Три самые крупные фигуры.




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Прохорова Ирина Евгеньевна

 

Первая половина XIX века

 

Лекция #1

Общая характеристика эпохи

3/09/2012

 

Ю.М. Лотман

"Русские писатели 1800-1917"

Вацура

методичка!!

Тынянов "Кюхля"

 

Историческая эпоха: эпоха двух императоров Александр I, Николай I.

Эпоха противоречивая (как и сам Александр Павлович (1801) - противоречивая фигура). Если начало ознаменовалось надеждой Пушкинская "Вольность" - убийство Павла.

Александр во второй половине своего правления сдержанно относился к революционным движениям, так как сам был не без греха.

Две главных проблемы:

1) крепостное право - гуманистически неприемлемо; экономически абсолютно неэффективно.

2) абсолютизм - Пушкиным воспринималась как самая главная. Отсутствие какой-либо представительской системы тормозило Россию. Либеральные идеи (закон превыше всего)

 

Художественная литература использовалась для выражения оппозиционных идей.

Поэты-радищевцы: Иван Пнин

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств....(1801-1812...1816) - первое литературное общество в России, прообраз союза писателей. Иван Мартынович Бор - один из основателей. Поддерживали традиции гражданской литературы.

Первое десятилетие. Борьба новаторов и архаистов: карамзинистов и шишковистов. Язык определяют нацию. Сохранять ли язык, который зиждется на традиции или дать ему развитие, допуская употребление иностранных слов? Важный идеологический вопрос. Шишков - сторонник консервации языка. Идея либеральности присутствовала в движении за освобождение языка. Ода - жанр, который проповедовали шишковисты. Пушкин впитывал полезное как от карамзинистов, так и от шишковистов.

Несправедливо считать началом века до 1825, лучше до 1812.

В начале века литераторы на время объединяются. Идея, когда опасность грозит отечеству идейные враги объединяются против общего внешнего врага. Три поколения: Державин - глава писателей, поддерживающих шишковистов; Жуковский - первый поэт в России; поколение Пушкина

 

Первая половина XIX в. – эпоха двух императоров. 1801 г. на престол вступил Александр I. Начало его правления ознаменовалось ожиданием перемен. Hi Во второй половине своего царствования он достаточно сдержанно реагировал на рост оппозиционных движений. С ним связывали надежды. В России главенствовали две главные проблемы – крепостничество (которое было проблемой не только с гуманистической точки зрения, но и с точки зрения экономики) и абсолютизм, который в том числе мешал воспринимать Россию как либеральное гос-во. С одной стороны Александр говорит о том, что «все будет как при бабке», а с другой обещает России конституцию.

Оппозиция власти была довольно сильна, и в том числе она существовала в литературе. Поэты-радищевцы (Иван Пнин) образовали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в 1801 г. Это первое литературное общество в России. Одним из основателей был Иван Мартынович Борн. В основном в нем состояли литераторы, они поддерживали развитие литературы, в том числе гражданской и тд. Это время ознаменовано в том числе борьбой карамзинистов и шишковистов. Карамзин выступает как новатор, который стремится к обновлению языка. В этом движении присутствовала идея либеральности. Ему противостоит адмирал Шишков, который был сторонником консервации русского литературного языка на основе церковного славянского языка. В этой конфронтации «родился» Пушкин, который взял лучшее от шишковистов, стоя с карамзинистами по одну «сторону баррикад».

До 1812 г. серьезное испытание проходят все литераторы того времени. В этот период объединяются три поколения – Державин, Жуковский (Батюшков и тд) и Пушкин.

 

 

Лекция # 2

Движение в сторону профессионализации литературы.

1816 Измайлов (писатель второго ряда) председатель ВОЛ (михайловского) - не поддерживает ни одних, ни других. Обращается к двум жанрам, как бы подготавливает почву для расцвета басни и романа. 1799 роман "Евгений"

РАБОТА О СТАРОМ И РУССКОМ СЛОГЕ

В разгар борьбы между:

1811 "Беседы любителей русского слова"

1815 - карамзинистский ответ "Общество арзамас" - 1817 "пушка" эпатирующая атмосфера, красные колпаки - якобинский знак

 

Николай Иванович Тургенев - автор политических и экономических работ.

Михаил Федорович Орлов (сопровождал Александра в 1814)

Никита Михайлович Муравьев - один из авторов проекта конституции.

 

1818 - "История гос-ва Российского" начало

 

Поражение декабристов и последующая казнь становятся переломным моментом в истории России и русской литературы.

 

Сперанский был обвинен в пособничестве наполеону.

Зорин "Кормя двуглавого орла"

Тверская царица

Шишков стал генеральным секретарем после Сперанского. Высокий стиль (спичрайтер).

 

К.Ф. Рылеев - талант проявился в жанре романтической поэмы. был соперником Пушкина в сер 20-х.

Вильгельм Павлович Кюхельбекер

Федор Николаевич Глинка

Александр Сергеевич Грибоедов

 

Николая не готовили к царствованию 1826-1855

общественный спад, политическая репрессия. Философский ренессанс в России 30-х. Противоречие: безвременье и печаль в политической жухни, период рождения серьёзнейшего философского направления. Массовая литература. 1825 "Северная пчела" организована Булгариным. Писатель обошел по популярности даже Пушкина. Гоголь - достойный ответ Булгарину, но и развитие высокой русской литры.

Натуральная школа: Герцен, Достоевский, Толстой, Тургенев, Некрасов, Гончаров.

 

темы: творчество Крылова, литра, связанная с эпохой 12-го года, Грибоедов (сатирический род), прочитать басни, которые входят в программу пляска!) любимая басня прохоровой!!!!!!?8???!!

 

Профессионализация – это новое явление для литературы того времени. Кроме книжного формата присутствует и формат журнальный.

Председателем одного из обществ стал Измайлов.

1811 г. – общество «беседа любителей русского слова» - шишковисты, общество «Арзамас» (Пушкин становится членом общества в старших классах лицея).

Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов, Н.М. Муравьев – члены Арзамаса, склонявшие остальных к пропаганде политической деятельности. Атмосфера в обществе была довольно эпатажного свойства (красные колпаки – якобинский знак). С одной стороны – это якобинский знак, с другой – они сочувствовали реформаторским убеждениям и тд. Измайлов приходит в момент разгара борьбы Арзамаса и … Измайлов обращается к двум жанрам, которые станут очень значимыми в середине 20-х гг. – к басне (помогающей торжеству Крылова) и роману. Роман Измайлова появился в 1799 г.

 

Поражение декабристов становится переломным моментом в истории России и в истории русской литературы. Ощущение подъема сменяется апатией и дискомфортом после 25го года.

К 1807 г. Александр выдвигает вперед своего советника – Сперанского. Он попытался провести политические реформы – в том числе привести российское законодательство в соответствие с европейскими стандартами. В итоге – был обвинен в пособничестве Наполеону, был лишен званий и почестей. (А.В. Зорин «Корням двуглавого орла»)

В 1812 г. на место Сперанского претендует несколько человек – в том числе Карамзин (пишет политическую записку «?», в которой критикует Сперанского и Петра), но секретарем становится Шишков. Он оказался чрезвычайно к месту накануне войны 12 г. и его пафосный высокий стиль подходил к времени и событиям.

Рылеев «Войнаровский», Кюхельбекер, Ф.Н. Глинка – наиболее интересные фигуры из поэтов-декабристов.

 

Вторая четверть XIX в. – царствование Николая I (1826-55 гг.)

Несмотря на то, что декабристы в ссылке и этот период отличается некоторым застоем, нельзя сказать, что это касается и литературы тоже.Она теряет свой общественно-политический оттенок, но приобретает новые оттенки в философском плане.По сути, рождение отечественной философской мысли – 30-е гг.XIX в. Эти годы отмечены также ростом массовой литературы. 1825 г. – журнал «Северная пчела», Булгарин «Иван Выжигин» - «бестселлер» своего времени. Гончаров, Толстой, Достоевский, Некрасов – «питомцы натуральной школы». Натуральная школа –

Крылов, Грибоедов,

 

 

Лекция #3

6/09/2012

 

Жанр басни - возможность выразить оппозиционный взгляд.

Эзопов язык иносказание часто считают языком рабов, которым они могут высказаться и дать огласку своей позиции.

Иной взгляд в своей статье высказал Жуковский, подчеркивая, что басне не только язык вынужденного иносказания, но это и иносказание, которое связано с необходимостью творческого переосмысления действительности, не в фотографическом прямом смысле, а метафорично. Зооморфная система образов выступает

Стала востребованной благодаря соревнованию двух баснописцев: Ивана Ивановича Дмитриева - новый тип сентиментальной басни; и Ивана Андреевича Крылова.

Крылов - сатирический писатель, величайший баснописец в мире, звание первого баснописца в России никто даже не может оспорить (!), уже известный в других жанрах, басней начинает заниматься в нач XIX, переставая обращаться к другим жанрам.Крылов писатель двух веков, соединяет их, но в каждом веке работает в разном жанре. В басне идет в другом направлении нежели Дмитриев. Новые тенденции: установка не на мораль, а на изображение; не на дидактику, а на изобразительно-выразительные средства

Чтобы понять соотношение русской и мировой литературы, надо иметь в виду статью Жуковского, который очень справедливо сопоставляет Крылова с предшественниками. У Крылова большой процент переводных басен. Сюжет часто берет у классиков (Ла Фонтена, Эзопа). Это не говорит о творческой ограниченности. Важнее не сам сюжет, а как он разработан. Русские писатели были эпигонами (механическое повторение). Влияние предшествовавших текстов не негативный процесс, а закономерное явление литературного процесса.

1808 статья, связана с первым сборником Басен Крылова (всего 9) "Басни господина Крылова" Жуковского. Полемическая статья: Дмитриев не превзойдён, связано с карамзинистской позицией Жуковского, но он отдал дань новаторству Жуковского. Персонажи пластически выпуклые, мини драматургия. (Крылова можно считать предшественником драматургии). Пластичность - тенденция к реалистичности. Классицизм - дидактика; реализм - изображение.

Признак сентименталистской поэтики - мораль. Крылов уходит от этого, ведет себя вольно. В некоторых баснях вообще нет морали, например, "Волк на псарне". Наполеон запросил мирных переговоров, на что Кутузов ответил отказом - реальное событие. Созданная басня доходит до Кутузова за несколько дней. Крылов использует неизвестные сюжеты, активно использует поэтику и символику русских басен, например, серого волка (в т.ч. и символику сказок). Крылов рассчитывает на большую аудиторию.

1) доступность басни;

2)народность басни (слово появляется 1819. изобретено Вяземским на основе владения польским, русским и французским языками. Карамзин придумал 'промышленность'- слово на ость. Народность как национальность, связь с национальной культурой.) Эту же идею проповедовали Гоголь и Пушкин имея в виду русские как нацию.

Крылов в большей степени, чем сам Пушкин и даже Лермонтов действительно передавал в своем творчестве мнение и оценки событий самого народа (демократичность).

Крылов происходит из достаточно бедных слоев. Природная близость к народу помогает отражать его мнение. Дал представление о мире простого народа в высокохудожественной литературы, не из окна дворянской усадьбы, а изнутри. Это чувствуется и в языке (карамзинисты - расширение базы за счёт иноязычных слов). Крылов пытается внести в литературу язык самого народа, взгляд простого человека часто довольно примитивный и ограниченный. Обывательский взгляд попадает в речь рассказчика. Это позиция рассказчика: рассказчик и автор в тексте это не одно и то же."

Крылов был большим прагматиком. Он может резко критиковать бюрократию, высшие слои вплоть до царя

Крылов идет на поправки, не желает вступать в конфликт, достаточно лояльный, хотя даже в поправленном варианте высмеиваются чиновники. (два варианта басни "Рыбьи пляски")

Человек либерально-консервативного плана, не приемлет революцию, не разделяет позицию декабристов - писатели которые признавали возможность выйти на площадь с оружием в руках. Такие как Пушкин и Грибоедов разделяли идеи, но не действия. Крылов даже не все идеи разделял, не говорил об отмене крепостного права, не был настроен антикрепостнически (в т.ч. и Грибоедов).

В 1814 Всадник, ценит свободу, но все же она может принести вред. Крылов понимает, что необразованный народ не может собой управляет. Не только разобьет "седока", но и себя погубит. За 11 лет до восстания, Крылов занимает умеренную позицию. "Сочинитель разбойни" - недопустимость революционной пропаганды. Сочинитель оказывается большим преступником, поскольку разбойник наносит вред только один раз, а произведение сочинителя будет жить веками. идей о ниспровержении антирелигиозных и традиционных идей.

Сатирическим жанром в русской литературе стала не только басня, но и комедия.

"Горе от ума" не первое.... Человек удивительно широкий в своих творческих возможностях, но автор одного произведения.

1816 - начало основания тайных обществ + первые наброски "Горе от ума" (1816-1825 активный период тайных обществ).

Произведение исторично. Историзм - понимание автором и им причинно-следственную связь, детерминизм, когда эпоха определяет поведение и характер героев. Историческая тематика - отражает историческую проблему. Движение к историзму связано с движением от классицизма к реализму. Безусловно, Г ориентируется на теорию трех единств, но соблюдает не вполне, позволяет себе свободолюбие, отход от канонов. Не соблюдает единство (новаторство) действия: не концертирует внимания на одной сюжетной линии. В его эпоху прогрессивные люди не могли представить концентрацию только на семье. Характер, который изображает Г, - не может жизнь исключительно любовными страстями, для него важно, что происходит вокруг, не может молчать - плоть от плоть человек своего времени. Психологически и исторически точно. Диссидентская позиция (!) не признак глупца Чацкого, он прекрасно знает, перед кем "мечет бисер", но по другому он не может - глубокий психологизм Грибоедова (прочитать Лотмана о декабристах). Декабристки настроенные люди вели себя таким образом в реальной жизни. Чацкий - реалистичный образ, так как Г своего резонера ставит в комическую ситуацию (конец III действия): критикует галломанию, а все кружатся в вальсе. Это новаторство, умение мастерски соединить классицистические традиции и новые романтические подходы, тем самым подойдя к реализму.

говорят. что русский реализм стоит на трех китах: Крылов, Грибоедов, Пушкин.

Гражданский романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Одиночестве противопоставлено окружающему миру и непримиримо противоречит ему. Конфликт на самом деле не века нынешнего с веком минувшим, это новый этап. В новом веке являются новые люди, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятие науками и искусствами. эти свободные молодые люди подвергают осмеянию меркантилизм прошлого поколения. Век Александра - новые позиции, Максим Петрович как и Фамусов остаются в прошлом. Главный конфликт - внутри века нынешнего, между прогрессивными идеями и консервативными (барской Москвой).

Грибоедов трагически не удовлетворён тем. что происходит

 

Одним из наиболее интересных жанров в начале XIX в. выделяются басни. Истина в баснях «в пол открыта». Басня – это истина рабов, которые могут придать огласке свою позицию только таким образом (Эзоп). Иной взгляд на басню выдвинул Жуковский, подчеркивая, что это не язык «вынужденного иносказания», но это и иносказание, которое связано с необходимостью вымысла, творческого переосмысления действительности, изображения ее через метафоры, сопоставления, ассоциации. Так, очень большую роль играет зооморфная черта. Прежде всего это эстетическая сторона. Она становится очень востребованной, в том числе благодаря соперничеству Дмитриева (обновление языка, привнесение легкости), который начинает писать сентиментальные басни с активным морализаторским оттенком, и Крылова, которому Дмитриев дает свое благословение, который уже был востребованным писателем, работал в сатирическом роде и был известен в других жанрах, а басни начинает писать только в XVIII в., становится известным как баснописец в начале XIX. Крылов no по праву считается величайшим баснописцем России. Жуковский очень справедливо сопоставляет творчество Крылова с его предшественниками – Эзопа, Лафонтена. У Крылова много переводных басен, сюжеты он брал из классики, однако это не означает творческого бессилия или творческой зависимости, ведь дело не в том, откуда взят сюжет, а в том, как он проработан. Эпигон – механическое повторение, негативная маркировка, а влияние предшественников – наоборот, это необходимое явление лит.процесса.

Новаторство Крылова:

- его басни – это установка изображения не морали, а эмоционального воображения. Первый сборник вышел в 1808 г., рецензией на нее выходит статья Жуковского, который придерживается позиции, что Дмитриев непревзойденный баснописец (это связано с про-карамзинистской позицией Жуковского). Однако от отдает дань крыловскому новаторству – его изобразительному богатству, в каждой басне есть своя мини-драматургия. Эти басни очень пластичны в плане своего изобразительного ряда, и в этом есть тенденция к реализму. Классицизм – установка на дидактику, реализм – на изобразительность. XVIII в. оставляет в наследство классицистическую систему ценностей, но Крылов отказывается от этого и от сентиментализма и идет дальше. Крылов не всегда ставит мораль в конец басни, а иногда она и вовсе отсутствует («Волк на псарне» - Крылов и Наполеон, сюжет незаимствованный, а образы взяты в том числе и из сказок).

- Народность басни. Это понятие появляется только в 1819 г. Первым его использует Вяземский в письме к Тургеневу. Тогда оно имело значение более широкое, народность как национальность, как связь с национальной культурой и ментальностью. О баснях Крылова Пушкин говорил, что его басни – «мудрость самого народа». Он действительно передавал в своем творчестве взгляд на мир простого народа. Он был самоучкой и самостоятельно получал образование, и возможно его народность была естественной. Он одним из первых в русской литературе дал представление о мире, характерное простому народу, отразил его позицию. Крылову, одному из первых, удается в высокохудожественной манере передать вглзяд народа. Он смотрит на происходящее вокруг как бы изнутри. Это чувствуется и в языке: в отличие от карамзинистов, несмотря на то, что они расширяли языковую базу, правда засчет иноязычных слов, и от славянистов, которые пытались делать это засчет славянизмов и церковной лексики, Крылов пытается внести в литературу язык самого народа. Отсюда и высказывания с налетом просторечья, которые иногда попадают в мораль басен, и этот подход – абсолютно нов, и это попадает в речь рассказчика. Рассказчик и автор – не одно и то же, даже в баснях, а это значит, что позиции их могут не до конца совпадать.

 

Крылов был непростых взглядов человек, либерально-консервативных взглядов. С одной стороны он высмеивает бюрократию и высшие слои чиновничества и даже царя («Рыбьи/я пляски/а»), с другой – лояльный и не желающий вступать в конфликты с властью. Декабристское движение он также не приемлет, революционных дух ему не близок. Он разделяет отнюдь не все либеральные идеи, он даже никогда не говорит о необходимости отмены крепостного права. Оно критиковалось Крыловым не как система, а как некие прегрешения в самом институте. Он не имел ничего против существования самого института крепостничества.

Позиция относительно восстания: в 1814 г. – басня «Конь и всадник», в которой говорит – как ни соблазнительна свобода, она может принести вред. Это тот случай, когда мнение рассказчика совпадает с автором. Он предостерегает от злоупотребления свободой. Он прекрасно понимает, что необразованный народ не сможет разумно собой управлять. Конь понесет и разобьет не только седока, но погубит и себя (аллегория народ-царь). Крылов занимает очень умеренную позицию. «Сочинитель и разбойник» - есть намек на недопустимость революционной пропаганды. Сочинитель оказывается, с точки зрения рассказчика, большим преступником, чем разбойник на большой дороге, в то время как идеи, которые сеет Сочинитель будут жить веками, разбойник же нанесет ущерб только один раз. Выступает против идей ниспровержения религиозных ценностей и ценностей традиционалистских.

Крылов в общем сказал революционное слово в эстетическом плане языка.

 

А.С. Грибоедов

В XIX в. в России наконец появляется комедия. Yes Грибоедов не вошел бы в историю русской литературы, если бы не написал «Горе от ума», хотя это не было его единственным опытом в написании комедии. Кроме нее он оставил после себя Вальс, а также вошел в историю дипломатии.

1816 г. – начало образования тайных обществ. Именно к 1816 г. относятся первые наброски «Горе от ума». 1816-1825 г. – время активного действия тайных обществ и период, отраженный в комедии.

Это произведение исторично. Проблема историзма – это понимание автором причинно-следственных исторических связей, поведенческих реакций героев; когда эпоха определяет поведение и характеры героев. В своей комедии Грибоедов движется к истинному историзму. Это связано с литературно-эстетическим движением времени – от классицизма к реализму.

Конечно, Грибоедов ориентируется на классицистическую традицию трех единств, но соблюдает он их не вполне, он позволяет себе быть свободным от давления традиции, это свободолюбие эстетическое состыковывается с идейным свободолюбием. Он не соблюдает единство действия – Грибоедов не концентрирует свое внимание на одной сюжетной линии, их две. Там есть любовно-семейный конфликт, но есть и характер Чацкого – производная своего времени. Для него очень важно то, что происходит вокруг, он не может молчать. Он своей позицией разносит устои, на которых строит свою жизнь фамусовское общество, что очень характерно для этого времени на психологическом уровне. Чацкие понимали, что не переубедят фамусовых, но молчать они тоже не могли, и это не признак глупости, они понимают, что это бесполезно, но не сказать они тоже не могут, это уже в них на подсознательном уровне. Декабристски настроенные люди вели себя так в реальной жизни. Несмотря не резонерство Чацкого, этот образ можно считать реалистическим. Грибоедов ставит своего резонера ставит в комическую позицию, что невозможно в классицизме. Это новаторство и умение мастерски соединить классицистические традиции и новые, романтические подходы, вплотную подойти к реализму. (Российский реализм стоит на «трех китах» - Крылове, Грибоедове, Пушкине).

 

Проявление романтизма в комедии

Монологи Чацкого (2 действие особенно), вся его критика в адрес фамусовского общества, могут быть самостоятельными инвективами, направленными в адрес помещичьей среды, которые могли бы быть использованы как пропагандистские материалы наряду с гражданской лирикой. В них присутствуют элементы оды, элегии, сатиры. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана (гражданский романтизм). Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе – эта тема типична для романтизма. Он один и находится в непримиримом противоречии к обществу. Грибоедов рисует по-настоящему одинокого героя.

Век нынешний отличается от века минувшего тем, что в нем появляются новые люди, такие как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия наукой и искусством, свободные от примитивного меркантилизма, свободные, молодые, со свободными устремлениями. Они подвергают осмеянию тех, кто готов выбивать чины и деньги лбом. Нет конфликта века нынешнего и века минувшего напрямую, оба поколения объединяются в нынешнем поколении, главный конфликт – в нынешнем веке, в самом столкновении этих двух поколений в конкретный момент. Свободомыслящие люди в конфликте с другой частью дворянства, консервативным обществом (не просто так местом действия выбрана Москва, она фамусовскоя – сосредоточение консерватизма). Новый герой Чацкий с гражданскими романтическими чертами, одинокий – в противостоянии с барским фамусовским обществом. Это романтический конфликт, это признак романтической комедии.

Также романтизм проявляется в отказе от классицистических традиций и синтезе элементов разных жанров: по определению это комедия, однако в ней ясно проступают трагические черты – непонятый человек, потерявший надежды, не реализовавший мечты. Также трагичен и финал, любовный и идейный. Это трагикомическое начало касается и других персонажей – по-своему несчастлив и Фамусов, который теряет устойчивость своего положения, в известной мере страдает и Молчалин. Последний – фигура не в меньшей степени значимая фигура, чем Чацкий. «В среде умеренности аккуратности» Салтыкова-Щедрина – «привет» Грибоедову. Молчалин – не менее вечный тип, чем Чацкий. Он – представитель разночинцев, выбившихся в дворяне прежде всего своим низкопоклонством. Это не менее яркое приобретение русской сатиры. Один из признаков классицизма – говорящие фамилии. Молчалин – яркий пример, Скалозуб, Фамусов, но и Чацкий. Его фамилия писалась сначала через «дс» - с намеком на Чаадаева. Грибоедов не только отразил его в герое, но и предсказал его дальнейшую судьбу. В 1836 г. выйдут «Философические письма» Чаадаева, после публикации которых Николай называет его сумасшедшим.

 

Грибоедов безусловно разделял взгляды декабристов и критиковал существовавшее положение вещей. Однако он не видел на тот момент реальных сил, могущих поменять ситуацию.

 

Д/з: романтизм как лит.направление – гражданский (поэты-декабристы) и элегический (Жуковский и Батюшков)

 

 

Лекция #4

13/09/2012

 

Романтизм.

Историческое движение русской литературы от конца 18 века

Иногда говорят, что сентиментализм это лишь течение в романтизме.

Классицизм=>сентиментализм=>романтизм.

Это не означает, что классицизм совсем исчезает. Но Пушкин уже начинает отходить от классицизма. В целом в мировой практике переход к романтизму можно обозначить от конца 18 века. Великая французская революция 1789 Гюго "1783 год"

Философская база классицизма - революционизм.

Сама революция показывает, что некоторые ошибки невозможно решить с помощью разума. Масштаб веры и крах идеи торжества разума приводит к тому, что самые выдающиеся личности приходят к мысли неизбывной противоречивости мира. Изменение и развитие зависит от противоречий. Начинается торжественное шествие диалектической философии в мире.

Именно немецкие университеты

Немецкая идеалистическая философия начинает распространяться. Братья Шлегели занимались критикой(соединение философии и литературы). В России появится группа поэтов-любомудров. Философия обращает внимание на необходимость выявления общих универсальных начал, системное осмысление происходящего. В эти годы разочарование в рационализме приводит к развитию антиреалистичнских и иррациональных идей.

В эти годы начинается осознание, что личность есть самоценность. Личность становится самостоятельной фигурой, а не частью массы. Отсюда внимание к напряженно индивидуалистическому сознанию. Отказ от абсолютной веры в разум приводит к увлечению мистицизмом и интуизмом.

Проблема двоемирие: понимание того, Гегеля основана на том, что весь мир основан на антологическом противоречии, миром идеальным и миром реалистическим. Мир высотой духа несовместим с миром д

Для писателя реалиста не будет разрыва между миром мечты и миром реальности.

Диалектика Гегеля основана на том, что мир развивается через противоречие.

Писатели декабристы открывают энтузиастический порыв к свободе.

Другие - недостижимость высокого идеала => мотивы пессимизма, скептицизма акцент не на порыве, а на неизбежном крахе этого порыва.

Для философского это характерно, для Батюшкова тоже, а для Жуковского нет (связано с верой, которая спасала его от скептического взгляда на жизнь).

Байрон - властитель дум

Скептицизм - философия сомнений; желание подвергнуть сомнению всю существующую действительность; но скептицизм не отрицает идеалы.

Пессимизм - отрицает идеалы в принципе

Переводчик в прозе - раб, переводчик в поэзии - соперник.

Для Жуковского прежде всего важна свобода переводчика, он соперник.

Для романтиков ориентиры - средние века.

Принципу подражания природе приходит установка на авторскую поэтику, гораздо большее внимание индивидуальности автора. Авторская стратегия. Нет официальных правил, которые действовали в классицизме. Говорится о том, что есть некоторые закономерности, но дальше автор свободен.

Первым поэтом становится Пушкин, приходит на смену Жуковскому.

 

в 30-е годы романтизм не уходит, но теряет свои позиции, окончательно исчезает в 40-х с появлением натуральной школы.

 

Жуковский

"Вечер" 1806 показывает, насколько новые тенденции существуют в русской поэзии. "Вечер" - первая оригинальная вещь Жуковского. Именно здесь появляется характерный для романтизма психологизм. Внимание к человеку с его особым внутренним миром; лирический биографизм, личное начало, личная рефлексия. Такой мелодичности, как в поэзии Жуковского, не было ни у кого из поэтов о него.

Философия стоицизма проявляется в стихотворении "Воспоминание". Здесь и там - двоемирие. Жуковский предстает как эпикуреец.

Белинский - статья вторая

 

Лирика Жуковского Очень востребована, так как он разрабатывает философски-этические проблемы.

"Невыразимое" 1819 опубликовано в 1827 - манифест романтического подхода к искусству, когда поэзия призвана запечатлеть тайны, но не все доступно. Жуковский признает те таинства и те миры, которые недоступны человеку. Это даже не может выразить человеческий язык. На русском языке это появляется впервые. Стихотворение стало толчком к стихотворению Тютчева

Для него поэзия вовсе не везде там, где жизнь. Он обращается к поэтическому воплощению тех сторон жизни, которые он сближает с поэзией. Акцентирует внимание не на внешней красоте, "Гений чистой красоты" означает музу

Баллады известны с давних времен,

 

В отличие от Людмилы Светлана религиозна. Белый голубок - символический образ, знак самого Творца. В конце этой баллады Жуковский нарушает развитие западной версии и выходит сам на сцены, звучит комментарий автора - вера в счастье, вера в благое начало.

Батюшков прожил более трагическую жизнь. Он стал практически душевно больным. Батюшков начинает как поэт...., но превращается в поэта с романтической подсветкой. Очень естественно, что его начали называть русский Парни.

 

Лекция #5

20/09/2012

Баллада - нелирическая поэзия, а лиро-эпическая.

 

Два основных течения в романтизме:

1) элегический, или философский; главные представители– Жуковский (зачинатель романтического направления, романтической традиции), Батюшков; главные философские убеждения Жуковского связаны с религиозными философскими взглядами (христианством) и стоицизмом, с его четкими установками на «высокое равнодушие» - выражение очень характерное для стоиков, которое проявилось в стихотворении Батюшкова "Мечта" и "Теон и Эсхин" Жуковского.

Теон провозглашает:«Счастье в нас самих», - самоубежденность и смирение перед промыслом, перед тем, что диктует нам всевышний, причем всевышний может подразумеваться и по христианскому и по антично-эллинистическому направлению, восприятию далекого христианства. Свобода от страстей, свобода ценности духа от всего, что мешает, приближает к земному. Все это отрицается и утверждается «высокое равнодушие».

Однако не стоит упрощать мироощущение Батюшкова и особенно Жуковского. Они были включены в борьбу литературно-общественного вопроса.

1809 "Видение на берегах Леты" - высмеивает архаистов; Батюшков отражает свое понимание борьбы: не абсолютизирует правоту всех карамзинистов и всех тех, кто записывал себя в стан карамзинистов, и в то же время не свергает огульно всех, кто причисляет себя к лагерю шишковистов; в первую очередь, из тех, кто не должен тонуть в Лете, он упоминает Шишкова "за громаду его дел". Эту громаду дел, по мнению Батюшкова, вынес на своих плечах Шишков, поэтов готов принять в нем значимую величину для российской культуры. Еще одним спасенным оказывается Крылов. Это чувство исторической справедливости, понимание реальных ценностей, которые существуют в современном литературном процессе удивительно характерны для Батюшкова в ранние годы (1809 год – ранний этап творчества). Он не касается гражданских, политических и социальных тем, но литературно общественная страстность, а не отдаленность от страстей как таковых, явно присутствует.

А гражданская страстность и патриотический подъем очень ярко проявились в нехарактрном лирическому драматизму жанрестихотворении "Певец во стане русских воинов" Жуковского. Уже само название говорит о некоем воинственном духе. В нем проповедуются ценности патриотизма и гражданского самосознания, проявлявшихся во время национально-освободительного движения против французов. Жуковский прежде всего вспоминает певца и хор – перекличка характерная не для жанра классицизма; не элегия, а гимн, соединение элегического и гимнического начала – это особенность отличает стихотворения от всего творчества Жуковского в целом. Гимническое начало: поднимает кубок прежде всего за героев древности, за тех, кто прославил русское оружие. Ощущение связи веков - характерный прием русской публицистики (потом это повторится у Рылеева, у Пушкина, речи Сталина в 1941). Жуковский одним их первых ярко демонстрирует его в 19 веке. Стихотворение Жуковского выделяет соединение элегического с гимническим - пройдя школу классицизма, Жуковский прежде всего романтик. Это романтическое начало интресуется прежде всего индивидуально-человеческим, личностным - проявляется в элегических нотах, связанных с меланхолией, потерями, которые несут русские люди во время войны. Элегико-грустное начало своеобразно включает патриотический подъем в стихотворение. Патриотический подъем понятен для Жуковского, ведь он сам был участником войны.

 

2) гражданские настроения

Если говорить о поздейших событиях, после войны 1812, то в гражданской лирике поэтов-романтиков отразилось противостояниетех, кто поддерживал власть и тех, кто выступал против.

Послевоенное десятилетие (1813 -1825) богато на романтические произведения, расцвет романтизма в России, начала золотого века русской литературы в целом. Не случайно в общем мировом итературоведении признано, что 19 век проходит под знаком Росси.

Ярко заявляет о себе "Союз любимцев вечных муз" поэтов декабристов. Не все из них однозначно могут быть причислены к декабристам, если под этим понятием подразумевать причастность непосредственно к декабристскому восстанию. Декабристами (так повелось в России) стали называть всех, кто был так или иначе причастен к деятельности тайных обществ, которые начали свою деятельность в 1816 году и продолжали до 1825, тех, кто разделял в той или иной мере идею участников тайных обществ, тех, кто поддерживал стремления, с которыми декабристы вышли на Сенатскую плащадь, - достаточно большой круг людей, но не все были собственно участниками восстания. Для то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: