Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом
Теория и методика обучения броску одной рукой сверху после ведения мяча (проходу-броску)
Теория и методика обучения броску одной рукой сверху после ведения мяча (проходу-броску)
Теоретические предпосылки
Бросок одной рукой сверху после ведения мячаили проход-бросок – эффективный прием завершения атаки из-под корзины после обыгрыша соперника с помощью дриблинга. Этот прием можно рассматривать, как разновидность броска в движении одной рукой от плеча или от головы. Отличие в исполнении состоит лишь в том, что в исходном положении игрок совершает ведение и в подготовительной фазе мяч ловится после последнего его толчка и отскока от пола, а не после передачи партнера.
В остальном структура движений в подготовительной, основной и завершающей фазах соответствует специфике техники выполнения одноименного броска в движении с получением мяча от партнера (рис. 2).
Существует две разновидности данного броска в зависимости от способа ведения и направления передвижения игрока к щиту. Чаще всего бросок правой осуществляется после ведения мяча той же рукой при проходе справа от корзины, и наоборот, бросок левой – после ведения одноименной рукой соответственно при проходе слева от корзины. Это обуславливается требованиями координации движений верхних и нижних конечностей и тактическими соображениями: возможностью использовать щит для броска с отскоком и необходимостью укрывания мяча от соперников в конкретной игровой ситуации. В игре защитники в большей мере перекрывают центральную зону перед щитом. Необходимо научиться завершать атаку дальней от возможного противодействия рукой.
|
Рисунок 2.
Первоосновой качественного выполнения прохода-броска нападающим является его уверенное владение дриблингом. Облегчению условий результативного завершения данного приема служат обманные движения. С их помощью можно обыграть соперника в начале или по ходу ведения и уже не испытывать активного противодействия непосредственно в момент броска. Следовательно, проходу-броску необходимо обучать в сочетании с совершенствованием ведения мяча и простейших финтов, непосредственно связанных с ним: вышагиванием, скрестным шагом, переводом мяча с руки на руку перед собой.
При обучении проходу-броску используется тот же подход, что и при обучении остановкам после ведения. Данный игровой прием изучается после овладения занимающимися техникой броска в движении с получением мяча от партнера. В связи с этим подводящие упражнения здесь направлены преимущественно на освоение быстрого и рационального перехода от ведения к броску. Если же занимающиеся уже хорошо усвоили разновидности остановки после ведения, то процесс овладения новым сочетанием игровых действий (ведение-бросок в движении) значительно облегчается.
Средства обучения броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения:
1) объяснение и показ;
2) выполнение приема с места после одноударного ведения;
3) выполнения приема после многоударного ведения мяча на месте;
4) выполнение прохода-броска в целом на невысокой скорости;
5) то же, что в упр. 4, но варьируя дистанцию и.п. по отношению к щиту;
|
6) то же, что в упр. 5, но варьируя скорость передвижения с мячом.
7) выполнение разновидностей приема в целом в сочетании с обманным движением вышагиванием или скрестным шагом перед началом ведения и последующим уходом от условного защитника;
8) чередование разновидностей приема с изменением направления движения, предшествующего броску;
9) то же, что в упр. 8, но с обыгрыванием пассивного защитника в движении с помощью перевода мяча с руки на руку перед собой;
10) соревнования на результативность разновидностей прохода-броска (личные и командные);
11) выполнение прохода-броска в целом в условиях игрового противоборства на одном щите с ограниченной активностью защитника;
12) вариативное выполнение разновидностей прохода-броска одной рукой от плеча (головы) в сочетании с другими приемами техники нападения в структуре игровых действий (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания:
- контролировать исходное положение перед началом ведения: для прохода-броска правой рукой – стойка нападающего правая нога сзади; для прохода-броска левой – левая сзади;
- на начальном этапе обучения упражнения выполнять под углом 30°-45° к щиту поочередно справа и слева от него, в дальнейшем варьировать и.п. и направление движения к корзине;
- задания выполнять поточно с использованием группового метода организации занимающихся: по 2-3 игрока по одну сторону от корзины;
- при выполнении подводящих упражнений и приема в целом:
а) выпускать мяч в начале ведения до момента отрыва опорной ноги (без пробежки);
|
б) вести мяч согласно основным характеристикам рациональной техники ведения; голову не опускать, туловище вперед не наклонять;
в) не замедлять и не растягивать шаги, приближаясь к щиту;
г) своевременно переходить от ведения к двухшажному разбегу; последний толчок мяча осуществлять направленно вперед и чуть в сторону от одноименной с ведущей рукой ноги;
д) ловить мяч после отскока на удлиненном шаге и далее сохранять все структурные особенности техники броска в движении.
- в качестве условного защитника использовать партнера, неподвижно обозначающего соперника или передвигающегося приставными шагами в защитной стойке, а также переносные тренировочные стойки;
- при освоении разновидностей приема в сочетании с обманными движениями на месте:
а) финт вышагиванием выполнять одноименной с направлением предстоящего прохода ногой, а обманные движения скрестным шагом и поворотом – разноименной ногой;
б) обман осуществлять ногой, туловищем, головой и мячом – добиваться естественности движений;
в) действия выполнять со сменой ритма – финт медленно (естественная скорость), зашагивание и уход быстро («кинжальный проход»);
г) в момент выпуска мяча укрывать его туловищем, свободной рукой и зашагивающей ногой;
- при выполнении разновидностей прохода-броска в сочетании с обыгрыванием защитника по ходу ведения:
а) перевод мяча с руки на руку осуществлять быстрым его перемещением перед собой поперек туловища;
б) резкую последующую смену направления движения производить за счет активного толчка одноименной с ведущей рукой ноги и акцентированного шага другой в новом направлении.
- скорость, направление движения, финты варьировать по мере овладения основной структурой приема;
- при проведении соревнований на результативность:
- изменять условия состязаний на результативность в зависимости от подготовленности занимающихся;
- контролировать качество техники выполнения приема в целом и ее деталей; использовать этот критерий как базовый при определении победителей.
Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения:
1) ошибки, связанные с нарушением техники ведения;
2) раскоординация движения ног и рук в момент приближения к щиту: удлинение и замедление беговых шагов в сочетании с толчками мяча излишне закрепощенной или расслабленной кистью;
3) нарушение согласованности работы ног и рук в момент ловли мяча: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги; потеря мяча, связанная с несвоевременным движением прямыми руками к мячу после завершающего толчка мяча и его отскока от площадки; преждевременная ловля мяча с последующим двухтактным разбегом (лишние шаги с мячом - пробежка);
4) несвоевременное завершение ведения и переход к двухшажному разбегу: запаздывание или опережение перехода от ведения к разбегу – атака с неудобной позиции;
5) несоответствие длины двухшажного разбега расстоянию до корзины: слишком короткий первый шаг или длинный второй – игрок не доходит до щита или проходит его;
6) потеря ориентации в пространстве или контроля над игровой ситуацией вследствие перевода взгляда на мяч в момент его ловли: выход к корзине под углом менее 30° или перемещение за проекцию щита – затруднен бросок с отскоком от щита;
7) ошибки, связанные с нарушением структуры броска в движении;
8) ошибки при выполнении обманных движений:
а) вначале прохода:
- неестественное ложное движение (финт), предшествующее проходу, при участии только мяча или только вышагивания и т.п.;
- нарушение ритмо-временной структуры движений: финт и уход от защитника выполняются с одинаковой скоростью или первое движение превосходит по быстроте второе, а не наоборот;
- запоздалый выпуск мяча в момент начала прохода: мяч выпускается позже, чем отрывается от площадки опорная нога – пробежка;
- отсутствие укрывания мяча от соперника: повышается вероятность выбивания мяча защитником;
б) по ходу ведения:
- медленный перевод мяча с руки на руку: возможно выбивание мяча защитником;
- несогласованные движения верхних и нижних конечностей: перевод мяча в момент постановки на площадку разноименной ноги;
- отсутствие предшествующего уходу от соперника ложного переноса веса тела и наклона туловища; недостаточно активное отталкивание одноименной ногой в избранном направлении последующего перемещения: «читаемость» действий нападающего.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Дайте описание техники броска одной рукой сверху после ведения мяча (прохода-броска).
2. Какими организационно-методическими указаниями следует руководствоваться в процессе обучения технике броска одной рукой сверху после ведения мяча (прохода-броска)?
Перечислите основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху после ведения мяча (прохода-броска).