ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса
Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния» (далее – законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 09.07.2013
№ ОГ-П12-406с и пункта 81 Плана законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Минюста России от 13.03.2014 № 432-р.
Согласно действующей редакции статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Порядок государственной регистрации рождения установлен Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
(далее – Федеральный закон № 143-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона № 143-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения и представляемых в орган записи актов гражданского состояния
(далее – орган ЗАГС) для государственной регистрации рождения ребенка, в том числе при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.
Одним из оснований для государственной регистрации рождения ребенка является заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка – при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.
|
Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление
о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа ЗАГС, производящему государственную регистрацию рождения. При отсутствии
у указанного лица возможности явиться в орган ЗАГС его подпись заявления
о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией,
в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении (пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 143-ФЗ).
Такое основание для государственной регистрации рождения ребенка, как заявление лица, присутствовавшего во время родов, было предусмотрено для отдаленных и малонаселенных местностей, в которых отсутствуют родовспомогательные и иные медицинские организации, в которые может обратиться женщина за оказанием медицинской помощи во время или после родов.
Случаи государственной регистрации рождения ребенка на основании заявления лица, присутствовавшего во время родов, ранее были исключительно редкими. Однако, как свидетельствуют данные органов ЗАГС, в последние годы количество таких случаев существенно возросло, причем как раз в тех регионах,
в которых родовспомогательная и прочая медицинская помощь доступна для населения. Такна основании заявления лица, присутствовавшего во время родов (далее – также по свидетельским показаниям), в органах ЗАГС субъектов Российской Федерации было зарегистрировано: в 2012 году – 3 551 ребенок,
в 2013 году – 3 881 ребенок, в Iполугодии 2014 года – 1 753 ребенка. Всего за указанный период в Российской Федерации зарегистрировано – 9 185 детей.
|
Наибольшее количество зарегистрированных детей по свидетельским показаниям (за период с 2012 года по 01.07.2014) зафиксировано в Москве – 2 737, Московской области – 822, Санкт-Петербурге – 726, Ростовской области – 680, Краснодарском крае – 352, Свердловской области – 325, Новосибирской области – 296, Республике Татарстан – 242, Челябинской области – 241, Омской области – 223, Красноярском крае – 180. В то время как за указанный период зарегистрировано всего 13 детей оленеводов-кочевников и тундрового населения (Республика Коми – 9; Ямало-Ненецкий автономный округ – 4).
Возможность государственной регистрации рождения ребенка на основании свидетельских показаний вне зависимости от того, где родился ребенок, способствует увеличению числа родов без оказания медицинской помощи вследствие отказа рожениц от обращения к врачам, что крайне опасно для жизни и здоровья как женщин, так и новорожденных.
Кроме того, в условиях доступности медицинской помощи государственная регистрация рождения ребенка без документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, может выступать легальным способом сокрытия подлинного происхождения ребенка.
|
В последнее время участились случаи мошенничества при установлении происхождения ребенка от матери (материнство) на основании свидетельских показаний.
По сообщению органов ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации случаи мошенничества зафиксированы в следующих регионах: Астраханская область, Новосибирская область, Пензенская область, Рязанская область. Так, в Астраханской области в 2012 – 2013 годах в судебном порядке аннулированы 43 записи акта о рождении, составленные по заявлениям граждан (цыган). В данных случаях мошеннические действия были совершены с целью получения денежных средств в виде государственных выплат, в том числе материнского (семейного) капитала, приобретения иных государственных благ.
Государственная регистрация рождения ребенка по свидетельским показаниям с учетом действующего федерального законодательства – это легальный способ для недобросовестных граждан зарегистрировать несуществующих детей, детей, рожденных суррогатной матерью либо гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и зарегистрированных в компетентных органах иностранного государства.
Органы ЗАГС, являясь административными органами, не наделены полномочием по проведению проверки документов, предъявляемых гражданами для государственной регистрации рождения по свидетельским показаниям. Кроме того, органы ЗАГС не вправе требовать каких-либо дополнительных документов, не предусмотренных Федеральным законом № 143-ФЗ.
Учитывая изложенное, государственная регистрация рождения ребенка при отсутствии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, должна производиться только в случае рождения ребенка в отдаленных и малонаселенных местностях, в которых затруднено обращение за медицинской помощью во время и после родов. Такое правило будет стимулировать обращение женщин за оказанием медицинской помощи во время и после родов и станет определенным барьером для злоупотреблений, связанных
с хищением и куплей-продажей детей.
Законопроектом предлагается в пункте 1 статьи 48 Кодекса и статьях 14 и 16 Федерального закона 143-ФЗ установить, что заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка будет являться основанием для государственной регистрации рождения ребенка только при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи в труднодоступных или малонаселенных местностях. Перечень труднодоступных или малонаселенных местностей будет устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка работнику органа ЗАГС, производящему государственную регистрацию рождения, только в письменной форме.
Законопроект разработан с целью совершенствования процедуры государственной регистрации рождения детей по свидетельским показаниям.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния» не повлечет расходов из федерального бюджета.