Технологическая карта урока географии по теме « Рельеф Земли»




Учитель географии: Брежнева Н.Г.

Урок новых знаний.

Автор УМК П.А. Коринская, И.П. Душина, И.А. Щенёв «География материков и океанов 7 класс»

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска StarBoard, презентация, учебник П.А. Коринская, И.П. Душина, И.А. Щенёв «География материков и океанов 7 класс»

Цели урока:

Содержательная (предметные результаты):

- формировать представление о рельефе Земли

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Личностные УУД

1. формировать географическое мышление: освоить приемы чтения физической карты.

2. умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.

3. Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом

4. Формировать умение составлять краткий конспект.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование толерантности к возможностям одноклассников

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Включение в деловой ритм. Проверьте у всех ли на столе лежит учебник, рабочая тетрадь, атлас- всё необходимое к уроку. Не имея всего необходимого не достигнуть высоких результатов. Подготовка класса к работе Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Проверка изученного материала - А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Кроссворд на интерактивной доске, необходимо внести ответы) 1) по вертикали Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф) 2) по вертикали Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы) 3) по горизонтали Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины) 4) по вертикали Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменность) 5) по горизонтали Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)   Ученики участвуют в разгадывании кроссворда, наблюдают за выполнением задания через изображение на экране. Коммуникативные: 1.умение соотнести свои ответы с ответами ученика 2. умение анализировать выполнение с работы.
3.Обьяснение нового материала. 1.- Скажите, какой темой объединены эти слова? (Рельеф)   Учитель подводит к понятию рельеф. 2. –Давайте запишем тему в тетрадь «Особенности рельефа Земли» Слайд 1. (Учитель записывает тему урока на доске)   Вопросы к учащимся: - Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Слайд 2 Какую цель перед собой мы поставим? -Запишите цели, к которым мы будем сегодня стремиться в тетрадь   -Как образуются основные формы рельефа? -Какие силы его формируют? Слайд 3. Учитель строит объяснение по данной схеме. Слайд 4. Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км. Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые. - Ребята, пользуясь картой «Строение земной коры» выявите взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа. Сопоставляя содержание карты «Строение земной коры» и физической карты мира заполните таблицу. Таблица 1. Слайд 5 Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.) Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор. Слайд 6 . Слайд 7. Уральские горы Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет). 1.Ответы ребят.   Ребята записывают тему и определение в тетрадь.   Предполагаемые ответы учащихся. 1) Узнать о крупных формах рельефа на поверхности Земли 2) Узнать от чего зависит рельеф.   По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.     Переносят таблицу в тетрадь и заполняют Коммуникативные: 1.умение слушать других, отвечать на поставленные вопросы.   Познавательные: 1.формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2.формировать умение формулировать определения.   Общеучебные: 1.самостоятельно выделять и формировать познавательные цели 2.умение структурировать знания.
Физминутка https://yandex.ru/video/search    
  Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.   Слайд 8,9 Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.     Молодые горы. Слайд 10, 11     - К ядрам платформ. Постепенно присоединились более молодые участки земной коры, выраженные в рельефе горами, - это складчатые пояса. Слайд 12. С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека. Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок. Слайд 13. Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных. Слайд 14 Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории. Слайд 15, 16 Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки. Слайд 17,18,19 Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов). Слайд 20     Переносят таблицу в тетрадь и заполняют      
4. Первичное закрепление. - Какую взаимосвязь можно установить между возрастом и высотой гор?   Вопросы к учащимся: - Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли) - Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли). - Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние). Ответьте на вопросы в учебнике Стр.31 вопросы 1,2 1. Что такое рельеф? В чем причина его разнообразия? 2. Подумайте. Можно ли утверждать, что внешние и внутренние силы действуют одинаково и на суше и на, дне океана. Объясните почему. Ответы учащихся с комментариями. Работа с картой атласа «Строение земной коры». Коммуникативные: 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей;   Познавательные: 1.формирование умения самостоятельно организовать учебную деятельность при работе с картами атласа и учебником
5.Домашнее задание. § 5, стр.31 вопрос 3. Слайд 21 Запись в дневники.   Слушают обьяснение учителя.  
6. Итог урока (рефлексия) Слайд 22       Регулятивные: 1.умение выделять и формулировать новые понятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: