Антиблокировочная система тормозов – АБС (Antilock Brake System - ABS) обеспечивает предотвращение блокировки колес при торможении. В случае экстренного резкого торможения в сочетании с объездным маневром возможна потеря управляемости автомобиля вследствие неконтролируемого скольжения на заблокированных колесах. В худшем случае возможен наезд на препятствие и даже опрокидывание.
Работа АБС основана на использовании электрического сигнала, вырабатываемого специальным датчиком, установленным на приводе колеса. Величина сигнала пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Если при торможении одно или несколько колес блокируются, они перестают вращаться и начинают скользить, то система, получив соответствующий сигнал от датчика, растормаживает колесо, а затем снова затормаживает. Колесо проворачивается и его сцепление с дорогой восстанавливается. Водитель ощущает работу АБС по частым резким толчкам на педали тормоза.
Рисунок 5 – Схема антиблокировочной тормозной системы:
1 - компенсационный бачок; 2 - вакуумный усилитель тормозов; 3 - датчик положения педали тормоза; 3 - датчик давления в тормозной системе; 4 - блок управления; 5 - насос обратной подачи; 6 - аккумулятор давления; 7 - демпфирующая камера; 8 - впускной клапан переднего левого тормозного механизма; 9 - выпускной клапан привода переднего левого тормозного механизма; 10 - впускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 11 - выпускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 12 - впускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 13 - выпускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 14 - впускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 15 - выпускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 16 - передний левый тормозной цилиндр; 17 - датчик частоты вращения переднего левого колеса; 18 - передний правый тормозной цилиндр; 19 - датчик частоты вращения переднего правого колеса; 20 - задний левый тормозной цилиндр; 21 - датчик частоты вращения заднего левого колеса; 22 - задний правый тормозной цилиндр; 23 - датчик частоты вращения заднего правого колеса
|
Система АБС устанавливается в штатную тормозную систему автомобиля без изменения ее конструкции.
Наиболее перспективной является антиблокировочная система томозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса. Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.
Антиблокировочная система имеет следующее устройство:
· датчики угловой скорости колёс;
· датчик давления в тормозной системе;
· блок управления;
· гидравлический блок;
· контрольная лампа на панели приборов.
Датчик угловой скорости устанавливается на каждое колесо. Он фиксирует текущее значение частоты вращения колеса и преобразует его в электрический сигнал.
На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства - электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.
|
Гидравлический блок объединяет следующие конструктивные элементы:
· впускные и выпускные электромагнитные клапаны;
· аккумуляторы давления;
· насос обратной подачи с электродвигателем;
· демпфирующие камеры.
В гидравлическом блоке каждому тормозному цилиндру колеса соответствует один впускной и один выпускной клапаны, которые управляют торможением в пределах своего контура.
Аккумулятор давления предназначен для приема тормозной жидкости при сбросе давления в тормозном контуре.
Насос обратной подачи подключается, когда емкости аккумуляторов давления недостаточно. Он увеличивает скорость сброса давления.
Демпфирующие камеры принимают тормозную жидкость от насоса обратной подачи и гасят ее колебания.
В гидравлическом блоке устанавливается два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры по числу контуров гидропривода тормозов.
Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует о неисправности системы.