Вильгельм Карлович Кюхельбекер.




Пушкин неоднократно высказывался о нем, в комическом плане, так как Кюхельбекер с лицейских лет был человеком любознательным, начитанным, за ним закрепилось прозвище "ходячая энциклопедия"; но при этом часто любил объяснять уже известные и ясные вещи (дидактизм).

Пушкин всегда очень уважительно относителся к Кюхельбекеру. Л.Н. Толстой подчеркивал преданность поэзии, свойственую Кюхельбекеру, не смотря на отсутствие сверхдара (удивительно много делает для поэзии).

Его творчеством в заинтересовался Тынянов. Написал роман "Кюхля"

Наиболее значисо стихотворение "19 октября 1937" речь идет о конкретной дате, очень лично переживаемой каждым лицеистом: дата основания лицея; но год смерти Пушкина. «Блажен, кто пал, как юноша Ахилл…”, - Кюхельбекер имеет в виду Пушкина.Дальше он развивает эту тему: звучит реквием по жизни Пушкина, при этом оказывется, что Пшкин счастлив по сравнению с лирическим героем, а точнее с самим Кюхельбекером. Пушкин ушел в расцвете сил, в то время как он, Кюхельбекер, продолжает жить «в темноте темницы». Кюхельбекер был из достаточно небогатой семьи, и в ссылке ему никто не помогал как, например, Волконским, у него не бвло возможности обустроить свой быт. Он очень болел и терял возможность работать. Все это показано в этом стихотворении, исполненном трагических и лирических нот:

Пора и мне!- Давно судьба грозит

Мне казней нестерпимого удара:

Она меня того лишает дара,

С которым дух мой неразлучно слит!

Потеря способности писать, читать и работать - тяжелейшее наказание, большее, чем смерть в то время, для Кюхельбекера.

 

Общая характеристика творческого пути Пушкина.

Пушкин - первый общепризнанный бесспорный гений, признанный всеми. Достоевский говорил, что это второй российский гений после Ломоносова. С его творчества начинает период русской литературы, когда она не только реципиент, но и создатель новых литературных ценностей. Влияние его на мировую литературу бесспорно.

 

Периодизация (в основе биографический принцип):

1. 1813-17 гг. – лицейский период. 13 г. – первое стихотворение, которое можно считать первым дошедшим.

2. 1817-20 гг. – первый петербуржский период, проходящий под знаком гражданской лирики.

3. 20-24 – период южной ссылки. Проходит под знаком развития романтизма, восхождение к реализму.

4. 24-26 – ссылка в Михайловском, «северная ссылка», где он лишен привычного общения. Развитие реалистических тенденций в творчестве – продолжение ЕО, написание Бориса Годунова. 26 г. – возвращение из ссылки

5. 26-30 гг. – возвращение к относительной свободе, он существует между Москвой и Петербургом. 30 г. – первая болдинская осень – «Маленькие трагедии»

6. 30-37 гг. – глубокие философские раздумья в лирике, он все больше возвращается к прозе.

 

Также можно разделить на три больших периода: доонегинский - молодость, онегинский – развитие, раскрытие и послеонегинский - зрелость.

 

Лекция #6

27/09/2012

 

Зрелость - относительная реалия, так как Пушкин погибает молодым. (Поздний, а не старый Пушкин)

Лирика занимает огромнейшее место в творчестве Пушкина в целом, но можно говорить о некойтенденции движения по убывающей (с большими оговорками), по восходящей идет его интерес к прозе. В количественном отношении лирика уходит с первых мест в его литературе, но вместе с тем сохраняет очень глубокую философскую значимость. Нельзя обойтись без глубокого чтения его поздних стихов, чтобы понять психологию поэта (в том числе цикл 36-го года: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, “Отцы пустынь…”). Это важное пространство психологических смыслов у позднего Пушкина, без которых личность Пушкина как творца не будет понятна.

Лирика

Начинается творческий путь Пушкина первыми лирическими опытами.Литературный дебют (не первое написанное стихотворение, а впервые появившееся в печати) - стихотворение "К другу стихотворцу" в 1814 году.Нежелание подписываться полным именем проявляется под криптонимом НКШП, что сразу же привлекло внимание читающей аудитории.Пачатается в карамзинистских органов, тем самы заявляет себя как последователь Жуковского и Батюшкова.

Знаковый момент в биографии не только из-за дебюта, но потому что Пушкин как истинно мудрый человек Пушкин проповедует идею учебы у всей классики: не сбрасывать с корабля современности, а наследовать и усваивать уже освоенные территории. Критик, тонкий эстик С.П.Шевырев говорил в 1841, что для Пушкина весь русский парнас был его учителями – и объективная данность и реальное ощущение.Пушкин всегда очень открыт прежнему, тому, что было до него.Сотворчество – важное качество Пушкина, он рад учиться у других великих людей.

Лицей для Пушкина - период счастливого ученичества; вторая родина после Москвы.(Ощущение связи с учением, с alma mater).А стихотворении предостерегает своего друга-адресата (Кюхельбекер): «Страшися участи бессмысленных певцов,/Нас убивающих громадою стихов!”, - имея в виду архаистов с их огромными виршами, стремлением к высокому стилю, большим формам, к поэме в том числе. Карамзинисты поэму не культивировали, ее культивировали шишковисты.Тем самым Пушкин подписывается под своей принадлежностью к карамзинистам.

В то же время Пушкин не отрицает опыты тех, кто принадлежал к истинной высокой гражданской поэзии, кто писал высоким стилям в оддической форме.Пизывал учиться у Ломоносова, а не у шишковистов.Важно различать классиков и тех, кто им подражает.Шишковисты – подражатели.Для Пушкина характерна гедонистическая философия, которая отражается в его стихах.Гедонизм как воспевание чувственных удовольствий – тема молодого Батюшкова, которую Пушкин подхватывает у последнего.

Ценный опыт Пушкинна в собственно гражданской лирике - "Воспоминание в царском селе".Не только признание в любви лицейским местам. Для него это ипамятник российской истории; ощущение пространства, связанного с историей. “Воспоминания…” написаны высоким стилем, размеренно и классицистически.Пушкин ощущает себя преемником Державина.Во след Жуковскому Пушкин стремится соединить гражданское начало с интимно-лирическим: признание в любви к Москве.

Вместе с тем здесь проявляются черты Пушкина как поэта начала 19 века, характерная для него многотемность: и история, и слава екатериненских времен (ценил Екатерину и Пушкин и Вяземский, которые часто ставили ее выше Петра), и тема Наполеона.

Сказывается абсолютное неприятие Пушкиным фигуры Наполеона.На пике ражданского и патриотического подъема Пушкин видит и показывает Наполеона исключительно как “тирана земли родной”.Только в этом стихотворении Наполеон у Пушкина столь однозначиная фигура. Через несколько лет он приходит к более полному и глубокому пониманию этого феномена. В абсолютно классической романтической элегии “К морю” среди двух властителей дум своего поколения он упоминает две фигуры: Байрона и Наполеона. Здесь начинается другой мотив: акцентируется на другом качестве Наполеона, не “тиран земли родной”, именно “властитель дум”. В зрелые году Пушкин ощущает и представляет Наполеона читателю в двух вспектах.

С одной стороны, это конкретно историческая фигура, которая вошла в мировую историю как палач и преобразователь феодальной Европы. Об этом Пушкин ярко пишет своей особой исторической элегии "Наполеон": "угас великий человек", - теперь от для Пушкина не только тиран, но и великий человек..Это величие в том, что, хоть и жестокими, кровавыми действиями, он сумел изменить Европу.С другой стороны, литературно-мифолоческий начало: образ демонического героя, сын Рока. Что касается Наполеона в мифолоческом плане, это особенно ярко проявляется в стихотворении "Герой" 1830 года.Само название говорит о том, что должна быть показана героическая личность, которой оказывается герой.Стихотворение построено как диалог-размышление, в котором должна родиться истина.Диалог между поэтом и его другом (историком), стремящимся к точному историческому знанию, точным историческим оценкам.Если поэт мифологизирует героя и говорит о нем, как о своем идеале великодушного человека, который якобы является к свои солдатам, пострадавшим от проказы во время египетского похода, рискуя заболеть, проявляет гигантское мужество. Поэт этим восхищается, потому что для него важны вымослы, которые облагораживают душу: “Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…”.Можно видеть внутренний диалог, которым живет душа самого автора.Заметны стремление к исторической истине, и к мифологизации, которая приносит просветление в души людей.Эпиграф “Что есть истина?” – кто может претендовать на звание истинного героя.Пушкин готов размышлять о Наполеоне в новом направлении. Но Пушкин заявляет: “Без сердца герой не может быть героем – он тиран”. Теперь Пушкин благодаря новым вышедшим мемуарам о Наполеоне, Пушкин ищет ведикодушие и милосердие, которые присущи героям, претендующим на звание исторических.Наполеон – сложная, неоднозначная символическая фигура, интерес к которой у Пушкина не исчезает на протяжении всего творческого пути.

Все три эти стихотворени обозначают вехи пушкинского понимания темы и образа Наполеона.

 

В петербуржский период на первый план выходит тема свободы, но тема свободы не исключительно сочувствие продекабристским идеям, но свобода души и человека в целом, который протестует против всякого подавления личности (не только в политическом пространстве, протест против этических, и схоластически, и эстетических догм) – свободолюбие проявляется гораздо шире.Политический дискурс отразился в таких произведениях, как ода “Вольность”, первое “Послание к Чаадаеву” и “Деревня”.

Эти три стихотворения входят в пропагандистский багаж декабристов, входили в настольную книгу каждого декабриста, потому что пафос стихотворний тесно свзян с противостоянием абсолютизму и деспотизму.Наиболее ярко это проявляется в оде "Вольность". Лирический герой формулирует знаменитый принцип, обращаясь к монархам: “Стоите выше вы народа, но вечно выше вас закон”. Идея “закон превше всего”.

Пушкин не выступает против монархии – нет ни одного слова против монархии и быть не может.Декабристы не были республиканцами (кроме Рылеева).Умами думающей молодежи и не только молодежи овладевали идеи конституционный монархии.Антикрепостичество Пушкина ярко проявило себя в стихотворении "Деревня".Пушкин – мастер лирической прозы.Выстраивает стихотворение как двухчастно. В первой части рисует идиллическую картину с прекрасными пейзажами средней полосы России, воспевает деревню как нечто дающее вдохновение - сентименталистский дискурс, которому противопоставляется гражданская идея: “Но (противительный союз) мысль ужасная здесь душу омрачает”. Ужасная мысль о том, что господствует крепостическое право, и как отражается на простых жителях деревни, крепостных крестьянах.

В стихотворении можно выделить и третью часть,которая является призывом к народу и царюодновременно. Пушкин не выступает против царской власти. Он советует царю и надеется, что по его велению падет крепостное право.

В стихотворению “К Чаадаеву” Пушкин выступает как поэт, который владеет разными поэтиками.Начало выдержано в романтическо-сентиментальном духе.Лотман говорил что в интимный жанр послания Пушкин включаетгражданские политические идеи.

“Обломки самовластья” - не обломки монархии.Самовластье употреблялось не как синоним монархии, амонархии как абсолютистской формы правления, не учитывающей волю народа и даже просвещенного сословия, без всяких элементов парламентаризма.(Великобритания не подпадала под самовластье).Виды монархии различны.

Желание свободы в те годы обычно заканчивалось ее потерей.Александр II преследовал Пушкина не за стихотворение «Деревня», а за оду «Вольнусь», потому что ощутил угрозу правителю, который не угоден (исторические примеры казни).

Оказавшись на Юге (период южной ссылки), Пушкин не отказывается от идеи свободы, от политической лирики, но усиливается не политический радикализм, философское осмысление темы мироздания, жизни человека, мира идей свободы.Сихотворения этого периода принадлежат к романтической школе.Ярчайший пример романтической школы стихотворения “Погасло дневное светило” и “К морю”.Закольцованная история романтического периода Пушкина, морская тема окаймляет этот период творчества Пушкина.

“Погасло дневное светило”. Обращение к теме моря не случайно. Морская стихия привлекает романтиков, потому что море в человеческом сознании постоянно ассоциируется с непредсказуемостью судьбы, со свободной стихией и соответственно со свободой. “Шуми, шуми послушное ветрило. Волнуйся подо мной угрюмый океан…”, - повторяются рефреном строки у Пушкина. Ветрило – не “большой” ветер, а парус.Стремление показать движение, непредсказуемость, своенравие морской стихии.Покой отрицается, он не приемлем.Лирический герой исполнен противоречий.С одной стороны, он,“воспоминаньем упоенный”, живет в мире прошедшего и не может отказаться и оторваться у него в полной мере, с другой стороны, он ищет новых впечатлений.На этом противоречии строится образ лирического героя.Устремленность в неведомое – романтический комплекс Пушкина.

Со своим свободолюбием и устремленностью к новым ощущением выступают в поддержку цензуру.Пушкин пишет в 1822 году в “Послании к цензору”, о непреемлемости цензурных преследований, но преследований неразумных.Пушкин очень рано повзрослел и стал человек видящим сложность явления во всей совокупности его противоречий.Пушкин в стихотворении высмеивает цензоров реальных, но говорит о формировании идеального цензора. Комментарий о европейском мире, который отказался от цензуры: “Что нужно Лондону, то ранодля Москвы”. Ощущение, что российская действительность еще не созрела для европейских изменений.Пушкин не чужд западническим идеям, тем не менее осторожно формулирует свою мысль о том, как должна развиваться Россия.

Период Южной сыылки – период романтизма, переоценки ценностей, душевных кризисов для поэта. “Свободы сеятель пустынный” может быть интерпретировано как реакция на известия из Европы: подавление Испанской революции и т.д.Пушкинская реакция не однозначна. Он пишет: “Сеятель свободы вышел рано, до зари…”, - и поэтому не может быть понят. Трагическое и пессиместическое насроение в стихотворении, которое может быть интерпретировано и в общефилософском плане.Важную роль тграет эпиграф, взятый из Библии.Поэт передает трагедию “сеятеля”, зерно которого почти никогда не прорастает при его жизни.(Пушкину 23 года!).

Постдекабристская эпоха не обошлась без стихотворений трагического пафоса.Лирика часто исполнена пессиместическими настроениями."Дар напрасный, дар случайный".Под даром Пушкин имеет в виду не искусство, а саму жизнь.Это стихотворение написано в день рождения Пушкина, дата, которые он редко ставил, является смысловой доминантой.Дата - расписка в трагедии самоощущения, своего места в мире, возможности выполнить свое назначение и отсутствие цели в жизни.Такие стихи воспринимались негативно и оппозиционно церковными властями.Пушкину ответил Филарет…стихами.Филарет вступил в стихотворную полемику с Пушкиным – ответ в том же поле и пространстве, словом.Позднее Пушкин согласился с Филаретом и в некоторой мере изменил позицию.Такие моменты пушкинского влияния на общество, на общественное сознание того времени дорогого стоят.

Пушкинское сознание и мироощущение – жизнеутверждающее, хотя от не избежал пессимизма.Пафос “На холмах Грузии” – господствует в творчестве Пушкина.“Печаль моя светла” - ощущение светлой печали, надежды, которая брезжит, хоть и не явственная.

Лотман "Пушкин" выделяет 3 уровня осознания темы поэта и поэзии у Пушкина:

1)поэт как светский (мирской) человек и общество, окружающие его люди. “Поэт”: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон”. Пока искусство не требует поэта, он такой же, как все. Личная жизнь поэта не должна привлекать внимание;

2) поэт как профессиональный литератор. 20-е годы – начало профессионализации итературного труда.Стало возможным жить на доходы от публикаций.Предшественники могли получить не деньги, а чины или милость царя. “Разговор книгопродавца с поэтом” – некое предворение Онегина.Два я-поэта, а не “я” и чужой. Книгопродавцу Пушкин дает возможность сформулировать тот тезис, которому он будет следовать всю оставшуюся жизнь: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. (писать не под заказ, но продавать тому, кто больше заплатит. Ср. с Достоевским).Разводит понятие вдохновения и свободного творчества и рукописи.Пушкин был одним из самых оплачиваемых поэтов своего времени.

3) Поэт как Творец (с большой буквы), который самостоятелен и самодостаточен. Не только свободен от толпы и цензупы, а самостоятелен в мире и жизни вообще.“Поэту” 30-го, написанное в форме сонета и “Поэт и толпа”. Радикализм формулировок принципиальных деклараций Пушкина, которыми Пушкин был вынужден отвечать на неблагоприятные высказывания хулителей в прессе. (не Пушкин-Байрон, а Пушкин-Гете: авторская стратегия быть чуждым ежеминутным страстям). Гете-олимпиец, который который свободен от мнений толпы.Белинский увидел здесь барство, дворянскую элитарность, нежелание слвшать читатели и пренебрежение к читателю из народа.Достоевский (знаменитая речь о Пушкине) видел в этих стихотворениях выпадпротив светской черни, толпы высшего общества. Но Пушкина все гораздо сложнее, шире и глубже, интерпретаторы сужают границы его восприятия. В стихотворении “Поэт и толпа» эпиграф из Вергилия: «Прочь, непосвященные». У Пушкина толпа асоциальна, не имеет социальной принадлежности. Профаны – не посвященные в высокое искусство, те, кто не понимает его. Толпа не понимает и не готова понять высокое искусство. Это не социальная, и мировоззренческая категория у Пушкина.

В зрелые годы Пушкин больше обращается к философской тематике. «Анчар» обычно трактуют в свете темы свободы. Но есть и другой пласт: ответственность человека, не зависимо от того, к какой социальной группе он относится. За то зло, которое посеяло анчаром виноваты и правитель, и подчиненные. Обоюдная ответственность низов и верхов – характерна для Пушкина-философа 30-х годов.

Пушкинская философия: ощущение связи времен и всех составляющих мироздания, ощущение единства. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» перекликается с «И вновь я посетил…» - ощущение связи поколений. Единство законов человеческой жизни для разных миров: мир природы и мир человека едины в своем рождении, созревания и смерти. Закону времен подвержены все, но Пушкин готов признать это движение как естественное и даже оптиместическое, а не трагическое: «Зравствуй племя молодое, знакомое…». Открытость новому поколению характерна лоя Пушкина зрелых лет.

Пушкин ощущает связь времен и связь поколений и себя как свидетеля движения истории – квинтесенция стихотворения «Была пора наш праздник молодой». Завершает лицейский цикл. Знаменательная дата –четверть века: «Чему, чему свидетелем бы мыли!». Но Пушкин был не только свидетелем, но и участником самых важных движений этого времени.

 

Лекция #7

4/10/2012

 

Вся проблема Шевырева в том, что он противостоял Белинскому в 30-е годы.Шевырев лучше всех писал о Гоголе, именно его критика относительно "Мертвых душ" была высоко оценена Гоголем.Он начал писать о комическом таланте Гоголя.

 

Жанр поэмы в тво-ве Пушкина. Около 9 вариантов текстов.

Судьба поэмы в русской литре складывалась драматично, особенно эпической.Ломонос не окончил поэму про Петра Великого, Державин тоже потерпел неудачу,“Россияда” Хераскова стала притчей во языцех.Далее этап карамзинистов и арзамасцев, которые практически не интересовались этим жанром.В это время установка была на изображение внутренного мира человека и сил хватало на малые жанры.Иногда такие литературные опыты причисляют к легкой поэзии - обращение к частной жизни человека, его переживаниям (лирические стихотворения).Жуковский культивирует баллады как лиро-эпический, но опять же малого формата.Жуковский пробовал себя в жанре поэмы, но в переводе.Там не было такого уровня оригинальности, не столько сотворец, сколько переводчик ("Шильонский узник” Байрона).Но это все-таки перевод, хотя и был принят позитивно.“Беседчики”, последователи Шишкова, тоже заинтересовались поэиой как жанром. Шихматов культивировал поэму, но писал чрезвычайно скучно: "Угрюмых тройка есть певцов", - писал Пушкин. Многословные, тяжеловесные конструкции тяжело воспринимались после карамзинистов.

На этом фоне неуспеха является Пушкин в конце 10-х начале 20-х годах. Пушкин берется: “Геройство воспевать одно. И с ним (незнаемое в мире)/ Любовь и дружбу старых лет”("Руслан и Людмила"). Секрет, который, казалось, утерян в России, не доступен русским поэтам, не так уж не доступен.Первая поэма “Руслан и Людмила” приносит достаточно широкую известность Пушкину среди аудитории.Но критика была не довольна, потому что Пушкин нарушал привычные, традиционные нормы, сложившиеся в сознании людей, начитавшихся поэм 18 века. Мерзляков, когда читал лекцию и вспомнил "Кавказского пленника" в 20-х годах заплакала, так понимал, что это великое произведение, но объяснить почему не мог, потому что находился в плену архаических представлений о поэме.

Пушкин работал над "Русланом и Людмилой" работал не мало. С 1817(окончание лицея) по 1820, тогда входили 6 песен и эпилог, написанный уже на Кавказе во время ссылки, где говорится о спасительной дружбе. Пушкин вводит в поэму, посвященную стародавним временам, отклик на современную ситуацию, некую публицистику.Это характерно для Пушкинской широты и свободы политической.Только в 24-25 годах, находясь в ссылке в Михайловском, живя с няней и слушая ее сказки, пишет вступление, после основного текста, который был напечатан Гнедичем в 20-году.Пушкину досталась очень маленькая доля дохода и больше Гнедичу он не поручал издание своих трудов.

Сюжет поэмы основан на фольклорном мотиве: витязь-богатырь спасает возлюбленную. Достаточно архитипичный сюжет, который встречается по всему миру.Пушкин, хорошо ориентируясь в литературе, обращается здесь не только к традиции русского фольклора, но и конкретным авторским произведениям на древнерусские сюжеты, использующим давние предания. Пушкин использовал этот пласт литературных произведений 18 века,где впервые появляется Лель как бог любви,будто бы присутсвовавший в славянской мифологии, - выдумка писателей 18 века.Пушкин опирался не только на русскую литературную традицию, но и на западную.Ощущаются интертекстуальные связи с поэмой Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим".Пушкин не был зациклен только на традициях россиян – любил разнообразие и игру традиций.Играет стилями, смешивает высокое и низкое, что не приемлемо для классицизма, в жанровом и тематическом отношении.Уже в первой своей поэме он разрушил все законы. Ввел буффонаду: падениев ров доблестного рыцаря - не приемлемо для классицизма и для любой героики, так же как и сопротивление Людмилы своему преследователю Карлу (схватила Карла за колпак…).

Игровой момент сказывается и авторских отступлениях.Пушкин готовился к лирическим отступлением перед Онегиным.В “Руслане и Людмиле” автор перевоплощается в бояна времен Владимира Красного солнышка.К тому же уже включает о себе, лирическом герое, вспоминая свое ученичество у Жуковского (4 песнь).Признается в любви своему учителю.

Смешение несоединимого, разных пластов, временных в том числе – оригинальное решение, экспериментаторская поэма.Позднее Пушкин отнесся скептически к экспериментаторству к своей поэме в чатично опубликованной статье “Опровержение на критику”.В “Опровержениях” пишет, что поэма холодная.Имел в виду, что она холодная в своем поиске новой конструкции, поэтики, своем экспериментаторстве.Смешение разных временных пластов, но основное действие - древнерусская мифологизированная история.Здесь нет никакого желания следовать историческому материалу, исторической точности.Не историческая поэма, нет стилизации.

А вот в исторической стилизации Пушкин обращается в 1820 году "Песне о вещем Олеге". Хорошо ощущая эпоху, дух времени литературных полемик, будучи человеком, включенным в реальную жизнь литературы. Во второй половине 20-х годов начинается борьба за развитие русской баллады между Жуковским,его последователями и “Русской партией” Катенина. Катенин - сторонник жесткой стилизации.Его задачей было передать русский дух в русофильском изводе. Пушкин вмешивается в полемику: в своей балладе стремится передать не только дух времени, но и взгляд на него (эпоха 9-10 век) человека 19 века. Двойная призма: стилизация и перевоплощения и автор-повествователь пытается посмотреть с точки зрения человека другой эпохи. Историзм входит в повествование Пушкина - шаг вперед и от Жуковского, и от Катенина.Важная точка в развитии Пушкина как поэта, связанная с лиро-эпическими опытами.

Эпоха горячих, южных поэм.Традиционно относят 4 ."Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан" – коммерческий успех, "Братья-разбойники","Цыгане" 1824.

Все эти поэму объединяются единой задачей Пушкина-романтика передать мироощущение человека нового времени.Никаких аллюзий и стилизаций.Перед глазами развернут внутренний мир, мироощущение, чувства и страсти, мечты и устремления человека нового, современного самому автору.Новое поколение романтиков, властителями душ которых были Байрон и Наполеон, к которому Пушкин чувствует свою причастность.Пушкин пытается передать романтические стремления не в малой форме, а на эпическом фоне и в эпическом плане.Так же все эти поэмы объединяются стремлением воплотить особенности романтического способа изображения.Можно изобразить героя романтического, представителя романтического поколения другими способами, например, реалистическими (Онегин).Герой-цыган и герой романтических поэм - родные братья Онегина.Герой и поэтика не одно и тоже.

Изображение природы в романтической поэтике - избаточность красок, литературных приемов, изобразительно-выразительных средств.Страсть, например, в “Кавказском пленнике” передается на фоне романтического пейзажа с экзотическими чертами.Кавказ – идет война, бурлят страсти.Все романтики стремились обратить свои взоры на пейзажи тех частей света, которые для них были экзотическими.Как правило это были колонии.Для России – Крым, Кавказ; для Франции – Африка, Америка.Экзотика, нечто необычное и незнаемое нами.

Все эти поэмы схожи отношением к романтическому герою. Этот романтический герой тесно связан с лирическим герем,отсюда - повышенный субъективизм в повествовании при всем стремлении к объктивизму: соединяется лирической “я” поэта и “я"героя.В первой главе “Онегина” Пушкин отказывается от Байрона, который пишет о себе самом.В “Кавказском пленнике” значимо посвещение мл. Раевскому: “Ты здесь найдешь противоречия, мечты знакомые и Глаз души моей - глаз самого автора, но и то, что знакомо Раевскому.

В центре обеих поэм и “Кавказкого пленника” (нач), и “Цыган” (завершение, опубликовано в 27, когда Пушкин уже опубликовал “Онегина”, написанным в иной поэтической системе) лирический герой лишен возможности любить (безлюбовное сердце).Он пресыщен своими страстями, отвергает настоящее ради прошедшего.Ищет свободы, но в борьбе за свободу оказывается сам не свободен от своих внутренних цепей.

Главный герой "Кавказского пленника" не имеет имени (в “Цыгане” есть условное “цыган”) – характерно для романтической поэтики:

Отсупник света, друг природы,

покинул он родной предел

С веселым призраком свободы.

Главный принцип свободына Кавказе, где он ищет эту свободу, обретает лишь цепь и становится кавказским пленником.Вторая вторая важная фигура для системы персонажей – черкешенка, опять же не имеющая имени.Европеец, представитель мира цивилизации, от которого бежит, но в котором родился и был воспитан, встречается с девушкой другого мира (мира природы), которая оказывается его спасительницей.Она успевает ему помочь и спасти. Это характерный прием пушкинского поэтического мира: героини, именно близкие к миру природы, оказывается в роли спасительниц мужчин, занятых мыслью и делом и воспитанных в цивилизационном мире, где разум превыше всего.Самоотверженная любовь черкешенки и самоотверженная любовь Татьяны Лариной явно корреспондируют.

Во второй поэме “Цыгане” Алеко, педставитель цивилизации, выросший и разочаровавшийся в “неволе душных городов”, уходит из этого мира.Традиционный мотив бегства архетипичен для романтической истории, для романтизма в целом. Отчуждение от того мира, к которому принадлежит герой: либо бегство, либо узничество. Беглец, убегая из цивилизованного мира, ищет спасения среди вечных странников, детей “свободной вольности”, движения которых не упорядочено. Постоянное движени – романтический прием. Цыгане- воплощение абсолютной нестационарности.Алеко с его метущейся душой тянется к ним, пытается принять их правила игры, но не может, аотому что он заложник своего воспитания, той несвободы, которую впитал с молоком матери.Эта несвобода проявляется в индивидуализме.Он ощущает свое превосходство надо окружающими, ставит себя выше других, дает себе право судить и рассправляться с непокорной, хотя ищет у них защиты.Самой важной сценой в этой поэме является его разговор со старым цыганом, когда Алеко демонстрирует свое непонимание мира природа и мира детей природы.Старый цыган рассказывает свою историю, параллель противоположности для истории Алеко и Земфиры.Истино свободным оказывается это старый цыган, а вся беда Алеко оказывается в его гордости, индивидуализме и чувстве своего превосходства. “Смерись гордый человек!”, потом воскликнет Достоевский, но первым это заявил Пушкин. Хотя у Пушкина нет никакого нравоучения, он предлагает читателя поразмышлять над тем, что он предлагает.Жуковский упрекал Пушкина в связи с “Цыганами”, что нет высокой нравственной цели, морализаторства.Пушкин отвечал, что цель поэзии- поэзия, все остальное вторично.Здесь не просто ценно высокое художественное изображение, но и ценна мысль о трагедии гордого человека.

Пушкин не заканчивает свойпуть в жанре поэмы.На какое-то время на первый план выходит работы на “Онегиным”, которого иногда называли поэмой, а не романом в стихах.Но следующим опытом в поэме становится "Граф Нурин" по иронии судьбы написанный в ночь с 13 на 14 декабря 1825.Самые острые критические события – решения декабристов, а Пушкин в это время пишет о комической ситуации.Затем он в 1828 году пишет "Полтаву", где обращается к национально-исторической тематике, с высокими гражданскими патриотическими мотивами.Эта поэма отличается от всего того, что писал Пушкн прежде в этом жанре. В 1830-х – первая (их бало три: 30;33;34) “Болдинская осень" принесла кроме “Маленьких трагедий” и цикла “Повестей Белкина” огромное количество стихотворений в лирике, но и дала миру комическую поэму “Домик в Коломне”.

В 1833 Пушкин пишет "Медный всадник", где опять обращается к национально-истоической тематике.Таким образом, в онегинский и послеонегинский (сер. 20-х – 30-е годы) период Пушкин пишет две комические поэмы и две моэмы с высокой национально-исторической тематикой, с проблемой судьбы России.

1828 год, постдекабристкая эпоха, страсти после восстания и казни еще не утихли, которые затронули практически каждое дворянское семейство.Период, когда Пушкин еще работает над“Евгением Онегиным”, но уже задумывается о прозе, ощутимо желание эпичского повествования.Период, когда его очень интересует фигура Петра I.После неудачи декабристского восстания, идеи воплощения с помощью политической перемены, перемены в государственном устройстве.Пушкин задумывается на тем, как можно реализовать перемены, не выходя за рамки сложившейся политической системы.Возникает интерес к царю-преобразователю.С26-го года начинается бум петровской тематики.

В 1826 пишет "Стансы", где обращаясь к Николаю I, говорит о том, что он должен быть во всем «пращуру подобен». Стихотворение обращено к Николаю, но посвящено Петру. Петр идеализируется, выступает не просто как работник на троне, строитель, плотник, академик и пр., но и как царь милосердный к тем, кто восставал против него в начале его царствования. Исторически это неверно.Пушкин преукрашивает портерт Петра, но это делается не от незнания, а от желания создать некий идеальный образ царя-преобразователя. Спорный момент с точки зрения публицистической, но совершенно обравданный с точки зрения художественной.

Он мифологизирует Петра Iи в “Полтаве”. Одновременно в 1827 году начинает писать “Арапа Петра Великого”, где образ Петра выступает на первый план. Интерес к событиям именно 1709 года (Полтавское сражение) вполне естественен.Пушкин ищет исторический момент, когда наиболее ярко проявилось способность Петра возглавить нацию и определить вектор дальнейшей исории страны.Для Пушкина была близка идея общности славянских наций.Он не допускал мысли о возможности существования отдельных восточно-славянских государств.Он был имперски настроенным человеком, и идея главенства России над восточными славянами была для него бесспорной.Восстание Мазепы было рассмотрено им с точки зрения России как Империи и великой державы.В пушкинском описании Петр представлен как исторический Герой с большой буквы, который реализует свыше данное России предназначение объединить вокруг себя восточно-славянские народы.Поэтому никакой самостийной Украины быть не может. Мазепу он рисует как героя исключительно мелкого, тщеславного и желающего не свободы своего народа (как в “Войноровском” у Рылеева), а как тщеславного хвастолюбца, который стремится к власти и не может забыть давню личную обиду Петру, хотя прикрывает это словами о необходимости свободы Украины. Мазепа изображается как анти-герой, а герой исключительно Петр. Для Пушкина начало 18 века, когда мужала Россия:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Эта мысль пройдет лейтмотивом через всю пому. Не случайно в конце он будет говорить, что памятник себе в конце-концов из всех трех личностей, участвовавших в противостоянии (Мазепа, Карл XII и Петр I),только Петр обеспечил себе. Идея памятника, который себе поставил Петр при жизни, очень важна:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы

Огромный памятник себе.

Этот памятник – Россия, великая держава.Объяснение тому, что именно Петру удалось одержать победу над Мазепой, - именно Петр поймал ветер истории и “напряг его паруса”.В этом случае Пушкин-мыслитель истории похож отчасти на Толстого в “Войне и мире”, который верит в историческую предопределенность.С точки зрения Пушкина, объединить вокруг себя все земли было требованием истории, что удачно реализовал Петр. Пушкин рисует Петра как Творца с большой буквы, некоего Демиурга:

Тогда-то свыше вдохновенный.

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!" Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза сияют,

И лик его ужасен. Движенье быстро –

Он прекрасен. Он весь как божая роса.

В этом описании явления Петра «свыше вдохновенный», ужасен и прекрасен одновременнно – знак необыкновенности, исключительности. Может быть трактовано и как внутренне противоречие Петра. В «Полтае» этого, но в “Медном всаднике” будет заявлено чрезвычайно точно и четко.

Следующая поэма, посвященная Петру, - “Медный всадник” 1833-го года (вторая “Болдинская осень”). Петерб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: