Специфика отдельных видов социальных пенсий




2.1. Социальные пенсии по инвалидности

Данные типы пенсионного обеспечения, о которых речь пойдет ниже - являются наиболее распространенными разновидностями социальной пенсии.

Социальная работа с инвалидами – это оказание практической помощи инвалидам, семьям и группам таких людей с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических заболеваний, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и – в идеальном случае – сохранению их социальной активности.

Одним из основных видов социального обеспечения инвалидов является пенсия по инвалидности. Численность людей, получающих пенсию по инвалидности в России, составляется около 5 млн человек. Она постепенно возрастает и за последние три-четыре года увеличилась более чем на 25%[4].

В РФ социальная пенсия по инвалидности устанавливается согласно действующему законодательству[5]. Получателями пособия могут стать:

инвалиды I иIII групп;несовершеннолетние инвалиды;граждане, не имеющие страхового стажа;лица, совершившие преднамеренное причинение вреда собственному здоровью, которое привело к инвалидности.

Необходимыми условиями для получения социальной пенсии является паспорт гражданина РФ, постоянное проживание на территории России и выписка из акта медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая подтверждает группу инвалидности на соответствующий срок.

Ежемесячные социальные выплаты инвалидам без трудового стажа, состоят не только из пенсии, назначенной в соответствии с категорией.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) включает в себя набор социальных услуг(НСУ), а именно:удостоверение о направление на санаторно-курортное лечение (если присутствуют соответствующие медицинские показания) — 110 рублей;обеспечение суммы в 716 рублей на медикаменты, назначенные по рецепты врача;оплата за проезд к месту прохождения санаторного отдыха (касается железнодорожного транспорта пригородного следования и транспорта с междугородним маршрутом) — 102 рубля.

Для инвалидов I группы и детей инвалидов в список НСУ входит дополнительная путевка на лечение в санатории и оплата проезда до места назначения для сопровождающего.

При желании отчисления на набор социальных услуг можно исключить. Тогда сумма в размере 930 рублей ежемесячно не будет удерживаться из ЕДВ. Для этого нужно написать заявление об отказе, который будет действовать до тех пор, пока гражданин не захочет восстановить получение НСУ.

Оформление социальной пенсии по инвалидности начинается с визита в поликлинику по месту жительства, где необходимо получить направление на прохождение медико-санитарной экспертизы. Там же назначается дата, когда гражданин должен с заявлением, паспортом и выданным направлением явиться в бюро МСЭ.

В этом учреждении происходит проверка степени нарушения его жизнедеятельности, определение и установление необходимого уровня социальной защиты.

После прохождения комиссии, в течение недели, при условии признания инвалидности, в Пенсионный Фонд или на руки выдается выписка из акта МСЭ.

Для непосредственного оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР или «Мои документы»- многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг, с предварительно собранным пакетом документов, в который входит:

заявление; документ с указанием прописки и подтверждением личности заявителя; страховой номер индивидуального лицевого счета и выписка из акта МСЭ (если она изначально не была направлена в ПФР).

Оформлением социальной пенсии ребенка инвалида занимается его представитель, которым может выступать родитель, опекун или усыновитель.

Для граждан, которые физически не в состоянии лично обратиться в Пенсионный Фонд, предусматривается возможность отправления документов по почте или через уполномоченное лицо.

В завершении следует дождаться официального подтверждения об успешном оформлении пенсии, которое должно поступить в срок не более 10 дней.

Выплаты назначаются с 1го числа следующего после подачи заявления месяца. К примеру, гражданину, подавшему заявление 10 сентября, с 1 октября начисляется первая пенсионная выплата.

Инвалид детства, достигший совершеннолетия, но младше 19 лет, при условии предшествующего получения социальной пенсии как ребенок инвалид не обязан посещать Пенсионный фонд лично и писать дополнительные заявления. Последующие выплаты таким гражданам назначаются автоматически.

В связи с правилами оформления инвалидности в большинстве случаев группу необходимо регулярно подтверждать. Для детей инвалидов это необходимо делать через 1, 2 и 5 лет, для инвалидов I группы — через 2 года, при II и III группе — 1 год.

Во избежание прекращения выплат проходить комиссию МСЭ следует заблаговременно. Также желательно проконтролировать обновление данных в личном деле Пенсионного Фонда.

ЕДВ оформляется путем написания заявления в ПФР с одновременной подачей паспорта, пенсионного удостоверения и справки из МСЭ.

Согласно законодательству РФ граждане не имеют права получать две пенсии одновременно, но могут выбрать тот вид социального обеспечения, который им представляется более выгодным.

Если инвалиду положена трудовая пенсия, он может отказаться от нее и получать социальное пособие. Возможен также вариант изначального установления социальной пенсии, несмотря на наличие страхового стажа.

Некоторым категориям граждан все же положено одновременное получение трудового пособия по старости вместе с социальной пенсией по инвалидности, среди них: лица, получившие инвалидность в связи с военной травмой; участники ВОВ; граждане, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Законодательство Российской Федерации заботится о социальном обеспечении своих граждан, получивших инвалидность I, II и III группы в любом возрасте и детей инвалидов.

 

2.2. Социальные пенсии по случаю потери кормильца

К социальным пенсиям по наступившему случаю смерти кормильца относятся те выплаты, которые назначаются родственникам, входящим в состав семьи скончавшегося. Такими родственниками являются определенная категория граждан и назначение им пособия должно осуществляться на определенных условиях.

Это связано, прежде всего, с их источником дохода. А таковой, как известно, в большинстве случаев добывается путем заработка.Однако не все члены семьи, оставшиеся одни после смерти их родителя, родительницы или другого близкого родственника, от которого они регулярно получали помощь, могут трудиться. К таким гражданам относится определенный круг лиц – дети, студенты, инвалиды.Социальную пенсию назначает государство.

На примерза назначением такой пенсии иждивенцам после смерти их кормильца, могут обращаться как гражданские, так и погибших родственники военнослужащих [6]

Самым главным условием является нетрудоспособность граждан, оставшихся без материального содержания из-за смерти кормильца..

Этот показатель доказывается возрастом и физическими, умственными ограничениями, из-за которых человек не может трудиться.

Список социальных выплатных гарантий, которые даются слабо защищенной группе граждан России, определен в законе[7]. Граждане, которые не смогут оформить никакой гарантированный доход после смерти кормильца, официально не проработавшего ни одного дня в своей жизни, оформляют пенсию в ближайшем к месту прописки территориальном Пенсионном фонде.

Законом определены такие граждане, имеющие право на социальный вид этого обеспечения:малолетние (до 12 лет) и несовершеннолетние (до 18) дети;дети-студенты, обучающиеся в государственных учебных заведениях, не достигшие 23-летнего возраста;дети или взрослые, имеющие ту или иную степень инвалидности (инвалидность с детства, I-III группы);граждане, имеющие право получать страховую пенсию, но из-за преступления против кормильца и его жизни, совершенного иждивенцами, государством будет назначен социальный вид пенсии (п. 11 ст. 10)[8].

В случае, когда погибший имел хотя бы 1 день трудового стажа, то пенсия приобретает автоматически не социальный, а страховой характер. Но есть в этом вопросе и свои юридические тонкости.

Поэтому к следующим условиям для того, чтобы гражданам можно было назначить социальный вид пенсии, относится также и факт того, что умерший содержал иждивенцев, даже если работал не официально.

Это прописано в п. 3 ст. 10 закона № 400-ФЗ[9], которому подчинен также и порядок назначения социальной пенсии.

Также пунктом 4 указанной статьи определено такое понятие, как не требующее доказательств того, что малолетние и несовершеннолетние дети являются иждивенцами умерших родителей. Это ясно и так, на основании их нетрудоспособного возраста.

За оформлением социальной пенсии гражданин Российской Федерации по законодательным нормам имеет право обратиться в территориальный отдел Пенсионного фонда в любое время.

Здесь не существует никаких сроков давности. Как только умер член семьи, на которого была вся надежда, что он будет заботиться и содержать нетрудоспособных родственников, проживающих с ним, так можно сразу и обращаться за назначением выплат.

Однако даже если после его смерти пройдет несколько лет, члены семьи, так и не могущие работать самостоятельно, и тогда родственники могут обращаться за назначением пенсионного обеспечения.

Единственное, на что также нужно обратить внимание, что социальный вид пенсии не может быть назначен тем гражданам, которые не проживают на территории России постоянно, и периодически выезжают за пределы станы.Социальные гарантии материального обеспечения даются исключительно тем гражданам, даже если они и нетрудоспособны, которые живут в России постоянно.

По срокам пенсию госучреждение Фонда должно успеть назначить на 1-е число того месяца, в который гражданин обратился с заявлением. Начисляться такая пенсия будет до тех пор, пока гражданин будет государственным пенсионным органом признаваться нетрудоспособным, требующим государственной поддержки.

Чтобы оформить социальную пенсию потребуется обратиться в территориальный ПФР с письменным заявлением и некоторыми копиями и оригиналами документов.Для создания и рассмотрения вашего дела сотрудник госучреждения попросит вас подать следующий пакет бумаг: заявление, которое заполняется на специальном бланке, выданном специалистом Пенсионного фонда; предъявляется гражданский паспорт лица, которое будет получать такую пенсию, либо же представителя, который назначен органом опеки или иным государственным органом для того, чтобы представлять в ПФР интересы малолетних граждан, не имеющих еще гражданского паспорта; свидетельство о смерти кормильца или обоих кормильцев, если у детей умерли оба родителя; свидетельство о рождении ребенка, которому назначается пенсия; удостоверение инвалида, если у иждивенца имеется таковая.

Получать иждивенцы такую пенсию будут каждый месяца – 1 раз в месяц до того времени, пока лицо будет оставаться нетрудоспособным.Доставка материального обеспечения осуществляется тремя способами: по почте; на дом;посредством начислений на банковский текущий счет или карту.

Расчеты ведутся на основании того прожиточного минимума, который определяется Правительством Российской Федерации ежегодно. Индексация такого вида пенсии всегда производится с 1 апреля каждый год.

Но помимо прожиточного минимума за основу также берется и, наличествующая в экономики страны и мире, инфляция. Исходя из этих расчетных параметров, в среднем можно вывести, что социальная пенсия по потере кормильца минимальная составляла в 2013 году где-то 3331 руб. на одного человека.

Формулу расчета социального вида пенсии для иждивенцев, оставшихся без кормильца, найти можно только у госслужащих в государственном учреждении – Пенсионном фонде РФ.Именно там производятся все расчеты по каждому индивидуальному случаю – с применением региональных коэффициентов, учетом инфляции и прожиточным минимумом на текущий годовой период.

Доплата к материальному обеспечению социального типа тем, кто потерял неработающего кормильца, назначается федеральными законами отдельно. Поэтому размеры таких доплат будут существенно отличаться от региона к региону.

Для Москвы определяется порядок и величины таких доплат городским Постановлением № 1268-ПП [10]и № 828-ПП[11].

Социальный вид обеспечения иждивенцев пенсией их родственника, который обеспечивал всю семью, даже если он официально не был трудоустроен, назначается с учетом инфляции, прожиточных минимумов в том или ином регионе России, статуса граждан – инвалиды, дети или студенты, а также фактора, который относится к заключению гражданина-иждивенца из-за покушения на кормильца, что привело к смерти последнего.

Срока давности обращения за такой выплатой не существует, поэтому подать заявление в ПФР можно в любое время после смерти родителя или родственника, обеспечивавшего иждивенцев.

 

2.3. Социальные пенсии по старости

Особенность этой разновидности пенсионного обеспечения в том, что при «наборе» необходимого пятилетнего стажа, социальный пенсионер вправе сменить вид получаемой пенсии на трудовую выплату по старости.

Социальная пенсия по возрасту согласно ст. 11[12] назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1[13]).

Единый перечень малочисленных народовутверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста, т.е. 900 рублей в месяц (п. 1 ст. 18[14]). В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.

Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей. Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т. д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.

Второе основание — это воспитание матерью ребенка — инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся с отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида.

Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин — не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.

Что касается второй категории инвалидов — инвалидов I группы по зрению, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).

Пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше.

Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).

Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25[15]). Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

 

Заключение

Таким образом, социальная пенсия - разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума. Основная цель введения института социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Итак, социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, круг которых определен Федеральным законом. Социальные пенсии относятся к группе пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от трудовых пенсий, пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются за счёт средств Федерального бюджета. Вопросы пенсионного обеспечения по социальным пенсиям в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», постановлениями Правительства РФ, Министерства труда и Пенсионного Фонда РФ, а также иными подзаконными актами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Пенсионное законодательство по социальным пенсиям регулирует не только порядок назначения и выплаты социальных пенсий, но и порядок установления права лиц на получение социальной пенсии. Так, правительством РФ утверждены порядок и условия признания гражданина инвалидом. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.

Размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах.

Общий анализ показал, что социальные пенсии, как вид социального страхования граждан, утративших источники средств существования, которые несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В ходе достижения поставленной цели в начале исследовательской работы мною было раскрыто понятие, сущность и содержание социальной пенсии. Мною была изучена существующая классификация социальных пенсий на виды, определено значение каждого вида социальной пенсии в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Мною были изучены виды социальных пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и выявлены их особенности. В ходе исследования был проведен подробный анализ социальной пенсии по инвалидности и условия ее назначения. В ходе исследования была раскрыта сущность и условия назначения социальной пенсии, были выделены основания и лица для ее назначения.

Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.

По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.

Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.

Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ: [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

2. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016): [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

3. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016) ): [ Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

4. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ (действующая редакция, 2016): [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

5. Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии": [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

6. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год": [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

7. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 № 82-ФЗ (действующая редакция, 2016): [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/;

Учебники и учебные пособия:

1. Горбачёва Ж.А. Право социального обеспечения: перспективы развития[Текст]: учебник / Ж.А. Горбачёва. – М.:ФЕНИКС, 2013.– 214с.

2. Захарова М.Л. Право социального обеспечения России[Текст]: учебник / М.Л. Захарова. – 3-е изд., – М.: ИНФРА-М, 2015. – 265с.

3. Кармен В.К. Социальная защита жилищных прав граждан в условиях перехода к рынку[Текст]: учебник / В.К. Кармен. – М.: ФЕНИКС, 2012. – 97с.

4. Мачульская Е.Е.Право социального обеспечения[Текст]: Учебное пособие / Е.Е. Мачульская. –3-е изд., – М.: Книжный мир, 2011.– 64с.

5. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер[Текст]: Учебное пособие / Ю.А. Михайленко. – М.: Просвещение, 2012.– 87с.

6. Никонов Д.А. Право социального обеспечения России[Текст]: Учебное пособие / Д.А. Никонов. – М.: Норма, 2013.– 98с.

7. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник / П.Д. Павленок. – 2-е изд., – М.: ИНФРА-М, 2011. – 395с.

8. Рождествина А.А. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / А.А. Рождествина. –М.: Юрайт, 2013. – 487с.

9. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник./М.В.Романовский. – 2-е изд., –М.: Юрайт, 2012.-323с.

10. СоловьевА.К. Система пенсионного обеспечения сегодня[Текст]: Учебное пособие / А.К. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 126

11. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития[Текст]: учебник / Е.С. Тучкова.– М.: Юрайт, 2009. –276с.

12. Холостова Е.А. Социальная работа теория и практика[Текст]: Учебное пособие/Е.И. Холостова. –2-е изд., –М.: ИНФРА-М, 2013. - 427с.

13. Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации[Текст]: Учебное пособие / В.Ш. Шайхатдинова. – Екатеринбург: Азимут, 2012.– 112с.

 

Интернет- ресурсы:

1. СПС КонсультантПлюс, [режим доступа]: https://www.consultant.ru/;

2. Правовой портал ГАРАНТ, [режим доступа]: https://www.garant.ru/

 


[1]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

 

[2] Пункт 1 статья 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[3]Статья 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[4] 1 См.: Захарова М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. – 2015.-С.265.

[5]Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[6]Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

[7]Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[8]Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[9] Там же.

[10] Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (вместе с "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии") (с изменениями на 23 декабря 2015 года)

[11]Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2016 год" (с изменениями на 17 мая 2016 года)

[12]Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[13]Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 № 82-ФЗ (действующая редакция, 2016)

[14]Там же.

[15]Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: