Древний Рим
План:
1. Образование государства
2. Периодизация истории государства и права древнего Рима
Государство начинает формироваться в 8 веке до н.э. на юго-западе Аппенинского полуострова в районе реки Тибр. По мнению римского мыслителя Варрона, Рим был основан в 753 году до н.э., что и послужило началом формирования Римского государства. Объединение 3 родственных племён этрусков, латинов, сабинов вокруг городского поселения Рим. К началу 7 века до н.э. территория Рима значительно возросла за счёт создания латинского союза, который занимал всю область Лациум. К концу 1 тыс. влияние Рима распространяется на весь Аппенинский полуостров и постепенно на близлежащие материки. В конце 4 начале 5 для удобства управления римская империя была поделена на 2 части: Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей в городе Византий (он же Константинополь, он же Стамбул, он же Царьград).
Западная римская империя была разгромлена варварами в 476 году и распалась на несколько самостоятельных государств.
Восточная римская империя (Византия) просуществовала почти на 1 000 лет дольше и была разгромлена турками-сельджуками в 1453 году.
Периодизация
Вся история древнего Рима условно делиться на 3 основных периода:
1. 753-509 гг. до н.э. Царский период – в это время совершается консолидация, а так же формирование социальной и политической структуры
2. 509-27 гг. до н.э. Период республики – характеризуется формированием и расцветом республиканских институтов: магистраты, сенат…, с их постепенным ослабление. И завершается период республики военными диктатурами в 1 веке до н.э.
3. 27 до н.э. – 476 н. э. Период империи – он делиться на 2 под периода: а) 27 до н.э. – 282 н.э. период принципата. В это время наряду с продолжавшими действовать демократическими институтами усиливается власть императоров; б) 282- доминант. В этот период институты упраздняются,а власть императоров становиться близкой к абсолютной
|
Периодизация в праве
1) Середина 8 века – 3 век до н.э. период свиритского или цивильного права. Отличается опорой на обычное право, формализмом, сильным влияние религии.
2) 3 век до н.э. – 3 век н.э. период преторского или популярного права. Он отличался наряду с сохранением прежнего цивильного права появлением, на основе которого на рубеже тысячелетий создаётся право народом.
3) 3-6 века н.э. период систематизации, унификации и кодификации.
В 8 веке до н.э. город-полис Рим стал достаточно быстро расширять свою территорию и количество населения. В 7 веке до н.э. был создан латинский союз, в рамках которого завершается в основном формирование социальной и политической структур Рима.
Политический строй
Высшим органом законодательной власти юридически становится комиции (народные собрания), право участвовать в которых имели только полноправные совершеннолетние лица мужского пола. Компетенция комиссии была практически неограниченной.
Фактически высшим органов законодательной власти являлся совет старейшин – Сенат. В Сенат изначально входило 300 человек, по одному представителю от каждого из 300 родов основателей государства. Именно Сенат часто готовил проекты необходимых решений и созывал комиссии.
Высшим органом исполнительной власти и главой государства первоначально являлся избираемый пожизненно римский царь, который носил титул рекс. Насчитывается 7 рексов-царей. Они, обладая единоличной властью, стремились её абсолютизировать. Постепенно им удаётся совершать определённые изменения с целью упрощения власти. В начале 7 века до н.э. римские рексы утверждают традицию – передача власти по наследству. Сенат смирился с этим положением. Однако, утвердив обязанность рексов передавать кандидатуру своего наследника, на утверждение Сенату.
|
В 509 году до н.э. 7ой римский рекс Тарквиний решил пренебречь этой традицией и назначил приемника без согласования с Сенатом, который возмутился и, опираясь на поддержку комиссии, сверг Тарквиния с престола и отправил его в изгнание. Тарквиний получил за это прозвище «гордый». Т.о. так заканчивается Царский период.
Социальный строй
Всё население Рима в 7 веке до н.э. делилось на 3 основных категории:
1) патриции («благородные») – представители и потомки членов 300 патрицианских родов, основавших Рим. Патриции обладали всей полнотой политических и гражданских прав и могли занимать любую государственную должность.
2) плебеи – это свободные граждане Рима, часто добровольно вошедшие в состав государства. Обладали гражданскими правами
3) клиенты – это лично и добровольно зависимые люди, как правило, из иностранцев, которые записывались за кем-либо из патрициев, составляли его окружение и находились под покровительством этого патриция, который соответственно защищал их интересы (они не были рабами, не занимались производительным трудом, не являлись объектом права, т.е. их нельзя было, ни купить, ни продать)
|
4) условно рабы – последующие столетия в социальной структуре нет существенных изменений. Все свободные рабы Римской империи получили в 212 году статус граждан.
Реформы Сервия Туллия
В середине 6 века до н.э. возникает конфликт между патрициями и плебеями из-за неравенства в политических правах. В этих условиях 6ой римский рекс Сервий Туллий с целью избежать гражданской войны проводит крупную социально-политическую реформу, напоминающую реформу Солона.
Суть реформы: всё свободное население страны независимо от социального происхождения по уровню богатства было поделено на 5 основных разрядов:
Асс – мелкая медная римская монета
1. люди, имущество которых достигало 100 тыс. ассов
2. до 75 тыс. ассов
3. до 50 тыс. ассов
4. до 25 тыс. ассов
5. 11-12,5 тыс. ассов
Основной обязанностью всех свободных римских граждан была служба в армии. На каждый второй разряд возлагалась обязанность формировать конкретно определённое количество воинских подразделений – центурий.
1ой разряд формировал 80 центурий
2ой, 3ий и 4ый - по 20 центурий каждый
5ый – 30 центурий
Из наиболее богатых людей, имевших имущество более 100 тыс. ассов, формировалось 18 вне разрядных центурий. Из самых бедных людей формировалось 5 вспомогательных центурий. 2 центурии музыкантов, 2 – ремесленников и 1 – пролетарием. Римляне наделялись правами и обязанностями: первые 2 разряда получали право занимать любые государственные должности, но т.ж. как и в Афинах они обязаны должны были нести государственную литургию. Все остальные получали право участвовать в народных собраниях и т.о. влиять на принятие различных государственных решений. Главнейшим видом комиссии становится центуриатная комиссия. Здесь законодатель определяет процедуру голосования по центуриям сверху вниз. Решения в центуриях принималось простым большинством голосов (50+1). Т.о. не редко складывалась ситуация, при которой при консолидированном голосовании высших разрядов, низшие разряды к голосованию не приглашались.
Реформа Сервия Туллея в значительной степени сгладила противоречия между патрициями и плебеями, наделив всех политическими правами, всех свободных граждан. Однако, полного равенства достигнуто не было. И поэтому многие последующие десятилетия плебеи продолжали борьбу за полное равенство в политических правах в рамках следующего периода - Периода республики.
Рим в период республики 509-27 гг. до н.э.
Происходят существенные изменения в структуре органов власти и прежде всего исполнительной власти.
Высшим органом законодательной власти по прежнему остаются народные собрания, т.е. колиции. Основным видом становится центуриат
Реально высшим законодательным органом власти по прежнему остаётся Сенат, состоящий как и ранее из 300 патрициев.
Вместо единовластия царей-рексов в Риме создаются отраслевые органы управления в виде коллегий-магистратов
Магистраты делились на 2 вида:
а) ординарные – 1) консулы; 2) высшие военачальники наделялись правом формировать свои армии, назначать на офицерские должности, осуществлять суд в армии; 3)преторы (это лица, занимавшиеся организацией судопроизводства и законотворчеством); 4) цензоры избирались на срок 3, а затем 5 лет; (распределяли граждан по разрядам и центуриям); 5) эдилы (это лица, занимавшиеся правоохранительной деятельностью, но с большими полномочиями), следили за торговлей, правильностью проведения религиозных обрядов; 6) квесторы (лица ведавшие охраной и пользованием государственной казны и гос. архивов), они наделялись правом налагать вето на любые решения Сената и патрицианских магистратов, защищали и отстаивали интересы плебеев
б) экстраординарные – 1) диктатор, избирался Сенатом на срок до 6 месяцев; 2) децемвиры