Лекция 5. Урок как основное звено классно-урочной системы организации обучения




Раздел «Дидактика или Теория обучения»

Вопросы:

  1. Урок как форма организации обучения. Требования к уроку.
  2. Типология уроков (классификации).
  1. Урок как форма организации обучения. Требования к уроку.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок как основное звено учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок – это сложный и ответственный этап процесса обучения: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя.

Урок – логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них (А. А. Бударный).

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пдкасистый).

Таким образом, урок – это законченный во временном, смысловом и организационном отношении отрезок учебного процесса, при котором педагог в течении точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя различные виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для воспитания и развития познавательных и творческих способностей учащихся.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты {объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять по­строение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.Структура уро­ка зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, воз­растных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов. То есть структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей (то есть его структурой).

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого в современной дидактике к уроку предъявляются определенные требования.

Требования к уроку:

  1. Дидактические требования (или образовательные):
  • соблюдение принципов обучения;
  • определение образовательных задач урока, составных элементов урока, место конкретного урока в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся;
  • осуществление на уроке принципов обучения, межпредметных связей.

2. Воспитательные требования к уроку:

  • постановка воспитательных задач урока;
  • определение воспитательных возможностей учебного материала и деятельности на уроке;
  • формирование жизненно необходимых нравственных и моральных качеств (ответственности, исполнительности, работоспособности, самостоятельности, честности, аккуратности и т.п.), эстетических вкусов;
  • обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
  • соблюдение учителем педагогического такта;
  • сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

3. Развивающие требования к уроку:

  • формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
  • всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т.д.);
  • проектирование «зон ближайшего развития»;
  • стимулирование наступления новых качественных изменений в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся.

Вместе с перечисленными требованиями к уроку предъявляются и другие. Например, организационные требования к уроку:

  • наличие плана проведения урока на основе тематического планирования;
  • организационная четкость проведения урока (своевременное начало, максимальное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность);
  • подготовка и рациональное использование средств обучения и т.п.

Существуют также психологические, управленческие, санитарно-гигиенические, этические и другие требования (см. учебно-методическую литературу).

  1. Типология уроков (классификации).

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложно­стью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.

А. Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п.

Б. Классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д.

В. Классификация: по степени самостоятельности работы учащихся: уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом.

Г. Классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе:

  • уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
  • уроки усвоения и формирования умений и навыков;
  • уроки обобщений и систематизации знаний;
  • уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
  • контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
  • комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Д. Классификация, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Автор выделяет:

  • комбинированные, или смешанные, уроки (сочетание сообщения новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного);
  • уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений (структура урока - повторение предыдущего материала, объяснение нового материала и работа с учебником; проверка понимания, первичное закрепление знаний; задание на дом);
  • уроки закрепления и повторения знаний (осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения, структура - проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом);
  • уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного (структура - воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом);
  • уроки выработки и закрепления умений и навыков (обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов; обязательные элементы - вступление и заключение учителя; повторение и обобщение в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы);
  • уроки проверки знаний и разбора проверочных работ (позволяют учителю выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы; проверка как в устной, так и в письменной форме).

 

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получили классификации уроков по двум существенным признакам: дидактической цели и месту уроков в общей системе. Поэтому для начального освоения данной области и для выполнения практик рекомендовано пользоваться общепризнанной классификацией Махмутова М.И. – см. таблицу-приложение к лекции.

 

Тенденции развития урока:

  • оптимальная реализация триединой функции обучения - образовательно-воспитательно-развивающей;
  • наполнение урока жизненно важным содержанием;
  • урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением;
  • использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения;
  • видоизменение структуры уроков;
  • организация самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

Эффективность всего учебного процесса зависит также и от того, насколько удачно учитель сочетает урок с другими формами обучения.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, которые развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы:

  • домашняя работа,
  • экскурсии,
  • консультации,
  • собеседования,
  • инструктаж,
  • учебные конференции,
  • мастер-классы,
  • публичные лекции,
  • дополнительные занятия (индивидуальные и групповые),
  • практикумы,
  • семинарские занятия,
  • факультативы и предметные кружки,
  • клубная работа,
  • зачеты,
  • экзамены.

Домашняя учебная работа:

  • закрепляет знания, полученные на уроке и протекает без непосредственного руководства учителя,
  • ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

Виды домашних заданий:

  • подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
  • направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
  • требующие применения полученных знаний на практике;
  • задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.);
  • индивидуальные домашние задания;
  • задания отдельным группам учащихся.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое урок как форма организации обучения? Дайте определение.

2. Что такое структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите основные требования к современному уроку.

4. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?

5. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте работы современных учителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: