИС ГОДУНОВ
===============

 

Этим была продолжена дискредитация власти, начатая Царём Иваном ещё во времена опричнины. Народ упорно не хотел видеть в Царе Борисе законного обладателя трона, мало того, именно ему народ приписывал убийство законных наследников престола. Параллельно этому в народе существовали и другие слухи о том, что законный наследник престола Царевич Дмитрий чудом спасся и где-то скрывается или его прячут до определённого времени. Вот с такими настроениями русское общество XVII в. и встретило смутное время. Если бы Россию того времени показать современному специалисту-аналитику в области экономики, то он уверенно произнёс всем нам знакомое слово КРИЗИС. И действительно, численность работоспособного населения упала. Причиной этому в городах была опричнина Ивана Грозного, Ливонская война, с которой многие не вернулись и наконец эпидемия чумы, прокатившейся по стране с 1570 по 1571 годы. Многие из оставшихся в живых горожан в ужасе разбежались кто куда, ища убежище в непроходимой лесной чаще. Во многих сельскохозяйственных районах до 90% пашни не обрабатывались и заросли сорняком. В связи с этим цены на продукты питания выросли в 4 раза, а в след за ними и налоговое бремя. Падение сельскохозяйственного производства побудило власть принять жёсткие меры для закрепления крестьян за землями помещиков. Для этого был принят ряд законов, начиная с "Судебника" Ивана IV от 1550г. и кончая "Соборным Уложением" 1649г., которые затрудняли или вовсе запрещали крестьянам переход от одного помещика к другому в "Юрьев день", установленный в 1497г. "Судебником" Ивана III.

"Вот тебе бабушка и "Юрьев день!" - это мы помним ещё из школьных уроков истории. Естественно, все эти обстоятельства и приводили к обострению социальных отношений, выливавшихся в последствии в народные бунты и восстания. Ко всему этому нужно ещё добавить раскол русской православной церкви и дело патриарха Никона. Но самым серьёзным ударом для страны стал голод. Три года, 1601 по 1603 были неурожайными. Это было связано с коротким и холодным летом, в течение которого были не редки заморозки, а первый снег выпадал в сентябре. Учёные предполагают, что причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу "19" февраля 1600г., который выбросил в атмосферу огромное количество вулканического пепла из-за чего и началась "вулканическая зима" на всей планете. Изучая исторические документы, историки пришли к выводу, что только от голода во время смуты умерло не менее полумиллиона человек. Масса голодного народа стекалась в Москву и крупные города, где правительство Бориса Годунова раздавало деньги и хлеб, но это только усиливало общую дезорганизацию. Мелкие землевладельцы разорялись до того, что гнали со двора своих слуг и холопов, не в состоянии их прокормить. Общий хаос многократно усиливался из-за того, что оставшиеся таким образом без средств к существованию люди, чтобы прокормить себя, выходили на большую дорогу и занимались разбоем и грабежом. Люди, бежавшие в лес, объединялись в огромные шайки. Отряд атамана Хлопка насчитывал до 600 сабель. Смутное время XVII в. характерно тем, что смутой была охвачена вся страна и все слои общества. Крестьянство, лишённое свобод, новыми крепостническими законами, поднялось на борьбу за лучшую долю. Тут же не заставили себя ждать и народные восстания, которые быстро переросли в настоящую гражданскую войну. Увидев, беззащитность государства, на него со всех сторон полезли враги, желавшие скорее прибрать к рукам людские и природные богатства России. С запада, во главе с самозванцем, в 1604г. в страну вторглись поляки. В 1607г. крымские татары впервые за много лет, выйдя из Крыма и заполонив весь юг России перешли реку Оку, грабя и угоняя людей в рабство. В 1607 - 1608гг. из Cибири выползла 100-тысячная Ногайская орда и вторглась в Россию с востока, грабя, разрушая и угоняя в полон. Дым пожарищ застилал солнце, горела степь, горел лес, горели деревни. Обессилившие от голода люди пытались спастись в лесу, но не успев добежать падали под градом стрел. Но и для тех кто успел скрыться в лесной чаще, грозила опасность попасть в руки разбойников, и оказаться проданным работорговцу. Ужас, смерть, грабёж и насилие царили кругом. Вот, что скрывалось по описанию современников, под коротким словом СМУТА.

Читать продолжение.

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА


САМОЗВАНЕЦ
============
Я уже рассказывал моим читателям о слухах, передаваемых из уст в уста в народе ещё в самом начале смутного времени. Особенно усилились разговоры о том, что царевич Дмитрий жив, что означало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. В истории персонаж, именуемый Лжедмитрием, не заставил себя долго ждать и явился литовскому князю Адаму Вишенвецкому, заявив ему о своём царском происхождении, далее он заводит дружбу с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604г. польский король Сигизмунд радушно принял самозванца и в разговоре с ним признал его права на русский трон. 17 апреля Лжедмитрий крестился в католическую веру и во всех городах Речи Посполитой было объявлено, что все желающие могут помогать "царевичу". За активную помощь в возвращении трона самозванец обещал отдать Польше Северные Земли и Смоленск. Воевода Мнишек собрал для самозванца войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников "авантюристов". За согласие воеводы но брак с его дочерью, Лжедмитрий обещал подарить невесте Новогород и Псков. В этом же 1604г. войско самозванца вторглось в пределы России. То, что такие города, как Моравск, Чернигов и Путивль открыли самозванцу свои ворота, говорит о том на сколько велико было желание народа иметь настоящего, законного Государя, а именно за такого и выдавал себя Лжедмитрий. Именно по этой причине и потерпело поражение войско воеводы Ф.И.Мстиславского, разбитого у Новагорода-Северского. Однако, другое войско, посланное Борисом Годуновым, под командованием знатного боярина Василия Шуйского, одержало убедительную победу под Добрыничами "21" января 1605г. И тут Годуновым была совершена большая ошибка, пологая, что самозванец ему больше не угрожает, он вызвал к в Москву Шуйского, чтобы щедро его вознаградить, а во главе войска был поставлен новый воевода - Басманов. Очень скоро оказалось, что Лжедмитрий жив, а Басманов перешёл на его сторону. "13" апреля 1605г. в самый разгар войны неожиданно умирает Борис Годунов. Узнав о его смерти, вся его армия переходит на сторону самозванца. 16-летнего наследника Фёдора Борисовича "1" июня отрешают от власти, а "10" убивают вместе с матерью. "20" июня 1605 года под всеобщее и бурное ликование всего народа самозванец торжественно вступил Москву под колокольный звон

 

ВСТРЕЧА САМОЗВАНЦА

 

Титул законного наследника и князя Московского был торжественно провозглашён ему московским боярством во главе с Богданом Бельским. Лжедмитрий тут же начал собирать вокруг себя верных ему людей. Рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле, подтвердивший права Лжедмитрия на царство, 24 июня был возведён в патриархи. Законный же патриарх Иов был заточён в монастырь. Таким образом Лжедмитрий обеспечил себе абсолютную поддержку русской православной церкви, но этого показалось мало.
ЦАРИЦА МАРФА
==================
Для закрепления в народе веры в то, что он истинный наследник престола, в Москву "18" июля была привезена царица Марфа, которая при народе "признала" в самозванце своего родного сына. В след за этим "30" июля Лжедмитрий I был венчан на царство. Воцарившись в Москве, Лжедмитрий пытался проводить некоторые реформы, но основная ориентация его внешней политики была направлена на Польшу и западные страны. О происхождении Лжедмитрия I существует несколько версий, наиболее распространённая из которых, что самозванец не кто иной, как монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Однако, современники свидетельствуют о грамотности и высокой образованности Отрепьева, который становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». В грамотах же, отправленных самозванцем польскому королю, на польском и латинском языке, специалисты находят огромное число орфографических ошибок. Умение свободно держаться в седле и владеть холодным и огнестрельным оружием, плохое знание православных обычаев (должен был продемонстрировать себя всем, как истинный православный государь), очень плохо вяжется с личностью истинного Отрепьева. Тем более, если Григория Отрепьева Хорошо знали в кремле и в самой Москве, то при его появлении в образе самозванца, его могло ждать неминуемое разоблачение. Я больше придерживаюсь версии, что настоящий Григорий Отреппьев, попавший в опалу к Борису Годунову из-за своего хвастовства и бежавший к польской границе, действительно имел инструкции от бояр оппозиционных царствующему Годунову. По всей видимости в задачу Отрепьева входило: найти человека, соответствующего роли самозванца и передать ему всю необходимую информацию. Далее тот буйный разврат, в плоть до пидерастии, который Лжедмитрий учинил в Кремле, будучи возведён на царство, говорит о том, что он был свидетелем всех этих непотребств, скорее всего будучи при дворе какого-то польского магната. Одним словом, происхождение Лжедмитрия I до сих про является открытым вопросом, находящимся в компетенции специалистов-историков. Развратное поведение самозванца не возможно было скрыть от народа, особенно когда он призвал во дворец дочь покойного Бориса Годунова Ксению и обесчестив, сделал своей наложницей. Известие об этом дошло до воеводы Мнишека, который в письме пригрозил самозванцу, что если он так будет развратничать и дальше, то невесты Марины ему не видать как своих ушей. Приближалась помоловка Лжедмитрия и Марины и Ксения Годунова была отправлена в монастырь. В 1605г. в ноябре месяце Марина Мнишек была обручена с Лжедмитрием. "3" мая 1606г. Марина Мнишек с фантастической пышностью, при сопровождении отца и многочисленной свиты, при многочисленном стечении народа под колокольный звон въехала в Москву. Венчание было назначено на "8" мая.

В этот день патриарх Игнатий в Успенском соборе по православному обычаю помазал Марину миром и причастил, как положено хлебом и вином, что не понравилось католикам. На следующий день продолжился грандиозный пир, в котором участвовала вся Москва, но дни самозванца уже были сочтены. Здесь нужно вернуться немного назад и рассказать, что до всех этих событий в Москву вернулся князь Василий Шуйский, который через верных людей начал распространять в народе слухи о самозванстве Лжедмитрия, но авторитет самозванца в народе был ещё высок. Это и послужило причиной провала деятельности Шуйского в самом начале. Воевода Василий Басманов раскрыл заговор, и "23" июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть.

"КАЗНЬ" ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО
==============

 

Но Лжедмитрий, думая привлечь на свою сторону даже своих врагов, помиловал князя, но свой указ о помиловании повелел зачитать в последний момент, когда Шуйского уже подведут к плахе. Шуйского простили и освободили, но князь Василий не сложил оружие и продолжил борьбу. На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот. Надо сказать, что воины новгородско-псковского отряда очень не хотели идти на войну с турками, куда их посылал самозванец и с радостью поддержали заговорщиков. Так же своё роль сыграли слухи о ложности "истинного государя", рассказы о его развратном, не пристойном и не православном поведении. Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало наглое поведение польских "авантюристов", прибывших со свитой новой царицы, которые не останавливались перед грабежом и насилием.

УБИЙСТВО ЛЖЕДМИТРИЯ
======================

В ночь с "16" на "17" мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей на польских гостей, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит. Труп "расстриги" был выставлен на рынке на всеобщее посмешище и только потом похоронен. Но после этого по Москве поползли слухи, что по ночам самозванец выходит из могилы и бродит по городу. Тогда по приказу Шуйского труп вырыли, сожгли на костре, пепел смешали с порохом, зарядили в пушку и выстрелили на запад в сторону Польши, туда откуда пришёл.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ
==================

 

Боярин Василий Шуйский, представитель суздальской ветви Рюриковичей пришёл к власти, но его воцарение не принесло успокоения. Иван Болотников уже вёл к Москве рать восставших крестьян, восстание под предводительством которого (1606-1607гг.) и породило начало движения "воров".
Читать продолжение.

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА


ЛЖЕДМИТРИЙ II
==============
Но устранением Лжедмитрия I смута не закончилась. Народ не желал иметь "боярского царя" все помыслы были о том, чтобы государством правил законный государь, любящий свой народ и заботящийся о нём. Именно это обстоятельство и усиливало слухи о чудесном спасении царевича, а следовательно было благодатной почвой для появления новых Лжедмитриев. Даже Иван Болотников сыграл на том, что объявил себя воеводой царевича Дмитрия. Следующий самозванец известен под именем Лжедмитрий II или "Тушинский вор" и вполне естественно, что и он был ставленником Польши.

ТУШИНСКИЙ ВОР
===============

 

И опять к самозванцу потянулись люди, верящие в чудесное спасение настоящего государя. К концу 1608 года к Лжедмитрию II примкнули такие города, как: Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда. Верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города. Однако, польско-литовское наступление продолжалось. Войсками Речи Посполитой были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ
===============

 

Тут нужно сказать несколько слов о твердыне русского православия - Троице-Сергиевом монастыре, который оборонялся от неприятеля, будучи в полной изоляции 16 месяцев. Поляков монастырь привлекал своим важным стратегическим положением и богатствами церковной утвари, которыми они мечтали обогатиться. Слава русским православным героям, отдавшим свою жизнь при защите русской святыни. Вполне понятно, какую огромную роль в укреплении национального самосознания играла оборона монастыря, защитники прекрасно это понимали. В самом начале для усиления гарнизона монастыря Шуйский направил туда стрелецкие и казачьи отряды под командованием воеводы князя Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова, всего 2300 человек. В это время внутри монастыря было около 1000 человек: монахов, священников, послушников, трудников и крестьян окрестных деревень, принимавших активное участие в обороне монастыря. Для захвата монастыря с польской стороны Лжедмитрий II направил, по разным данным от 15 до 30 тысяч под командой гетмана Яна Сапеги.

ОСАДА
=======

 

Осада монастыря началась с октября 1608г. при этом со стороны осаждавших было произведено больше десятка штурмов, окончившихся поражением нападавших, оставивших под стенами монастыря сотни трупов, но таяли и ряды защитников. За год, который защитники монастыря провели используя методы активной обороны, многие из них погибли в сражении, умерли от ран, болезней и голода. Дошло уже до того, что способных оборонять стены осталось всего 200 человек.

 

РУССКУЮ СВЯТЫНЮ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА ЗАЩИЩАЛИ РАТНИКИ, МОНАХИ И КРЕСТЬЯНЕ



Гетман Ян Сапега знал об этом и готовился к последнему решительному штурму для которого он собрал 12 000 человек. Идти на приступ решили ночью по сигналам пушечных выстрелов и атаковать одновременно со всех сторон. Казалось, судьба защитников была предрешена и только чудо могло спасти их и чудо свершилось. В ночной темноте, нападавшие перепутали сигналы и пошли к стенам в разное время, спутали друг друга с неприятелем и начали яростно резать и рубить друг друга: немцы поляков, поляки казаков, казаки немцев и т.д. и так до самого утра, а со стен по ним били артиллеристы, наводя пушки по вспышкам ружейных выстрелов. На утро всё пространство вокруг монастыря оказалось буквально заваленное трупами врагов. Другого объяснения нет. Такое сотворить мог только Бог, выйдя на помощь защитникам православной святыни. Больше поляки не отваживались штурмовать монастырь, а "29" октября 1609 года и "14" января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек), а "22" января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Так закончилась 16-месячная героическая (по другому не назовёшь) защита Троице-Сергиевого монастыря, которая сыграла огромное значение в обороне Москвы. Однако и города, добровольно признавшие власть самозванца и открывшие свои ворота, нещадно грабились отрядами польских интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах, что непосильным бременем ложилось на плечи населения.
Возмущение народа, вызванное бесчинством оккупантов к концу 1608г. вызвало широкое национально-освободительное движение. Народ начал понимать, что единственное спасение в объединении и борьбе с захватчиками. В декабре 1608 года от самозванца "отложились" Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. Всё больше и больше народа вливалось в отряды армии освободительницы. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и "черкасов" (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. "17" февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. Но в конце февраля сибирские и архангельские стрельцы воеводы Давыда Жеребцова освободили от интервентов Кострому. "3" марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев "15" марта взял Муром, а "27" марта освободил Владимир. Но сил для борьбы с оккупантами всё равно было не достаточно. Для усиления войска, Василий Шуйский заключает Выборгский договор со Швецией, согласно которого шведский король предоставляет войско наёмников в обмен на Корельский уезд. Согласно этого договора Россия обязалась платить жалование шведским наёмникам, которые составляли большую часть шведского войска. Действительно, Карл IX отправил Шуйскому рать под командованием Я.Делагарди из 5 000 наёмников и 10 000 "всякого сброда". Весной князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде 5-тысячное русское войско. "10" мая русско-шведские силы заняли Старую Русу, а "11" мая разбили польско-литовские отряды, подступавшие к городу. "15" мая русско-шведские силы под командованием Чулкова и Горна разбили польскую конницу под командованием Кернозицкого у Торопца. К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11-13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью. В дальнейших действиях Скопин-Шуйского шведские войска (за исключением отряда Христиера Зомме численностью в 1 тысячу человек) участия не принимали. 24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьев Калязин монастырь. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. Так пядь за пядью освобождалась русская земля и пространство подвластное самозванцу, становилось всё меньше. Но всё было не так просто, впереди была война с Польшей и предательство бояр.
Читать продолжение.

РУССКИЕ РАТНИКИ

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА


ПЕРВОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
==================
Народ, поднявшийся на борьбу против захватчиков непрерывно вливался в ряды народноосвободительной армии. Ещё немного и полная победа! Но не всё так просто в истории. После освобождения Троице-Сергиевого монастыря "12" января 1610г. русские войска вступили в Дмитров "27" февраля. Наступление шло успешно и по всему фронту враг бежал под ударами полков Скопина-Шуйского, благодаря чему "12" марта 1610г. молодой талантливый полководец вошёл в Столицу. Но что делает с людьми зависть.

МИХАИЛ СКОПИН-ШУЙСКИЙ ВСТРЕЧАЕТ ШВЕДСКОГО ВОЕВОДУ ДЕЛАГАРДИ
========================================

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: