Сюжет о борьбе с Хароном в греческих народных песнях
Оглавление
Введение
. Образ Харона
. Сюжеты о борьбе с Хароном
Разновидности и структура сюжетов о борьбе
Глаголы и устойчивые выражения, связанные с данным сюжетом
Двойственность образа Харона
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Без сомнения, среди памятников новогреческой устной литературы важное место занимают греческие народные песни.
Как в жанре народной песни, так и в письменных произведениях не только новогреческой, но и европейской литературы в средние века большое распространение получила тема Подземного мира. Образ Харона и мира мертвых, который возникает уже у таких авторов, как Бергадис, Пикаторос и Георгиос Хортатсис, являющихся предшественниками критского Возрождения, занимает немаловажное место и в жанре народной песни. На самом деле, образ подземного мира, в своей первоначальной форме, рассматривается авторами эпохи Возрождения под очень интересным углом, а именно как мир, существующий за гранью реальности, в который можно заглянуть только сквозь дымку сна. При этом, Пикаторос - в отличие от Бергадиса, который по-своему интерпретирует сюжет, - отпуская своего героя в путешествие по подземному миру, по традиции, дает ему в спутники проводника, которым является Харон, что вызывает у нас немалое любопытство. В пьесе Хортатсиса «Эрофили» Харон открывает и закрывает действие своей речью в прологе и в эпилоге, что обещает нам тяжелую атмосферу и мрачный тон всего произведения. В целом этот период характеризуется тем, что произведения литературы схожи по форме изложения и по тематике с народной песней, что немного затрудняет четкое определение их принадлежности к одному из жанров. К тому же, на тот момент четкая система жанров еще не была сформирована.
|
В данной работе из всего разнообразия песенных жанров (исторические, героические, песни о любви и замужестве, колыбельные, колядки, песни чужбины, плачи, песни о Хароне, сатирические песни) мы коснемся только жанра о Подземном мире и о Хароне, который был очень популярен в период Возрождения. В данной работе будет рассмотрены следующие проблемы:
· Появление нового образа Харона в литературе в период средневековья, а именно попытка исследования его истоков - как он зародился, и в каком жанре бытовал, чем он отличается от мифического древнего образа этого персонажа и что между ними общего, какие изменения претерпел новый образ с течением времени, а также что он собой олицетворяет.
· Различия и сходства сюжетов о взаимодействии с Хароном разных по характерам и образам героев, а также, какие из этого можно сделать выводы и заключения.
Данная тема была взята на рассмотрение, поскольку образ древнего мифического персонажа вызвал интерес своим появлением на страницах литературных произведений эпохи Возрождения, с какой целью он был возрожден, перенял ли черты новой эпохи.
В ходе работы будет проанализирован корпус текстов фольклорного жанра, а именно новогреческих народных песен о Подземном мире и о Хароне (του Κάτω κόσμου και του Χάρου), в которых приводится четкий образ интересующего нас персонажа и какие-либо его взаимодействия с миром людей, или верхним миром (ο Απάνω κόσμος).
|
До нас данную тему рассматривали такие авторы, как Н. Политис, Э.Капсоменос, Ж. Сонье и Μ. Αлексиу. При этом каждый из них ставит перед собой свои определенные задачи и раскрывает эту тему под интересующим его углом, отличным от того, как ее анализируют другие. Например, Н. Политис является первым этнографом и исследователем не только в области народной литературы, но и народной культуры. Ему принадлежат как коллекция текстов народных песен, некоторые из которых были использованы в ходе исследования, так и многие другие труды в области народной традиции.
Ж. Сонье уделяет большое внимание семантике образов в тексте песни и рассматривает каждую деталь, как отдельный символ, в то время, как Э. Капсоменос в свою очередь использует исключительно структуралистский подход к изучению песни, рассматривает ее сюжет поэтапно, как некую формулу, набор нескольких ее составляющих.
Мы же в данном исследовании обратим внимание на особенности образа самого Харона в народном понимании, а также на различия сюжетов о борьбе человека с данным персонажем.
Образ Харона
Первые новогреческие народные песни о Подземном мире и о Хароне не имеют точной даты появления. Зарождаются они, по утверждению вышеупомянутых исследователей, в Средние века и эпоху Возрождения и рисуют нам абсолютно новое представление о Подземном мире, нежели в античности. В данном исследовании мы рассмотрим лишь то, как возродился давно исчезнувший, менялся со временем и развивался в народном сознании лишь один элемент Подземного мира, а именно образ Харона.
|
Возникновение в новогреческой литературе и фольклорной традиции нового образа Харона можно связать с идейным характером эпохи, в преддверие которой он зарождался, а именно эпохи Возрождения. Как известно, ее главенствующей чертой являлось восстановление и возвращение к античным идеалам, что и объясняет скорее возрождение старого образа Харона, приобретшего черты новой эпохи, чем возникновение совершенно нового образа этого персонажа.
Итак, ниже в таблице проведем некоторое сравнение двух образов, Харона мифологического, древнегреческого, и Харона, возрожденного в Средневековье и развивавшегося в эпоху Возрождения.
Таблица 1 Сравнение образов Харона
Харон античный | Харон средневековый |
старик | муж |
Мифологический страж при входе в ад, паромщик, перевозящий души через Лету | Сходство с нечистой силой в народном представлении |
Связующий элемент между миром живых и миром мертвых | Является причиной смерти человека |
Имеет отношение к душам только безвременно умерших |
В греческих народных песнях о подземном мире и о Хароне (του Κάτω κόσμου καί του Χάρου) мы видим уже новый, имеющий христианские черты, образ Харона, зародившийся в средние века (более точные даты неизвестны), отличный от образа Харона, существовавшего в древнегреческих мифах, который перевозил души умерших из мира живых в мир мертвых через реку Лету. Безусловно, в них есть некоторые общие черты, как, например, осуществление перехода из одного мира в другой, но с течением времени образ претерпел много изменений. Во-первых, из древнего старика-паромщика, «живущего» в древнегреческих мифах, возродившийся Харон превратился в сурового и сильного мужа-охотника с черным мечом, седлающего черного коня:
Μαῦρος ἠταν, μαῦρα φορεῖ, μαῦρο καί τ’ ἄλογό του.
Σέρνει στελέτα δίκοπα, σπαθιά ξεγυμνωμένα,
Στελέτα τά ’χει γιά καρδιές, σπαθιά γιά τά κεφάλια.
Был он весь черный и в черном плаще и конь его вороной был.
Нес он кинжалы вострые, мечи обнаженные.
Кинжалы для сердец припас, а для голов - мечи.
Харон уже не просто паромщик, переправляющий души, ушедшие из мира живых по воле Всевышнего, он сам стал причиной их перехода в подземный мир, представ перед нами безжалостным, неумолимым убийцей. Именно поэтому, действуя по собственному усмотрению и получая в свое распоряжение души умерших, он больше не требует плату, которая взималась с каждого мифологическим Хароном, всего лишь выполняющим чужие поручения. Однако, несмотря на это, версия о божественном промысле, бытующем в народном сознании, тоже имеет право на существование.
Харон в народных песнях изображается как представитель смерти и ада, своими руками забирающий души присужденных ему людей и несущий их в свое подземное царство. Он - сама смерть, представитель неизменного естественного закона, которому подчиняются все живущие на земле.
Сюжеты о борьбе с Хароном