И традициям русского народа»




Мастер – класс на тему

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

и традициям русского народа»

Участников мастер – класса приглашают занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Панова Людмила Васильевна – воспитатель МДОУ №10 с. Таврово Белгородского района. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

Играя с детьми в русские народные игры мы добились следующих результатов: у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Большинство этих игр записаны со слов жителей Белгородской области. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, я разделила фольклорные игры на следующие категории:

· игры интеллектуальные;

· игры с пением и танцами (хороводные);

· игры подвижные;

· игры – состязания (спортивные).

Интеллектуальные игры

Эти игры я применяю как часть занятия, разминку, заполняю ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.

Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей.

 

 

Приходит Петрушка (игрушка).

- Здравствуйте, ребята! Хотите со мною игру затеять? (Да.) Тогда я спрячусь, а вы меня позовите.

Игра первая

«Аюшки!»

Дети:

- Петрушка!

Петрушка:

- Аюшки!

Дети:

- Где ты был?

Петрушка:

- У бабушки!

Дети:

- Что принес?

Петрушка:

- Оладушки!

Дети:

- Где же они?

Петрушка:

- Под лавкой!

Дети:

- Экий, Петрушка, ты чудак!

Петрушка:

- А вы, дети, как?

Дети:

- Мы бы оладушки на стол положили да и съели.

Петрушка:

- Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.)

Дети:

- Петрушка!

Петрушка:

- Аюшки!

Дети:

- Где ты был?

Петрушка:

- У бабушки!

Дети:

- Что принес?

Петрушка:

- Сапожки.

Дети:

- Где они?

Петрушка:

- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел.

 

Петрушка прячется, игра продолжается дальше.

Литература: О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

 

Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка?

Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки –

И пойдут плясать……… (Матрешки.)

 

Матрешка:

- Здравствуйте, ребята! А хотите, ребята, я вам интересные потешки расскажу?

Дети:

- Да!

 

Игра вторая

«Понарошку!»

Матрешка:

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок

Подарил ей гребешок,

Причесал он кошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг, навстречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил, как мошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка:

Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Воспитатель и дети:

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Литература: Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.

 

Дети, давайте с вами затеем вот какую игру:

 

Игра третья

 

«Купили бабка с дедкой…»

 

Купили бабка с дедкой себе курочку.

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 

Купили бабка с дедкой себе уточку.

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 

Купили бабка с дедкой индюшеночка.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 

Купили бабка с дедкой поросеночка.

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 

Купили бабка с дедкой коровеночка.

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 

Купили бабка с дедкой лошаденочка.

Лошаденок иго-го-ки,

Коровенок муки-муки,

Поросенок хрюки-хрюки.

Индюшенок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та,

Курочка по зернышку ку-дах-тах-тах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: