и его соответствие биологическим ритмам




Рациональный режим жизнедеятельности

Режим дня – важный аспект здорового образа жизни. Правильный режим дня обучающихся – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и тоже время.

Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.

В суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, занятия иностранным языком и др.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.

Только при правильном сочетании всех компонентов режима с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника может быть обеспечено его гармоничное развитие и воспитание. Некоторым школьникам вечно не хватает свободного времени. А есть такие, кто все успевает делать и еще в музыкальную школу сходить, и в спортивную секцию, и в кружок. У тех и других сутки одинаковы – 24 часа, но вот распоряжаются они своим временем по-разному: одни командуют временем, а другие подчиняются ему.

В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать записывать на листке бумаги каждое пусть даже самое маленькое дело, а рядом – проставить потраченное на него время. Вечером просмотреть записи и определить, где и когда было потрачено время зря. Затем, спланировать завтрашний день, чтобы потерь времени не было. Так можно научиться управлять временем.

Неправильно построенный распорядок дня или частые его нарушения вредно сказываться на здоровье и работоспособности учащихся, что приводит к развитию хронического переутомления. Слабое физическое развитие, повышенная утомляемость, вялость и апатия, нервозность и плохое поведение часто связаны (прямо или косвенно) с неправильным режимом дня.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованиям дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение и пр. также протекает ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 часа, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7-10 лет – 10-11 часов, 11-14 лет – 9-10 часов, 15-17 лет – 8-9 часов.

Также ритмично, только с различными интервалами, происходят прием пищи и последующее пищеварение. Строгому ритму подчинена ходьба, в которой последовательно принимает участие то одна, то другая группа мышц.

Дыхание и сердечная деятельность также осуществляется в определенном ритме вдоха и выдоха, систолы (сокращения) и диастолы (расслабления).Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.

При соблюдении режима у обучающихся образуются условные рефлексы на время: привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Такой школьник весь день будет бодрым, с хорошей работоспособностью как в школе, так и дома. Он хорошо воспринимает объяснения учителя на уроке, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние учебные задания.

Если школьник кушает, когда придется, то он обычно сам не просит есть. А те, кто приучен, например, обедать в 13 часов, уже за 10-15 минут спрашивает, скоро ли обед? Это вполне закономерно – у них выработался соответствующий рефлекс на время. К определенному времени пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы

выделяют необходимые соки, приходит аппетит: организм готов к приему и усвоению ее наилучшим образом.

Соблюдение режима дня вырабатывает у обучающихся привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда.

 

Соблюдение правильного режима дня постепенно становится устойчивой привычкой и превращается в потребность.

 

Примерная схема режима дня обучающихся первой смены

 

─ Подъем.

─ Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.

─ Утренний завтрак.

─ Дорога в школу (прогулка до занятий в школе).

─ Занятия в школе.

─ Горячий завтрак в школе.

─ Дорога из школы (прогулка после занятий в школе)

─ Обед.

─ Отдых (для младших школьников)

─ Прогулка, игры и спортивные занятия на воздухе.

─ Полдник.

─ Приготовление домашних заданий.

─ Прогулка на свежем воздухе.

─ Ужин и свободные занятия (музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье и т.п.)

─ Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви и т.п.)

─ Сон.

 

Естественно, что ни одна схема распорядка дня не может быть универсальной, одинаково пригодной для всех. Однако главное правило – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание должно соблюдаться во всех случаях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: