К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечения активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95 и международными правилами дорожного движения.
Требования к тормозным системам следующие:
1. Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.
2. Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение.)
3. Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.
4. Минимальное время срабатывания тормозного привода.
5. Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.
6. Малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть не более 500 Н, ход тормозной педали 70…150 мм.
7. Отсутствие органомптических явлений (слуховых).
8. Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.
2 Классификация тормозных систем
|
В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:
- рабочую
- запасную
- стояночную
- вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6 км.
Каждая из перечисленных тормозных систем включает один или несколько тормозных механизмов и тормозной привод.
Тормозная система имеет следующее устройство:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
3 Типы тормозных механизмов
В зависимости от конструкции различают:
- барабанные тормозные механизмы;
- дисковые тормозные механизмы.
Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, неподвижной части – тормозные колодки или ленты.
Рисунок 1 – Барабанный тормозной механизм:
1 – рабочий тормозной цилиндр; 2 – тормозные колодки; 3 – опорный диск; 4 – Тормозной барабан; 5 – опоры; 6 – стяжная пружина.
Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками. На передней и задней оси современных легковых автомобилей устанавливаются, как правило, дисковые тормозные механизмы.
Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося тормозного диска, двух неподвижнах колодок, установленных внутри суппорта с обеих сторон.
Рисунок 2 – Дисковый тормозной механизм:
|
1 - колесная шпилька; 2 - направляющий палец; 3 - смотровое отверстие; 4 – суппорт; 5 – клапан; 6 - рабочий цилиндр; 7 - тормозной шланг; 8 - тормозная колодка; 9 - вентиляционное отверстие; 10 - тормозной диск; 11 - ступица колеса; 12 - грязезащитный колпачок.
4 Типы приводов тормозных систем
Тормоза приводят в действие, нажимая на педаль или перемещая на себя ручной рычаг.
Педалью приводятся в действие тормоза, действующие чаще всего на все колеса автомобиля. Поэтому педалью водитель пользуется во всех случаях торможения в процессе движения автомобиля.
Ручной рычаг обычно приводит в действие тормоза только задних ведущих колес или центральный тормоз. Поэтому ручным рычагом пользуются только для затормаживания автомобиля на стоянке, а также в случае порчи привода от педали.
Для передачи усилия от педали или рычага к тормозным колодкам применяется привод тормозов.
В зависимости от конструкции различают:
- механические;
- гидравлические;
- пневматические.