II. Произведения Александра Михайловича Юзыкайна на русском языке




Александр Михайлович Юзыкайн оставил богатое творческое наследие и навсегда вошёл в историю марийской литературы.

В 1955 году выходит в свет историческая поэма А. Юзыкайна «Ямбатыр», рассказывающая об участии многострадального марийского народа в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671). Судьба марийского народа, его непокорный дух, показаны через образ Ямбатыра.

Социальное неравенство в деревне той поры чётко и выразительно вырисовывается в образах сказочно сильного и трудолюбивого Ямбатыра и кулака Мезнеча.

В создании этих образов автор опирается на традиции фольклора, на народное восприятие и отношение к силам добра и зла. Сказочность Ямбатыра ощущается с первых страниц поэмы в его портрете, силе и ловкости. Александр Михайлович сумел найти в поэме яркие, красочные выражения, метафоры, сравнения.

Поэма «Ямбатыр», явившись первым значительным произведением А. Юзыкайна, отразила ищущую натуру поэта, его стремление по-своему отобразить жизнь марийского народа в художественном произведении.

 

 

Слепые и зрячие: роман / А. Юзыкайн; пер. А. Трошина. – Йошкар-Ола, 1971. – 268 с.

 

Роман «Слепые и зрячие» посвящён событиям, происходящим в марийской деревне в годы империалистической и гражданской войн. Автор показывает зарождение революционного сознания народа и рисует образы первых революционеров-мари.

На страницах романа раскрывается впечатляющий своей душевной красотой, моральной силой и мужеством образ народа, упорного в труде, смелого и решительного в борьбе за своё социальное освобождение.

Первое крупное произведение эпического характера – роман «Кугызан вуй» в сокращенном варианте под названием «Слепые и зрячие» вышел в свет в Марийском книжном издательстве в 1971 году.

Место действия – и деревня Чормак, и волостной центр Калегино, и уездный город Ирск.

Столкновение двух братьев Юкечевых – это столкновение двух социальных позиций в ходе борьбы за новую жизнь, завершившееся трагической гибелью одного – Юзая, прозрением другого– Семена.

Их жизненные пути в романе развиваются то параллельно, то снова сталкиваются. Юзай активно участвует в революционной деятельности: распространяет запрещенную литературу, участвует в сходках, а затем, уже после победы революции, помогает устанавливать советскую власть в крае. Другой, Семен, открыто ненавидит своего брата и преследует его, добиваясь ареста.

Во время гражданской войны братья вновь по разные стороны баррикад. Юзай – командир Красной Армии, Семен – в отряде белогвардейцев.

 

 

Отчуждённые: роман / А. Юзыкайн; пер. В. Золотухина. – Йошкар-Ола, 1982. – 352 с.

 

На страницах романа раскрывается впечатляющий своей душевной красотой, моральной силой и мужеством образ народа, упорного в труде, смелого и решительного в борьбе за своё социальное освобождение.

 

 

Эльян: роман / А. Юзыкайн; пер. Н. Фомичёва. – М., 1973. – 312 с.

 

Теме войны посвящён и его роман «Эльян» (1979), повествующий о деревне военного периода. Произведение затрагивает многие стороны военной действительности, отличается широким охватом событий и фактов. Главное в нём – изображение неразрывной связи фронта и тыла, здесь показан всеобщий патриотический подъём советских людей в борьбе с фашизмом, их героизм и интернациональное единство.

Роман – автобиографический: это рассказ самого писателя о судьбе своего поколения, выросшего и закалившегося в условиях войны.

Далеко от линии фронта расположено село Эльян, но и сюда пришло большое, всенародное горе. Мужчины ушли на фронт, на колхозных полях и на животноводческих фермах их заменили женщины, старики и подростки. В романе изображается сельский тяжёлый труд военного времени.

Взгляд на войну показан детскими глазами ребят: Чемея, Печу, Олеши, Шуматая. Повествование ведётся главным образом от имени мальчика Сану. Автор написал своё произведение с применением приёма «жизнь глазами героя», который в большей степени позволил раскрыть внутренний мир человека, его духовное содержание.

Александр Юзыкайн ярко запечатлел особенности военной поры. В его произведении показана героика военных лет и всеобщий патриотический подъём советского народа. Роман отличается разнообразием и обилием патриотического материала, множеством событий, массовых сцен.

Проводы на фронт, праздник «первой борозды», чествования юбилея почетного пенсионера Семекея Ачываевича, организатора и первого председателя колхоза «Эльян», эти и другие массовые сцены придают произведению своеобразный национальный колорит, знакомят читателя с особенностями быта марийской деревни военного периода.

 

 

Медвежья берлога: роман / А. Юзыкайн; пер. Ю. Галкина. – М., 1973. – 312 с.

 

Новый подход А. Юзыкайна к изображению прошлого обнаружился в романе «Медвежья берлога», который был издан на марийском языке в 1971 году, а в 1979 году вышел на русском языке в переводе Ю. Галкина в центральном издательстве «Современник».

В романе «Медвежья берлога» писатель раскрывает тяжёлую, полную лишений и невзгод, жизнь марийского народа с конца XIX века до империалистической войны. Роман исторически правдиво показывает зарождение национального рабочего класса в марийском крае, где промышленность начала развиваться в лесоразработках, в сплавных работах по Волге, Илети, Большой Кокшаге и в кожевенном производстве, потому что марийский край издавна был известен своими лесными богатствами. Зарождение рабочего класса тоже было своеобразным.

Роман известного марийского писателя посвящён прошлому его народа, истории края, который до революции называли «Медвежьей берлогой». Марийский край был далёк от тогдашней цивилизации, народ крайне забит и унижен царским самодержавием. Идея произведения заключается в том, как даже в эту «берлогу» начинают проникать лучи светлого – революционные мысли, пробуждающие социальное самосознание народа.

С любовью рисует автор главного героя романа, выходца из бедной крестьянской семьи, Йывана Ваштарова, который сквозь суровые испытания пришёл к сознанию борьбы за новую жизнь своего народа.

Постепенное зарождение национального самосознания, социальное расслоение деревни и обнищание беднейшей части крестьянства, пополнявшего ряды рабочих, изображается в романе.

Главный герой с малых лет в скитальческой жизни со своим отцом Очандром познаёт трудности подневольного труда, терпит унижение со стороны богатых. Но, как ни тяжела доля марийского народа, он не теряет силы и бодрости духа, его энергия неиссякаема.

Внутренняя жизнь героев всегда насыщена, в них зреет ненависть и готовность в нужное время дать отпор своим притеснителям.

Особенно в произведении выделяется старик Тойгизя, образ которого проходит через весь роман и является олицетворением преемственности поколений. Тойгизя любыми путями стремится отомстить своему врагу – волостному старшине Якову Тимапиевичу, оставившему его без семьи, без крова, без земли. Хотя его месть далека, она выражает непокорность духа Тойгизя. Но сам он не успел осуществить своего замысла, за него «отомстил» медведь, который растерзал старшину. Правда восторжествовала.

Увлекательно передан автором в романе национальный колорит, выразившийся, прежде всего в живописных картинах природы, ярких бытовых деталях, психологически точных сценах, показывающих особенности марийского характера.

 

 

 

Медвежья берлога: роман / А. Юзыкайн; пер. Ю. Галкина. – Йошкар-Ола, 1983. – 304 с.; Москва., 1973. – 312 с.

 

 

Дубравы: роман. Кн. 2-я. / А. Юзыкайн; пер. с марийск. В. Михайловой. – Москва, 1983. – 272 с.; Йошкар-Ола, 1985. – 272 с.

 

События, которые легли в основу нового романа А. Юзыкайна «Дубравы», являющегося продолжением его книги «Медвежья берлога», охватывают переломный период в истории России с 1914 по 1918 годы.

Впервые роман «Дубравы» был издан в 1983 году в Москве, в издательстве «Современник», затем в 1985 году в Йошкар-Оле, в Марийском книжном издательстве.

Рассказывая о драматичной судьбе жителей марийской деревни Нурвел, автор достоверно воссоздаёт общее настроение, царившее в крестьянской массе в то бурное время, показывает, с каким энтузиазмом народ встретил Советскую власть.

С большой любовью Александр Михайлович описывает природу родного марийского края, рассказывает о великой русской реке – красавице Волге.

Вся книга пронизана идеей гуманизма и интернациональной дружбы народов России.

Современная действительность также не остаётся в стороне от внимания писателя. Он много ездит по стране, встречается с тружениками полей и заводов. Деятельное участие Александра Михайловича в жизни своих земляков отразилось в таких его очерках, как «Ономоркинские волшебники», «В краю звениговском», «В страдную пору».

Башкирским нефтяникам посвящён очерк «Горящая вода».

Заметное место в творчестве писателя занимает тема освоения целины. Писатель и сам был участником целинных работ.

Результатом осмысления роли и значения целины в решении продовольственных задач нашего общества явилась книга его «Школа целины».

Новый очерк «Хлебный край Казахстан», опубликованный в августовских номерах «Марий коммуны» в 1982 году повествует о дружбе между хлеборобами Казахстана и Марийского края.

Подводя итоги его творчеству, можно отметить, что наибольший рост мастерства и зрелости его художественного мышления отражается в первых крупных произведениях писателя – в романах «На царской горке» и «Медвежья берлога».

Оба романа отличаются тщательностью отшлифовки жизненного факта и социально-исторической реальности. Характеры героев привлекают читателя своей жизненной убедительностью и многообразной индивидуализацией, становясь тем самым свидетельством возросших возможностей автора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: