Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом
Теория и методика обучения броску одной рукой сверху в движении (после получения мяча от партнера)
Теория и методика обучения броску одной рукой сверху в движении
Теоретические предпосылки
Бросок одной рукой сверху в движении (рис. 1) – наиболее эффективный прием для завершения атаки корзины с близкого расстояния. Бросок выполняется от плеча или от головы правой рукой справа от корзины, левой слева от корзины после овладения мячом в движении. Как правило, броску предшествует удобная для ловли передача партнера.
Рисунок 1.
В исходном положении игрок находится в движении.
Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча на удлиненном шаге одноименной с бросающей рукой ноги. Она ставится упруго на всю стопу, туловище незначительно подается вперед, а руки тянутся к мячу и захватывают его пальцами.
Последующий (второй) шаг с постановкой ноги перекатом с пятки на всю стопу – стопорящий. Его длина и направление определяется оставшимся расстоянием до корзины и месторасположением соперников. Игрок стремится максимально приблизиться к щиту и выйти на удобную для завершающего броскового движения позицию, одновременно затрудняющую противодействие. Мяч при этом кратчайшим путем подносится к туловищу.
Активным выпрямлением и отталкиванием разноименной с бросающей рукой ногой и резким выносом вперед-вверх маховой (одноименной), согнутой под прямым углом в коленном суставе, осуществляется выпрыгивание вверх. Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников и самого нападающего относительно корзины. Одновременно с отталкиванием мяч перекладывают на кисть бросающей руки и выносят кратчайшим путем вдоль туловища в положение замаха над плечом (головой). Свободной рукой мяч поддерживается сбоку или снизу. Высота поднимания локтя бросающей руки индивидуальна. Неизменным должно быть расположение его под мячом и в одной вертикальной плоскости с корзиной. Туловище приводится в вертикальное положение.
|
Основная фаза – это само бросковое движение, которое начинается в высшей точке прыжка выпрямлением бросающей руки вверх для максимального приближения мяча к кольцу и выполняется согласно общим положениям о броске одной рукой с места: мяч направляется в кольцо мягким движением пальцами кисти и ему придается необходимое вращение.
В завершающей фазе происходит приземление игрока под щитом на согнутую толчковую или обе ноги и восстановление равновесия для участия в следующей игровой ситуации.
Средства обучения броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении:
1) объяснение и показ;
2) выполнение прыжка толчком одной справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места;
3) то же, что в упр. 2, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом;
4) имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места;
5) выполнение броска в корзину после одного шага с места;
6) то же, что в упр. 5, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног;
7) то же, что в упр. 6, но снимая мяч с руки партнера в движении;
|
8) то же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх;
9) выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером;
10) выполнение броска в движении правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи партнера.
11) то же, что в упр. 10, но варьируя скорость движения игрока;
12) то же, что в упр. 10, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту;
13) чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника;
14) броски в движении после поступательной передачи партнера («на ход» игроку) или передачи сбоку;
15) выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность;
16) выполнение изучаемого способа броска в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания:
- предварительно обучить занимающихся передаче и броску одной рукой от плеча с места, а также прыжку толчком правой и левой ногой с имитацией броскового движения под щитом;
- контролировать и.п. перед началом передвижения: справа от корзины – стойка нападающего правая сзади, слева - левая сзади;
- упражнения выполнять поточно (один за другим) группой занимающихся или серийно по 4-5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами;
- чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины;
- подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30°-45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции;
|
- при выполнении приема в целом передавать мяч набегающему игроку вначале практически из рук в руки, затем с отскоком от пола, далее по навесной траектории по сигналу набегающего («дай!», «оп!» и т.п.) и, наконец, по прямой траектории;
- после освоения основной структуры приема варьировать скорость и направление движения на корзину, а также направление предшествующей броску передачи мяча партнером: навстречу набегающему игроку, сбоку от него, сзади-сбоку («на ход») и т.п.;
- своевременно и точно снабжать атакующего мячом: избегать преждевременных, запоздалых и неудобных для обработки передач;
- в соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу попаданий после выполнения заданного количества бросков или за определенный отрезок времени; по быстроте достижения указанного результата, по наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по числу многократных попаданий (двойных, тройных, четверных) и т.п.;
- при выполнении приема:
а) ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера, останавливая мяч вытянутой вперед-вверх дальней от направления его полета рукой и мгновенно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя соответственно согнута) при передаче сбоку;
б) длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины: максимально приближаться к ней и не проходить при этом щит;
в) на втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим путем, укрывая его в сторону бросающей руки;
г) толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; полностью выпрямлять толчковую; толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине;
д) вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием; проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки;
е) кисть бросающей руки максимально сгибать назад; локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально;
ж) поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону высоко не поднимать, с рабочей рукой не сближать;
з) в безопорной фазе сохранять положение ног: толчковая – прямая, маховая – согнутая; и вертикальное расположение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги;
и) мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного выпрямления бросающей руки, мягко направляя его через указательный палец в точку прицеливания на щите или через переднюю дужку кольца в зависимости от направления движения к нему; скатывать мяч с кончиков пальцев, придавая ему соответствующее вращение; сопровождать полет мяча расслабленной кистью;
к) приземляться прямо под кольцом на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;
л) приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему добиванию мяча.
Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении:
1) снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу;
2) нет удлиненного шага при встрече с мячом или воспроизводятся типичные ошибки, связанные с его ловлей;
3) рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги;
4) несоответствие направления или длины двухшажного разбега в момент овладения мячом исходному расположению игрока и его расстоянию до корзины: игрок не доходит до щита или проходит его;
5) поперечные движения мячом после ловли (справа - налево): возрастает вероятность выбивания или вырывания мяча соперником;
6) «вялое», неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок;
7) нерациональное расположение звеньев тела в безопорном положении: сгибание толчковой ноги и разгибание маховой; отклонение головы или туловища от вертикали; скручивание туловища – отведение плеча и локтя бросающей руки в сторону;
8) неправильный вынос мяча при замахе:
а) мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову;
б) локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону;
в) не «взведена» кисть бросающей руки (излишне закрепощена, нет тыльного сгибания в лучезапястном суставе);
г) локоть поддерживающей руки сильно поднят и ее кисть накладывается на мяч сверху, а не сбоку или снизу;
9) преждевременное отведение в сторону поддерживающей руки: потеря контроля над мячом в воздухе;
10) несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка; рывковое (резкое) выпрямление бросающей руки;
11) неэффективное завершающее движение бросающей рукой: нет скатывания мяча с пальцев, направление сообщающегося мячу вращения не соответствует расположению игрока относительно щита и корзины (выпуск мяча через мизинец или с ладони при выходе игрока прямо на корзину); не полностью выпрямляется бросающая рука; кисть расслабленно не сопровождает полет мяча;
12) потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги – невозможность быстро включиться в игру.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Опишите технику выполнения броска одной рукой сверху в движении (после получения мяча от партнера).
2. Какие средства для обучения технике броска одной рукой сверху в движении (после получения мяча от партнера) Вы знаете?
3. Какими организационно-методическими указаниями следует руководствоваться в процессе обучения технике броска одной рукой сверху в движении (после получения мяча от партнера)?
4. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения броска одной рукой сверху в движении (после получения мяча от партнера).