Пояснительная записка
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия II года обучения начинается с повторения тем работы, начатой в I год обучения.
Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия определяется наличием специфических трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения, в процессе осуществления ими практической и учебно-познавательной деятельности. Программное содержание каждого занятия определяется его типом, то есть определенной направленностью задач, позволяющих, в конечном счете, реализовать основную цель занятия.
Программным содержанием занятий по развитию зрительного восприятия является реализация следующих задач:
расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;
расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения, локализации);
формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;
развитие сенсорных операций как часть обследовательских (перцептивных) действий;
расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.
Эффективность обучения на специальных занятиях по развитию зрительного восприятия II года обучения детей с нарушением зрения во многом зависит от умения педагога правильно подбирать необходимые виды работ, определять их последовательность в процессе обучения.
Эффективность коррекционной работы по зрительному восприятию зависит и от умения педагога осуществлять дифференцированный подход к определению содержания и хода занятия в зависимости от уровня развития зрительного восприятия детей данной возрастной группы. Знание уровня развития всех компонентов зрительного восприятия (цвета, формы, величины) дает возможность при определении типа специального занятия и его содержания использовать личностно ориентированный подход.
|
Тематическое планирование по развитию зрительного восприятия помогает управлять системой перцептивных действий слабовидящего ребенка, основной задачей которого является развитие восприятия в ходе целенаправленной практической деятельности; способствует формированию как на уровне ориентировочно-обследовательских, познавательных действий чувственного образа объекта, так и на уровне образного мышления, при котором включается процесс восприятия, так как нарушение зрительных функций при слабовидении замедляет процесс формирования образов, значительно снижает возможности опознавательной деятельности, а в ряде случаев ведет к искаженным представлениям об окружающем мире. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на протекание других познавательных процессов и обуславливает отставание в развитии мышления детей. Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения зависит не только от глубины дефекта и формы глазной патологии, но и от степени включения зрения в учебно-воспитательный процесс. Поэтому коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия «должны быть направлены на максимальное включение высших психических функций в сенсорно-перцептивные процессы, что предусматривает коррекцию, компенсацию и развитие в единой системе функциональной стороны восприятия (сенсорные процессы), его операционный (когнитивные операции, необходимые для опознания объектов и ситуаций в условиях нарушенного сенсорного отражения) и мотивационной сторон (установки и мотивы, определяющие потребность видеть)» (Л. П. Григорьева).
|
Тифлопедагогическая практика показывает, что если к неполноценному зрению и восприятию подключается и осязание, коррекция недостатков развития зрительного восприятия и действие компенсаторных механизмов происходит эффективнее.
При проведении коррекционной работы по развитию зрительного восприятия следует соблюдать этапы зрительной нагрузки: в начале работы допустима большая нагрузка на зрение и обработка мелких деталей, а к концу нагрузка должна быть минимальной или совсем снята и отрабатываются более грубые элементы. Необходимо соблюдать офтальмологические рекомендации по времени зрительной нагрузки для каждого ребенка.
При системном использовании коррекционной работы по зрительному восприятию идет успешное формирование сенсомоторной культуры, необходимого чувственного опыта, приемов и способов умственной деятельности детей с нарушением зрения.
Всё это способствует адекватному познанию окружающего реального мира и во многом влияет на положительное решение реабилитационных задач.
Развитие зрительного восприятия цвета
Кол-во часов | Программное содержание занятий | Материалы, оборудование, дидактические пособия | Виды и формы работы |
Сентябрь | |||
Тема: «Краски осени». Задачи: – закреплять знания названий основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный, белый), понятие о цветовосприятии; – формировать умение анализировать цвет предмета; – учить узнавать и называть цвет реальных предметов и придавать цвет предметам на их изображениях, поэтапно срисовывать предметы, изображая различные детали в цвете | Демонстрационный материал: натуральные овощи, фрукты (зрелые и не зрелые) для сравнения цвета. Раздаточный материал: цветные контурные изображения овощей, фруктов; контуры деревьев, листьев разного цвета (цвета осени); краски, кисти, трафареты внутренние и внешние, фломастеры; образцы цветных изображений овощей, фруктов | Задание. 1. Узнать и правильно назвать цвет овощей, фруктов или предмета. 2. Выбрать из корзины все спелые овощи или фрукты, назвать их цвет. 3. Собрать листья «осени», назвать их цвет. Практическое задание. 1. Обвести по трафарету овощ или фрукт. Закрасить его (цвет спелости, цвет незрелости). 2. Выложить на фланелеграфе картину «Краски осени» по предложенному образцу. 3. Аппликация на тему «Краски осени» | |
Октябрь | |||
Тема: «Оранжевые превра- щения». Задачи: – закреплять навыки цветовос-приятия; | Демонстрационный материал: цветные флажки; цветные дорожки. Раздаточный материал: цветные силуэтные изображения гео- метрических фигур; краски красные, | Задание. 1. Узнать и правильно назвать цвет флажков. 2. Выбрать флажок и пройти по дорожке такого же цвета (выполнение заданий по словесной инструкции педагога). |
Продолжение табл.
|
– учить называть точным словом оранжевый цвет, локализовывать предметы оранжевого цвета из предметов красного и желтого цвета; – формировать интерес к экспериментаторским действиям с красками (смешение красок, получение нового цвета) | желтые; кисть; образец цветного изо- бражения листьев | 3. Найти предмет такого же цвета, как флажок. 4. Выбрать все оранжевые круги из красных. 5. Выбрать все оранжевые овалы из желтых. 6. Выбрать все оранжевые геометрические фигуры из фигур основных цветов. Практическая работа. 1. Закрасить листья оранжевой краской. 2. Выложить на фланелеграфе дерево с оранже-выми листьями. Лабораторная работа. Смешивать красную и желтую краски для получения оранжевой. Закрасить образец листьев в оранжевый цвет путем смешивания красной и желтой краски | |
Ноябрь | |||
Тема: «Назови цвет». Задачи: – закреплять знания названий основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный, белый, оран- жевый); – учить называть точным словом фиолетовый цвет, локали- зовать предметы фиолетового цвета из предметов красного, коричневого и черного цвета | Демонстрационный материал: цветные дорожки, фланелеграф, натуральный баклажан. Раздаточный материал: круги, квадраты, треугольники, прямо-угольники разного цвета (красные, черные, коричневые, фиолетовые); краски, кисти, вода, листы с контурным изображением баклажана; образец изображения баклажана в цвете; образец аппли- кации фиолетового баклажана; детали баклажана из цветной бумаги, лист | Задание. 1. Правильно назвать цвет дорожек. 2. Выполнить задания педагога по словесной инструкции: «Разместить цветные дорожки на фланелеграфе так, как я скажу…». 3. Выбрать все фиолетовые круги из красных; выбрать все фиолетовые квадраты из черных; выбрать все фиолетовые треугольники из коричневых; выбрать все фиолетовые прямоугольники из предметов разного цвета (красных, черных, коричневых). |
Продолжение табл.
бумаги, клей, салфетки, кисть для клея. Подставки для детей со сходящимся косоглазием | 4. Вспомнить и назвать цвет натурального баклажана. 5. Правильно назвать цвет баклажана на его изображении. Практическое задание. Закрасить контур баклажана. Назвать его цвет. Аппликация «Фиолетовый баклажан» | ||
Декабрь | |||
Тема: «Голубое облако». Задачи: – закреплять представление о цвете; – учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения), узнавать и называть точным словом голубой цвет, локализовать предметы голубого цвета из предметов синего, фиолетового и белого цвета | Оборудование: карточки (30 × 20 см) разделенные на 6 клеток (10 × 10); мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета; кукла; образец голубой дорожки (из ткани или цветного картона); геометрические фигуры, мелкие игрушки синего, фиолетового, белого цвета; краски, кисти, вода; изображение контура облаков на листе бумаги | Задание-игра. I вариант. Подобрать краску по цвету платья у куклы (оранжевая). II вариант. Подобрать краску по цвету дорожки (голубая). III вариант. Подобрать краску по цвету кубика (фиолетовая). Задание. 1. Внимательно рассмотреть голубую дорожку, геометрические фигуры, мелкие игрушки. 2. Выполнить задания по словесной инструкции педагога: «Найди и назови цвет заданной геометрической фигуры»; «Найди игрушку голубого цвета»; «Выбери все предметы голубого цвета |
Продолжение табл.
из фиолетовых (голубых, белых)»; «Найди в группе предметы голубого цвета». Лабораторная работа. 1. Превращение синей краски в голубую (раз- бавление краски водой до получения голубого цвета). 2. Закрашивание контура облаков голубой краской | |||
Январь | |||
Тема: «Цветные пирамиды». Задачи: – учить раскладывать цветные предметы (геометрические тела, фигуры) в определенной после-довательности, чередуя цвет; – закреплять знание названий основных цветов и умение дифференцировать цвета | Оборудование: объемные геометрические тела (всех 6 цветов); плоскостные геометрические фигуры (всех цветов); пирамида большая, маленькая; контурное изображение пирамид; цветные детали пирамиды из картона и из цветной бумаги; контурное изображение пирамиды; краски, кисти, вода; образец цветного изображения пирамиды; клей, кисть для клея, салфетки | Задание. 1. Правильно определить и назвать цвет объем-ного геометрического тела (шар, куб, конус, цилиндр). 2. Определить и назвать цвет геометрической фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат, прямо-угольник). 3. Соотнести объемное тело с плоскостной геометрической фигурой такого же цвета. Назвать их цвет. 4. Локализовать предметы красного цвета (синего, желтого, зеленого) из предметов других цветов. 5. Разложить по инструкции педагога геометрические объемные тела по цвету (чередуя цвет). 6. То же самое с плоскостными геометрическими фигурами. |
Продолжение табл.
7. Положить цветные детали пирамиды на контурное изображение. Практическая работа. 1. Закрасить кольца пирамиды, как на образце. 2. Аппликация «Пирамида» | |||
Февраль | |||
Тема: «Радуга». Задачи: – формировать навыки зрительного внимания, представление о том, как образуется радуга; – закреплять знание названия цветов спектра; – развивать зрительную память | Демонстрационный материал: изображение радуги (пособие – чередование цветов): красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; цветные дуги из картона; фланелеграф; лист бумаги, краски, кисти, вода, клей, кисти для клея, салфетки; цветные полоски, пластилин, дощечки, стеки, салфетки; образец для аппликации и лепки «Радуга». Подставка для детей со сходящимся косоглазием | 1. Провести беседу о причинах появления радуги (рассказ педагога, чтение литературы). 2. Выложить (вместе с педагогом) на флане- леграфе с помощью цветных картонных дуг макет радуги. 3. Выполнить задания по словесной инструкции педагога (чередование цветных дуг для создания макета радуги). 4. Составить макет радуги по образцу. 5. Составить макет радуги по памяти. 6. Вспомнить и правильно назвать цвета радуги. Практическая работа. 1. Выполнить рисунок «Радуга». 2. Выполнить аппликацию «Радуга». 3. Лепить изображение «Радуга» | |
Март | |||
Тема: «Цвет и оттенки». | Оборудование: пособие с изображением основных цветов и их оттенков; цветные оттеночные круги; машина, | Задание. 1. Внимательно рассмотреть пособие «Узнай и назови цвет». |
Продолжение табл.
Задачи: – закреплять знание оттенков основных цветов (до 5), навыки зрительного внимания, зрительной памяти, цветовосприятия; – формировать и развивать зрительную реакцию на движущиеся предметы, глазодвигательную функцию; – учить запоминать и правильно называть цвет предметов | объемные кубы; цветные шары, цветные бабочки; краски, кисти, бумага, вода; круги разных оттенков и цветов, клей, кисти для клея, салфетки, бумага. Подставки для детей со сходящимся косоглазием | 2. Рассмотреть оттенки различных цветов. Игра «Каждому оттенку свое место». (Дети распределяют оттеночные круги по насыщенности цвета по образцу пособия.) Игра «Каждому оттенку свое место». (Выполнение задания без образца.) 3. Проследить за движением машины. Вопросы педагога: – Какого цвета машина? – Какого цвета куб на машине? 4. Проследить за воздушными шарами в воздухе. Вопросы педагога: – Какого они цвета? – Какого оттенка? 5. Проследить за полетом бабочки, определить её цвет. (Педагог вращает цветную бабочку на нитке, ребенок следит за полетом.) Практическая работа. 1. Разбавить краски водой до получения оттеночных тонов (от насыщенного цвета до бледного). 2. Нанести оттеночные тоны на лист бумаги. 3. Аппликация «Цвет и оттенки». (Подобрать к каждому цвету свой оттенок и наклеить его внизу.) |
Продолжение табл.
Апрель | |||
Тема: «Весна». Задачи: – закреплять умение различать и называть оттенки цветов (светлые и темные); – учить смешивать гуашевые краски разного цвета для получения оттенков; – развивать навыки цветовос-приятия; – формировать любознательность и интерес к красоте и неповторимости цвета каждой краски | Оборудование: пособие «Цвет и оттенки». Выполняется из цветной бумаги и кар- тона. I вариант. В верхней части картона наклеиваются круги всех цветов (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, черный, коричневый, фиолетовый). Ниже делаются прорези, в которые вставляются круги оттенков этих цветов от светлого до темного или наоборот. II вариант – круги основных цветов размещаются слева, прорези – справа. | Задание. 1. Определить и назвать цвета, предложенных предметов (основные 6 цветов). 2. Внимательно рассмотреть пособия, разложить цвета и оттенки. 3. Провести беседу о теплых и холодных тонах (рассказ педагога, чтение литературы). Практическая работа. 1. Смешивать гуашевые краски для получения оттенков теплых и холодных тонов. 2. Раскрасить силуэтное изображение «Весна». 3. Выполнить аппликацию «Весна». 4. Уточнить цвет и оттенки цвета. |
Продолжение табл.
III вариант – круги основных цветов размещаются внизу, прорези – вверху. Листы бумаги, краски, кисти, вода; силуэтное изображение картины «Весна». Для аппликации: ствол, ветки (полоски коричневого цвета), листья, облака, солнце, клей, кисти для клея, салфетки. Подставки для детей со сходящимся косоглазием | |||
Май | |||
Тема: «Цветные узоры». Задачи: – формировать умение различать 5 оттенков основных цветов с постепенным уменьшени- | Оборудование: карточки (30 × 20 см) с изображением кругов, треугольников и т. д. в цвете, геометрические фигуры разного оттенка (по 5 оттенков каждой фигуры). | Задание. Рассмотреть и разложить по оттенкам. Игры: «Каждому оттенку свой домик», «Отбери фишки такого же оттенка, как предмет». |
Окончание табл.
ем решения задачи на локали- зацию; – закреплять навыки зрительного внимания, развивать зрительную память | Кисти, краски, вода; силуэтное изобра-жение машины. Образец узора. Цветные и оттеночные детали узора из картона. Лепестки цветков разных оттенков (5 лепестков, 5 оттенков); цветы для образца (в цвете и в оттенках) | Практическая работа. 1. Поисковая работа «Найди предмет такого же цвета, такого же оттенка». 2. Найти в группе и игровой комнате предметы теплых и холодных тонов. 3. Раскрасить машину с использованием теплых и холодных тонов. 4. Создать узор с использованием теплых и холодных тонов. (Если ребенок затрудняется, пусть выполнит задание по образцу, затем пояснит, где какой тон.) 5. Игра «Собери цветок». (Дети по команде собирают цветы нужного оттенка.) |