Пояснительная записка
«О внесении изменений и дополнений в областные законы о специальных налоговых режимах»
Проект областного закона «О внесении изменений и дополнений в областные законы о специальных налоговых режимах» разработан в целях совершенствования областного законодательства о специальных налоговых режимах по 4 основным направлениям:
- расширение сферы возможного применения патентной системы налогообложения;
- корректировка действующих размеров налоговой нагрузки для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;
- расширение сферы возможного применения «налоговых каникул» для начинающих индивидуальных предпринимателей;
- редакционные уточнения.
1. В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 232-ФЗ) с 2016 года действующий федеральный перечень видов предпринимательской деятельности, где индивидуальные предприниматели (далее – ИП) могут использовать патентную систему налогообложения (47 видов), дополняется еще 16 видами деятельности.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения может вводиться только в отношении всех видов деятельности, поименованных в кодексе.
Поэтому в целях приведения положений регионального налогового законодательства в соответствие с нормами федерального законодательства проектом областного закона предусматривается аналогичное расширение утвержденного областным законом от 19 ноября 2012 года № 574-35-ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области патентной системы налогообложения и о признании утратившими силу областных законов «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области упрощенной системы налогообложения на основе патента» и «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области упрощенной системы налогообложения на основе патента» (далее – закон № 574-35-ОЗ) перечня возможных видов деятельности для применения патентной системы налогообложения на территории Архангельской области с установлением базовых размеров потенциально возможного к получению ИП годового дохода (для ИП, работающих без привлечения наемных работников) для исчисления налога в следующих суммах:
|
Виды предпринимательской деятельности | Предлагаемый размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода, руб. |
Услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей | 1 000 000 |
Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота | 106 700 |
Производство кожи и изделий из кожи | 400 000 |
Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений | 106 700 |
Сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей | 106 700 |
Производство молочной продукции | 844 700 |
Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав | 106 700 |
Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий | 647 700 |
Товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство | 150 000 |
Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность | 1 000 000 |
Деятельность по письменному и устному переводу; | 483 800 |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами | 150 000 |
Сбор обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья | 642 000 |
Резка, обработка и отделка камня для памятников | 520 000 |
Оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации | 1 000 000 |
Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования | 425 700 |
|
Предлагаемые для утверждения размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода определены на основе данных налоговых органов о фактических доходах ИП, которые в 2013-2014 годах осуществляли предпринимательскую деятельность в вышеуказанных сферах деятельности, применяли упрощенную или общую системы налогообложения и которые потенциально могут перейти на патентную систему налогообложения (т.е. имели годовой доход менее 60 млн. рублей в год и работали единолично или с привлечением не более 15 наемных работников).
Всего в ходе подготовки проекта областного закона были обследованы доходы по 547 налоговым декларациям (275 деклараций о доходах за 2013 год и 272 декларации – о доходах за 2014 год), в том числе по 457 декларациям ИП, работающих без привлечения наемных работников.
Конкретные размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода для включения в проект областного закона определены как средние величины фактических доходов по годовым декларациям ИП, работающих без привлечения наемных работников, за 2013-2014 годы за вычетом крайних значений минимального и максимального дохода с дополнительной увязкой расчетных показателей с действующими показателями доходности по родственным видам деятельности. Например, размер потенциального годового дохода для применения патентной системы налогообложения в сфере ухода за престарелыми и инвалидами принят на уровне показателя, установленного действующим областным законом для деятельности по уходу за детьми и больными, а показатель доходности для предпринимательской деятельности по переработке и консервированию фруктов и овощей принят на уровне действующего показателя доходности в сфере переработки иных видов сельхозпродуктов (помол зерна, переработка маслосемян, переработка картофеля и т.п.).
|
Для видов предпринимательства, по которым налоговым органам не удалось получить конкретных сведений о наличии на территории области ИП, осуществляющих такую деятельность (например, деятельность по производству плодово-ягодных посадочных материалов, выращиванию рассады овощных культур и семян трав), проектом областного закона предлагается установить размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода для исчисления налога при использовании патентной системы налогообложения в сумме 106 700 рублей. Данный размер является минимальным показателем среди всех видов деятельности в действующем областном законе от 19 ноября 2012 года № 574-35-ОЗ и сопоставим с годовым доходом работника, получающего заработную плату на уровне 1,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (5965 * 12 * 1,5 = 107 370 руб.).
Аналогичный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода для исчисления налога при использовании патентной системы налогообложения предлагается установить по видам деятельности, по которым полученные налоговыми органами сведения о фактических доходах ИП имеют эпизодический несистемный характер (например, в сфере услуг по забою, транспортировке, перегонке и выпасу скота).
Кроме того, во исполнение рекомендаций Комитета по экономической политике и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов от 15 мая 2015 года по внесению изменений в областное законодательство о патентной системе налогообложения проектом областного закона предлагается в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительно разрешить на территории Архангельской области с 2016 года применение патентной системы ИП при осуществлении деятельности по 3 видам бытовых услуг (услуги бань, душевых и саун; услуги соляриев; изготовление мебели) и утвердить по ним размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода в следующих суммах:
Виды предпринимательской деятельности | Предлагаемый размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода, руб. |
Услуги бань, душевых и саун | 300 000 |
Услуги соляриев | 180 000 |
Изготовление мебели | 688 800 |
Оценка предлагаемых размеров потенциально возможного к получению ИП годового дохода также выполнена на основе представленных налоговыми органами сведений о фактических доходах предпринимателей в данных отраслях (обследованы в общей сложности доходы по 254 налоговым декларациям ИП за 2013-2014 годы, в том числе по 134 декларациям за 2013 год и по 120 декларациям за 2014 год) и по методологии, использованной в расчетах потенциальной доходности ИП по дополнительным видам деятельности, предусмотренным федеральным законом.
Предлагаемые проектом областного закона размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода являются базовыми величинами для исчисления налога при патентной системе налогообложения предпринимателями, работающими без привлечения наемных работников на территории городских округов или муниципальных образованиях, являющихся райцентрами.
Таким образом, с 2016 года общий перечень видов предпринимательской деятельности, где ИП могут применять патентную систему налогообложения, расширяется с 47 до 66 позиций.
Исходя из численности ИП, выявленных налоговыми органами и отвечающим критериям для использования патентной системы налогообложения, потенциально патентную систему налогообложения по дополнительным видам предпринимательства могут применять порядка 390-400 действующих предпринимателей. Кроме того, ее могут выбрать начинающие предприниматели в рассматриваемых сферах деятельности.
Вместе с тем патентная система налогообложения является исключительно добровольным специальным налоговым режимом, право выбора которого остается за предпринимателями. Поэтому точно оценить потенциальные дополнительные доходы местных бюджетов по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, а также связанные с этим потери по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единому налогу на вмененный доход (смена применяемых ИП налоговых режимов) крайне затруднительно.
Например, по итогам 2014 года на территории Архангельской области налоговые декларации о доходах были получены от 95 ИП, занятых в сфере изготовления мебели и применяющих упрощенную систему налогообложения. Их совокупный годовой доход за 2014 год составил 203,7 млн. рублей, налоговые платежи с которого по ставке 6 процентов с учетом вычетов страховых взносов оцениваются в 9,3 млн. рублей. При полном переходе всех предпринимателей на патентную систему налогообложения максимально возможная годовая сумма налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, при предлагаемом законопроектом базовом потенциальном доходе в 688,8 тыс. рублей не превысит 4,3 млн. рублей. То есть, доходы областного бюджета по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сократятся на 9,3 млн. рублей, а доходы местных бюджетов по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы, увеличатся на 4,3 млн. рублей. Вместе с тем разброс декларируемых доходов предпринимателей в сфере изготовления мебели в 2014 году составил от 1,4 тыс. до 35,9 млн. руб., поэтому, очевидно, что на патентную систему перейдет лишь часть действующих предпринимателей.
2. В 2015 году был проведен сравнительный анализ количества ИП и размеров налоговой нагрузки при патентной системе налогообложения в 2013-2014 годах на территории Архангельской области (обследованы фактические доходы по 505 патентам - 51,7 процента всех выданных в течение 2013-2014 годов патентов) и в других регионах Северо-Западного федерального округа, по результатам которого в целях стимулирования развития патентной системы налогообложения предлагается для отдельных видов предпринимательской деятельности, где разрешена патентная система налогообложения, снизить с 2016 года показатели потенциального годового дохода ИП для исчисления налога, в том числе:
Виды предпринимательской деятельности | Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода, руб. | |
действующий | предлагаемый с 2016 года | |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 170 000 | 150 000 |
Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви | 170 000 | 150 000 |
Парикмахерские и косметические услуги | 250 000 | 200 000 |
Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц | 170 000 | 125 000 |
Деятельность такси | 250 000 | 200 000 |
Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла | 400 000 | 350 000 |
Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства | 250 000 | 200 000 |
Услуги поваров по изготовлению блюд на дому | 200 000 | 150 000 |
Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству | 350 000 | 200 000 |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты | 570 000 | 220 000 |
Обрядовые услуги | 250 000 | 200 000 |
Предлагаемое проектом областного закона снижение базовых показателей потенциально возможного годового дохода ИП для исчисления налога при патентной системе налогообложения повлечет за собой с 2016 года относительное снижение налоговой нагрузки для 50-55 предпринимателей (исходя из численности предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения в 2014 году, и количества полученных ими патентов) на сумму 300-400 тыс. рублей в год. Потери доходов местных бюджетов могут быть компенсированы повышением предпринимательской активности ИП в рассматриваемых сферах деятельности, в том числе за счет расширения бизнеса с привлечением наемных работников, использующих патентную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации максимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
В связи с этим предлагается ввести в областное законодательство норму об индексации максимальных размеров потенциально возможного годового дохода предпринимателей для исчисления налога при патентной системе налогообложения на коэффициент-дефлятор, ежегодно утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации (в настоящее время размер такого коэффициента-дефлятора составляет 1,147).
Такая индексация не увеличивает налоговую нагрузку для ИП, работающих единолично (без привлечения наемных работников или с использованием одного транспортного средства), но позволяет частично сократить разрыв между потенциально возможным (облагаемым) и фактическим доходом у предпринимателей привлекающих большое число наемных работников или использующих большое количество транспортных средств.
Например, у ИП, оказывающего услуги по перевозке пассажиров водным транспортом, использующего в своей деятельности 8 транспортных средств и получившего за 2014 год доход в 6 381 тыс. рублей, в настоящее время налог может быть исчислен только с дохода не более 3 млн. рублей в сумме 180 тыс. рублей. То есть, фактическая эффективная ставка налога не превышает 2,8 процента от полученного дохода (180: 6381 = 2,8%).
При введении нормы об индексации максимального предела облагаемого дохода на коэффициент-дефлятор при аналогичной экономической ситуации налог может быть исчислен уже с дохода 3 441 тыс. рублей в сумме 206,5 тыс. рублей. То есть, фактическая эффективная ставка налога увеличится до 3,2 процента (206,5: 6381 = 3,2%), но все равно останется значительно ниже 6 процентов.
ИП, занимающийся ремонтом жилья и иных построек в городе Архангельске, привлекающий в своей деятельности 14 наемных работников и получивший в 2014 году фактический доход в 14 288 тыс. рублей, уплатил налог только с дохода в 1 млн. рублей в сумме 60 тыс. рублей или 0,42 процента от фактического дохода. В новых налоговых условиях в аналогичной экономической ситуации такой ИП мог бы уплачивать налог с 1 147 тыс. рублей в сумме 68,9 тыс. рублей или 0,48 процента от фактического дохода.
Как видно, предлагаемое проектом закона повышение налоговой нагрузки для ИП, работающих с привлечением большого числа наемных работников или использующих по несколько единиц транспортных средств, не является барьером для развития бизнеса и затронет интересы порядка 30 ИП (менее 10 процентов от общего числа предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения).
Связанные с этим потенциальные дополнительные доходы местных бюджетов в расчете на год в совокупности оцениваются в 200 – 250 тыс. рублей.
Также предлагается изменить порядок определения потенциального дохода при применении патентной системы в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков – вместо ныне применяемых фиксированных размеров потенциального дохода для определенных диапазонов площадей сдаваемого в аренду имущества (например, 200 тыс. рублей за помещение или земельный участок площадью до 10 кв. метров и 500 тыс. рублей за помещение или земельный участок площадью от 10 до 25 кв. метров) установить единый размер потенциального дохода за единицу площади имущества, сдаваемого в аренду (20 тыс. рублей за 1 кв. метр, но не менее 200 тыс. руб.).
В целом налоговая нагрузка в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков не изменяется. Вместе с тем, в определенных ситуациях новый порядок расчета потенциального дохода для исчисления налога является фактором, снижающим налоговую нагрузку - за сдачу в аренду помещения площадью 15 кв. метров налог будет исчисляться с потенциального дохода в 300 тыс. рублей (20 * 15 = 300), а не с 500 тыс. рублей, как сейчас.
С другой стороны, за сдаваемые в аренду помещения или земельные участки площадью 520 кв. метров ИП будет исчислять налог с дохода в 10 400 тыс. рублей (20 * 520 = 10 400), а не с 10 млн. рублей, как сейчас. Учитывая, что по итогам 2013-2014 годов фактические доходы ИП в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков площадью свыше 475 кв. метров по 16 из 17 проверенных патентов в расчете на год составляли от 12,7 до 59,8 млн. рублей, предлагаемое проектом закона повышение налоговой нагрузки, является экономически обоснованным.
3. Федеральным законом № 232-ФЗ полномочия субъектов Российской Федерации в части установления «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей расширены и, помимо производственной, социальной и научной сфер, распространены на сферу бытовых услуг населению.
В связи с этим предлагается отразить положения Федерального закона № 232-ФЗ о расширении сферы действия «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей в областном законодательстве и внести соответствующие изменения и дополнения в областной закон от 3 апреля 2015 года № 262-15-ОЗ «О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей».
В частности, право на применение нулевых ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предлагается дополнительно разрешить для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию бытовых услуг в следующих отраслях экономики согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
подкласс 74.2 «Деятельность в области фотографии» раздела М;
подкласс 77.2 «Прокат и аренда предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения» раздела N;
подкласс 95.2 «Ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения» раздела S;
группа 96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий» раздела S;
группа 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» раздела S;
группа 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» раздела S;
группа 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» раздела S.
Льготы по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, предлагается дополнительно разрешить:
а) в отношении следующих видов деятельности, указанных в перечне таблицы статьи 3 действующего областного закона от 19 ноября 2012 года № 574-35-ОЗ и относящихся к сфере бытовых услуг населению:
N по таблице ст.3 Закона № 574-35-ОЗ | Вид предпринимательской деятельности |
Парикмахерские и косметические услуги | |
4.1 | Химическая чистка и крашение |
4.2 | Услуги прачечных |
6.1 | Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов |
Ремонт мебели | |
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий | |
Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла | |
Ремонт ювелирных изделий, бижутерии | |
Чеканка и гравировка ювелирных изделий | |
Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства | |
Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления | |
40.1 | Услуги по прокату, за исключением проката транспортных средств |
Обрядовые услуги | |
Ритуальные услуги |
б) в отношении дополнительных видов деятельности, разрешаемых для применения патентной системы налогообложения подпунктом 15 пункта 2 статьи 1 предлагаемого проекта областного закона:
N по таблице ст.3 Закона № 574-35-ОЗ | Вид предпринимательской деятельности |
Производство кожи и изделий из кожи | |
Сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей | |
Сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей | |
Производство молочной продукции | |
Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав | |
Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий | |
Товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство | |
Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность | |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами | |
Резка, обработка и отделка камня для памятников |
в) в отношении дополнительных видов бытовых услуг населению, разрешаемых для применения патентной системы налогообложения пунктом 4 статьи 1 предлагаемого проекта областного закона:
N по таблице ст.3.2 Закона № 574-35-ОЗ | Вид предпринимательской деятельности |
Изготовление мебели | |
Услуги бань, душевых и саун | |
Услуги соляриев |
Исходя из количества ежегодно регистрируемых ИП (в 2012 году – 2 626, в 2013 году – 2567, в 2014 году – 3 809) и анализа данных об осуществляемых ими видах предпринимательской деятельности и применяемых системах налогообложения при введении в действие предлагаемого законопроекта, расширяющего сферу возможного применения «налоговых каникул», в первый год нулевыми ставками налога могут воспользоваться порядка 70-90 ИП, а начиная со второго года – до 150-180 предпринимателей.
Связанные с этим выпадающие доходы бюджета области в первый год действия «налоговых каникул» в сфере оказания бытовых услуг могут составить в расчете на год:
по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (областной бюджет) – порядка 800 тыс. рублей;
по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (бюджеты муниципальных районов и городских округов) – до 150 тыс. рублей.
Начиная со второго года выпадающие доходы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, могут увеличиться до 1,6 млн. рублей ежегодно, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, - до 300 тыс. рублей ежегодно.
Введение «налоговых каникул» по упрощенной и патентной системам налогообложения в сфере оказания бытовых услуг является фактором, снижающим популярность единого налога на вмененный доход (в настоящее время порядка 50 процентов начинающих ИП в сфере оказания бытовых услуг выбирают для налогообложения специальный режим в форме единого налога на вмененный доход).
Поэтому в перспективе в процессе реализации предлагаемого областного закона количество индивидуальных предпринимателей, использующих право на применение «налоговых каникул», и, соответственно, размеры выпадающих доходов бюджета могут увеличиться за счет большей ориентации начинающих предпринимателей в пользу упрощенной или патентной системы налогообложения вместо уплаты единого налога на вмененный доход.
4. В целях упрощения ссылок на областное законодательство о патентной системе налогообложения в практическом документообороте предлагается сократить наименование областного закона от 19 ноября 2012 года № 574-35-ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области патентной системы налогообложения и о признании утратившими силу областных законов «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области упрощенной системы налогообложения на основе патента» и «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области упрощенной системы налогообложения на основе патента», изложив его в более компактной редакции - «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области патентной системе налогообложения».
Закон предлагается ввести в действие с 1 января 2016 года, поэтому его реализация не требует корректировки показателей областного бюджета и параметров межбюджетных отношений в 2015 году.
Губернатор