Кроме общих положений, изложенных выше, при эксплуатации промысловых машин необходимо иметь в виду ряд положений, вытекающих из их специфики.
При эксплуатации лебедок для тяги и укладки канатов убеждаются в исправности мест крепления конца каната на навивных барабанах, канатоукладчиков. При работе следят за ходом канатов, не допуская их перепутывания; в процессе травления каната с навивных барабанов на барабане должен оставаться первый слой навивки. При травлении ваера, стяжного троса или вожака со свободно вращающегося барабана плавно подтормаживают барабаны тормозами, регулируя скорость травления в соответствии с указанием старшего мастера по добыче или сообразуясь с ходом процесса.
Большинство промысловых машин имеет электрический привод, который включает в себя электродвигатель, пускорегулирующую аппаратуру, приборы контроля и сигнализации.
При подготовке промысловой машины к работе необходимо внимательно осмотреть электропривод и убедиться в том, что рубильник (автомат) отключен, а пусковое устройство находится в нулевом положении. На электродвигателе, пускорегулирующей аппаратуре и вблизи них не должно быть посторонних предметов. Кабели и провода должны быть надежно подключены и не иметь повреждений; заземление должно быть надежно закреплено. Необходимо проверить крепление фундаментных болтов, соединительных муфт, наличие смазки в подшипниках, исправность всех ограждений.
Эксплуатация электроприводов должна осуществляться в полном соответствии с требованиями «Правил обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним».
В соответствии с «Правилами обслуживания судовых промысловых механизмов и их приводов» установлены периодичность и объемы технических уходов и ремонтов.
|
Техническое обслуживание (ТО) промысловых машин и механизмов проводят по планово-предупредительной системе, которая предусматривает выполнение обязательного комплекса работ. По периодичности, различают следующие виды ТО, различающиеся составом и трудоемкостью выполняемых работ, ежедневное, еженедельное, ежемесячное, сезонное и ежегодное.
Для каждого вида технического обслуживания установлен перечень выполнения обязательных работ: моечных, очистительных, смазочных, заправочных, крепежных, контрольных и регулировочных.
Основное назначение ежедневного технического обслуживания — контроль технической исправности и поддержание надлежащего состояния внешнего вида машины или механизма.
Последующие виды технического обслуживания имеют своей целью снижение интенсивности износа машины, предупреждение отказов и неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Так, при еженедельном ТО выполняют все операции осмотра внешнего вида, проверки технического состояния машины и ее смазывания, соответствия уровня смазки в корпусах редукторов, маслобаков насосной станции. В номенклатуру жеежемесячного ТО входит, кроме вышеперечисленных, ряд дополнительных работ, связанных с проверкой крепежных и соединительных узлов, герметических стыков и т. д.
При ежегодном техническом обслуживании, кроме того, частично разбирают, промывают и осматривают детали и узлы промысловых машин или механизмов и их приводов. Проверяют износ деталей, меняют смазку, рабочую жидкость в системах гидропривода, промывают фильтры и т. д.
|
Независимо от периодических осмотров при обнаружении какой-либо неисправности работа машины должна быть прекращена до полного устранения неисправности. При выводе промысловой машины из эксплуатации на срок более одного месяца необходимо производить консервацию машины. Перед консервацией машину очищают от грязи, следов коррозии, старой смазки, отслоившейся краски. В соответствии с инструкцией по эксплуатации перед консервацией машину разбирают — исполнительные органы, промежуточные передачи и привод. Во избежание несчастных случаев перед началом разборки необходимо полностью отключить привод от источников питания.
При консервации поверхности машины покрывают антикоррозийными составами. Смазка наносится равномерно в два слоя на промытые (очищенные) и насухо протертые поверхности.
Для безопасной работы персонала, обслуживающего промысловые устройства, машины и механизмы, все движущиеся части оборудования, которые могут нанести травму, должны быть закрыты прочно закрепленными съемными ограждениями, допускающими возможность удобного и безопасного наблюдения и смазки. Снятые во время ремонта или осмотра оборудования защитные ограждения после окончания работ должны быть немедленно установлены на место. Приступая к работе, необходимо проверить надежность крепления и исправность ограждений и других предохранительных устройств.
Запрещается пускать вход оборудование, с которого сняты ограждения и защитные кожухи.
|
Во избежание несчастных случаев запрещается: при обслуживании действующего промыслового оборудования касаться движущихся частей одеждой, руками и другими частями тела, становиться и садиться на ограждения; переходить через находящиеся под нагрузкой неогражденные канаты и орудия лова, проходить под ними, поправлять их руками, прикасаться к ним частями тела и использовать их в качестве опоры при выполнении различных работ; накладывать на вращающиеся исполнительные органы промысловых машин канаты и орудия лова, подправлять или расправлять их в процессе выборки или травления на исполнительных органах и направляющих устройствах, выбирать и травить канаты, на которых имеются колышки, расправлять колышки на движущихся канатах, находиться под нагруженными блоками, шкивами, барабанами и т. п., а также вблизи них со стороны внутреннего угла, образованного направлением движения каната и направляющим роликом.
Правила техники безопасности запрещают проводить ремонт оборудования во время его работы, работать на неисправном оборудовании и эксплуатировать промысловое оборудование (промысловые машины, грузовые устройства) на параметрах, превышающих их номинальные паспортные характеристики; запрещают одному человеку работать с ходовым концом каната или орудия лова и одновременно управлять промысловой машиной.
Площадки для обслуживания промысловых машин, расположенные на высоте более 0,5 м, должны иметь леерное ограждение и нескользкую поверхность.