Практические занятия
По психологии
Составитель: к.п.н., доцент Ильясова Э.Н.
Практическое занятие № 1
Тема. Предмет, структура и методы психологии как науки
Вопросы для рассмотрения
1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук. Отрасли психологии.
2. Предмет, задачи и принципы психологии.
3. Понятие о методе и методологии. Методология психологии. Этапы научного исследования. Основные направления в психологии.
4. Методы исследования организационные (сравнительный и лонгитюдный), эмпирические: наблюдение (объективное и самонаблюдение), эксперимент - лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.
5. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ). Методы интерпретации (структурный и генетический).
6. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Анкеты. Использование методов психологии в педагогической деятельности и для самопознания.
Основные понятия: наука, метод, объект науки, предмет науки, психология, эксперимент, естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, метод срезов, лонгитюдный метод, тест, анкета, беседа, биографический метод, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология.
Практическое занятие № 2
Тема. Психика человека как предмет системного изучения
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие о психике. Формы психического отражения.
2. Cтруктура и функции психики.
3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
4. Развитие психики человека в онтогенезе.
5. Сознание человека как высшая форма психического отражения. Классификация психических явлений.
Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, интеллект, сознание, сознательное, бессознательное.
Методические рекомендации
1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
3. Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
4. Готовые презентации сдать преподавателю.
Практическое занятие № 3
Тема. Психология познавательных процессов
(Ощущение как источник познания. Восприятие)
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие об ощущениях. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущенй. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах ощущений.
4. Восприятие как психический про ц есс и система перцептивных действий. Виды восприятия.
5. Основные свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, избирательность.
6. Иллюзии восприятия и их объяснение.
Основные понятия: ощущение, анализатор, чувствительность, нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, разностный порог, адаптация, сенсибилизация, синестезия, восприятие, свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, апперцепция; иллюзии.
Практическое занятие № 4-5
Тема. Психология познавательных процессов
(Мышление и воображение)
Вопросы для рассмотрения
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления.
2. Виды мышления и основания их классификации.
3. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
4. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция.
5. Понятие о языке и речи. Значение речи в психической деятельности человека. Речь как средство мышления. Виды и функции речи. Значение и смысл слова. Методы исследования и развития речи.
6. Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Значение воображения в поведении и деятельности человека.
7. Виды воображения и формы воображения.
Основные понятия: мышление, понятие, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, интеллект, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, дедукция, индукция, суждение, умозаключение; речь, язык; воображение, галлюцинации, агглютинации, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация, заострения, творчество, творческое воображение, фантазия.
Методические рекомендации
1. Поделиться на микрогруппы по 4-5 человек (Внимание! Состав микрогрупп меняется).
2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами). К остальным семинарским вопросам подготовить по 2 вопроса.
3. Подготовить ответ на выбранный вопрос в виде схемы-комментария.
4. Выступить перед группой с защитой своего мини-проекта.
5. Готовые схемы сдать преподавателю.
Практическое занятие № 6