Конспект НОД по основам экологической культуры «Вода – источник жизни»
Цель: формирование у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе посредством развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.
2. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на земле.
3. Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды: реки, озера, водоемы.
4. Развивать у детей доказательность суждений и речи, продолжать учить делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.
5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
6. Воспитывать бережное отношение к природным и водным ресурсам.
7. Воспитывать нравственно-этические чувства: товарищество, дружелюбие, сопереживание и желание прийти на помощь нуждающемуся.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование:
Набор плакатов и картинок «Вода в жизни человека. Как человек использует воду». Мяч для игры. Мольберт. Таз с водой, покрашенное черной краской растительное масло (нефть), ложка, салфетка, губка, ветошь; Диск «Живые звуки матушки-природы», звукозапись из цикла «Вода»; звукозапись или музыкальное сопровождение песни «Мы желаем счастья вам».
Ход НОД: Стук в дверь. Появляется Кот Леопольд. Он очень грустный. На нем мокрая и грязная одежда.
Воспитатель: - Здравствуй, дорогой Кот Леопольд! Что с тобой произошло? Почему ты такой грязный?
Кот Леопольд: - А вы как думаете?
(ответы детей: споткнулся и упал в лужу, обрызгал автомобиль…)
Кот Леопольд: - Нет, ребята! Я очень торопился к вам в гости, поиграть. Ярко светило солнышко, и мне стало жарко. Когда я проходил возле реки, то решил искупаться. После того, как я искупался в речке и вышел на берег, то стал вот таким грязным (плачет). Что какое? Почему?
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему Кот Леопольд вышел из воды таким грязным?
(ответы детей: речка загрязнена, в нее попала нефть, в реку по трубам сбрасывают разные отходы…)
Воспитатель: - Как мы можем помочь коту? (дети предлагают отправить кота умыться и переодеться)
Воспитатель: - Кот Леопольд, иди, умойся и переоденься, и опять будешь чистым и опрятным.
Воспитатель: А пока Кот Леопольд приводит себя в порядок, предлагаю поиграть. Словесно-дидактичекая игра «Кому нужна вода?
- Ребята, подумайте и скажите, кому нужна вода?
(ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, морякам, рыбакам, всем живым существам…)
- Какая бывает вода (подбор слов-эпитетов). Дети передают по кругу мяч друг другу, называя прилагательные.
(ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, пресная, вкусная…)
Появляется Кот Леопольд:
Кот Леопольд: - А человеку нужна вода? Для чего человеку нужна вода?
(игра с мячом «Для чего человеку нужна вода?») (Кот кидает мяч, задавая вопрос, дети, ответив, возвращают мяч коту обратно)
Дети: - Человеку нужна вода для того, чтобы умываться, мыться
- Чистить зубы
- Готовить пищу
- Мыть посуду, мыть полы
- Стирать вещи,
- Убираться в комнате и соблюдать чистоту
- Купаться и закаляться
- Чтобы пить и готовить еду
- Мыть окна
- Поливать комнатные растения.
Воспитатель: - Молодцы! Да, ребята, вода нужна человеку чтобы жить. Ведь наш организм на 70% состоит из воды. Без воды человек может прожить не более пяти дней. Значит, какой делаем вывод …?
Дети - … Что без воды человеку не прожить.
Воспитатель: - В каком виде (состоянии) вода существует в природе?
(ответы детей - в жидком, твердом и газообразном).
Кот Леопольд: - Назовите температуру кипения воды. (ответы детей – вода закипает при температуре кипения 100 градусов Цельсия).
Воспитатель: - А при какой температуре вода замерзает и превращается в лед? (ответы детей – вода замерзает при температуре ниже нуля градусов).
Кот Леопольд: - Молодцы! Все знают! Сразу видно, что в школу готовятся пойти учиться! А знают ли ваши ребята пословицы и поговорки о воде?
Воспитатель: - Конечно же, знают! Послушай, пожалуйста!
Пословицы и поговорки о воде
- Пролитую воду не соберешь.
- Вода – всему голова. (Арабская пословица)
- Вода течет вниз, а человек стремится вверх. (Китайская пословица)
- С лица воду не пить.
- Вода чиста у истока.
- Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
- Не зная броду, не лезь в воду.
- Без воды нет жизни.
- Вода найдет себе дорогу.
- Утопающий в воде хватается даже за соломинку.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Вода и землю точит и камень долбит.
- Вода камень точит.
- Вода студёна - тело ядрено.
- Вода и огонь друг с другом не спорят.
- Крепкую дружбу и вода не разлучит.
- Друзья - не разлей вода.
- Как с гуся вода.
- Река узнается в течении, человек — в беседе.
Кот Леопольд хвалит ребят, что они так много знают о воде и про воду.
Воспитатель: - Кот Леопольд, а ребята знают еще и высказывания великих людей о воде:
"Капля воды дороже золота" - Д.Менделеев
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды"- В.Песков
"Вода - красота природы" - С.Аксаков
"Вода! …У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха..! Ты - сама жизнь. Ты - самое большое богатство на свете." - Антуан-де Сент Экзюпери
Воспитатель: Предлагаю провести разминку
Физминутка
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: Вместе – раз – это брасс. Качаясь на волне – плывём на спине. Вышли на берег крутой и отправились домой!
Воспитатель: - Кот Леопольд, ребята хотят тебе прочитать стихотворение. Послушай, пожалуйста!
«Вода – источник жизни» автор: Людмила Качковская
1 ребенок:
Вода – источник жизни, каждый знает.
Вот только исполняет не всегда.
Кран за собою плохо закрывает…
И все бежит, бежит, бежит вода.
2 ребенок:
Вода – источник жизни! Звери знают.
И Киплинг даже нам писал о том.
У водоема жажда заставляет
Их соблюдать приличия во всем.
3 ребенок:
Вода – источник жизни! Птица знает.
И птицы очень рады той молве.
Ведь не прожить порою им бывает,
Все мысли их устремлены к воде.
4 ребенок:
Для водоплавающих птиц вода – стихия!
И жизнь у водоемов хороша,
Построят гнезда, … уж птенцы большие….
Но не торопятся покинуть берега.
5 ребенок:
Вода – источник жизни! Дети знают.
Так любят лодку в ванной запускать.
Цветы польют, мишутку искупают,
Им без воды никак нельзя прожить.
6 ребенок:
Надев сапожки – лужи измеряют,
Запруды строят, лепят города.
Куда ни глянь, все о воде мечтают.
Всем на Земле всегда нужна вода.
7 ребенок:
Вода – источник жизни, каждый знает.
Вот только исполняет не всегда.
Кран за собою плохо закрывает…
И все бежит, все капает вода.
Воспитатель: - Вода в водоемах с каждым годом становится все грязнее. Люди и животные стали чаще болеть. Но мир не без добрых людей! В России есть еще добрые, заботливые люди. На предприятиях строят очистные сооружения, а специальные службы контролируют сброс вредных веществ в реки и водоемы. (рассматривание плакатов и картинок).
Кот Леопольд: - Но природе помогают не только люди. Очень хорошо очищают воду крабы, которые пожирают отходы и сорные речные растения. Хорошо очищают воду и мидии, которые питаются загрязняющими воду веществами.
Воспитатель: - Вода - это источник жизни для всего живого. Мы должны ее беречь и охранять. Наша планета Земля - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.
Включаю звукозапись из цикла «Живые звуки матушки-природы». – Ребята, вслушайтесь в журчание воды. Может быть, она просит о помощи. (релаксация)