Практическое занятие № 2.Лексикология




Практическое занятие № 1. Фонология, основные фонологические школы. Трактовка фонологических понятий

Вопросы:

1.Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонология.

2. Соотношение понятий звук-фонема.

3. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ). Принцип выделения фонем согласно учению Л.В. Щербы. Функции фонем.

4. Состав фонем русского языка (подходы МФШ и ЛФШ/СПбФШ).

5. Учение Н.С. Трубецкого о фонеме.

6. Позиции фонем. Нейтрализация фонем как признак слабой позиции. Фонематическая транскрипция.

7. Система фонем в разных языках. Чем определяется состав гласных и согласных фонем в языке?

Практические задания:

1. Учитывая явления коартикуляции, редукции гласных, покажите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв: а лый, м а л, м я л, м я ть, лир а. Сколько разных фонем соответствует этим звукам?

2. Подберите пары к любой согласной фонеме. Укажите дифференциальный признак анализируемой фонемы, проявляющийся в каждой паре. Сколько всего дифференциальных признаков обнаружилось у данной согласной фонемы?

3. Приведите примеры специфических дифференциальных признаков фонем в изучаемом иностранном языке по сравнению с русским.

4. Приведите в сопоставлении примеры фонетической и фонологической транскрипции (с позиций ЛФШ/СПбФШ) одного и того же фрагмента текста (объемом 3-4 строки). На примере 2-3 слов покажите различия в подходах к фонеме представителей ЛФШ и МФШ.

Литература:

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. –Л., 1981.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1978.

Общее языкознание / Под общ. Ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. – М., 1971.

Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М., 2002.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Л., 1958.

 

Примерные темы сообщений:

Синтагматико-парадигматическая модель языка

Эволюция и развитие языков

Признаки литературного языка. Становление языковой нормы

+ Дополнительное задание

Практическое занятие № 2.Лексикология

Вопросы:

1. Лексикология: предмет, разделы, основные проблемы – сообщение.

2. Понятие о слове. Проблема определения слова.

3. Понятие лексического значения слова. Структура лексического значения.

4. Схема «семантического треугольника» как отражение связи между денотатом, понятием и словом.

5. Полисемия как центральная семантическая категория лексикологии.

6. Проблемы полисемии.

7. Общие особенности и виды системных отношений в лексике.

8. Синтагматические отношения в лексике.

9. Изменения в словарном составе языка.

10. Методы исследования лексики.

Практические задания:

1. Выполните семантический анализ слова.

- выпишите из толкового словаря слово для анализа (укажите, каким словарем пользовались);

- проведите компонентный анализ лексического значения слова (выделите семы, составляющие ЛЗ слова, расположите их в последовательности, отражающей родовые и видовые признаки);

- содержит ли ЛЗ выбранного слова коннотативный элемент?;

- попробуйте заменить одну из сем на другую, но смежную. Какому слову будет соответствовать полученное ЛЗ?

2. Найдите в толковом словаре примеры различных типов толкований: а) с помощью родового наименования; б) с помощью синонимии; в) с помощью антонимии; г) отсылочные толкования. Выпишите по одному примеру на каждый тип.

3. Попробуйте сформулировать ЛЗ какого-н. слова. Сравните свою формулировку с дефиницией в словаре.

4. Проведите сравнительный анализ многозначного слова в русском и изучаемом иностранном языке:

- выпишите из толкового словаря русского языка все значения одного многозначного слова;

- проанализируйте связь между значениями, начертите схему семантической структуры данного многозначного слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная), при наличии переносных значений определите тип переноса наименования;

- сравните многозначность данного слова в русском и изучаемом иностранном языке.

5. Используя Словарь иностранных слов, приведите 2-3 примера заимствований в русский язык из изучаемого иностранного языка. Проанализируйте данные примера с точки зрения их освоения русским языком: отметьте признаки фонетического, морфологического, семантического освоения; сделайте вывод о степени освоенности данного слова.

6. Приведите примеры лингвистических терминов, которые являются словообразовательными кальками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: