Задание 23
В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте:
Цепная, параллельная.
Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. | При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления |
При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль | |
Для цепного вида связи характерны: 1) замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем; 2) использование синонимичных слов и фраз; 3) лексические и синтаксические повторения; 4) местоименные наречия; союзы и союзные слова | Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны: 1) одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов); 2) употребление глаголов одной формы в каждой фразе. - |
Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадкамучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов. | Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга. |
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
Слова на одну тему в каждом предложении.
Однокоренные слова.
Повторяющиеся формы одного и того же слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
Антонимы.
Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Морфологические средства связи:
Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
Личные, указательные и другие местоимения.
Наречия времени и места
Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Синтаксические средства связи:
Синтаксический параллелизм.
Неполные предложения.
Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Прямой и обратный порядок слов.
Основные средства связи между предложениями в тексте
№ п/п | Название средства | Пример |
Лексические средства связи | ||
1. | Слова одной тематической группы | Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.) |
2. | Однокоренные слова | На улице стоял сильный мороз. В такой морозный день совсем не хотелось идти на прогулку. |
Антонимы | Недруг поддакивает. Друг спорит. | |
Контекстуальные (контекстные) антонимы | Это стул, на нём сидят. Это стол, за ним едят. | |
4. | Синонимы | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся |
Контекстуальные (контекстные) синонимы | Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. | |
5. | Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения | Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью |
Морфологические средства связи | ||
6. | Союзы (чаще сочинительные) | 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин) 3. Очень хотелось спать. Но надо было работать. |
7. | Предлоги | Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер) |
8. | Степени сравнения прилагательных и наречий | Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама. |
9. | Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. |
10. | Личные местоимения в форме третьего лица. | 1. Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала 2. Я иду в гости к своей подруге. У неё сегодня день рождения. |
11. | Указательные местоимения | Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной |
12. | Местоименные наречия места или времени | 1. Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя. 2. Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад |
13. | Частицы | Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо |
14. | Соблюдение единства вида и времени глаголов | Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи |
15. | Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени. | День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает. |
Синтаксические средства связи | ||
16. | Вводные слова, организующие порядок высказывания | Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. |
17. | Неполные предложения. | Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя. Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную. По математике. |
18. | Лексические повторы | Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, в туман, в туман. А прошлое ясней, ясней, ясней. (Б.Окуджава) |
19. | Формы одного и того же слова | Золотая полка (именительный падеж) – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку (винительный падеж). (Ю. Олеша) |
Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь следы на снегу да писк промелькнувшей среди голых ветвей синицы говорят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес. | ||
20. | Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. |
21. | Синтаксический параллелизм | 1. …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). 2. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
22. | Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) |
23. | Вопросительные предложения. | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. |
24. | Порядок слов в предложении (прямой, обратный). Инверсия (обратный порядок слов в предложении) | Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидятдва белых голубя … Нахохлилисьоба, и чувствуеткаждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев) |
25. | Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). | Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу. |
Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее » |
НАПОМИНАЛОЧКА
Сочинительные союзы.
Соединительные | Противительные | Разделительные |
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также не только, но и; как, так и. | но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко) | Или; либо; то-то; не то - не то. |
Особая группа сочинительных союзов – присоединительные: то есть, или (= то есть), а также и др.
Подчинительные союзы.
1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят ): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.
2. Временные: когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем
3. Причинные: потому что, так как и др.
4. Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
5. Условные: если, раз, если бы и др.
6. Уступительные: хотя, ни, несмотря на то, что и др.
7. Следственные так что
8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто