Самостоятельное изучение разделов дисциплины




 

Разделы дисциплины, которые студент должен изучить самостоятельно, представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
     
  Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография.  
  Безопасность и демография.  
  Защита от ионизирующих, электромагнитных и лазерных излучений.  
  Исследование устойчивости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях.  
  Оценка химической обстановки на объектах при выбросах АХОВ  
  Экономические механизмы управления безопасностью труда  

Образовательные технологии

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в
аудиторных занятиях

Таблица 6 - Интерактивные образовательные технологии, используемые в
аудиторных занятиях

 

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Л Проблемные лекции, лекция визуализация  
ПЗ Деловая игра, технология анализа ситуаций для активного обучения, групповая работа  
Итого:  

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося

 

1. Дайте определение понятию «ноксология»:

а) наука об опасностях материального мира Вселенной;

б) наука об опасностях Вселенной;

в) наука об опасностях материального мира;

г) наука о жизни материального мира Вселенной.

 

2. Что из ниже перечисленного относится к задачам ноксологии:

а) изучение происхождения и совокупного действия человека;

б) описание опасных зон и показателей их влияния на духовный мир;

в) оценивание ущерба, наносимого опасностями человеку и природе;

г) изучение принципов максимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

 

3. Дайте определение понятию «опасность»:

д) свойство человека и окружающей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи;

е) свойство человека и окружающей среды, способное предоставлять выгоду живой и неживой природе;

ж) свойство человека и окружающей среды, способное предоставлять выгоду живой и неживой материи.

 

4. Дайте определение понятию «техносфера»:

а) среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека;

б) среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и органических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека;

в) среда обитания, возникшая с помощью косвенного воздействия людей на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека;

г) среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на общественную среду с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека.

 

5. Дайте определение понятию «урбанизация»:

а) переселение людей на постоянное проживание из сельской местности в города главным образом с целью их широкого привлечения к промышленному производству и с иными целями;

б) переселение людей на постоянное проживание из городской местности в села главным образом с целью их широкого привлечения к сельскохозяйственному труду и с иными целями;

в) переселение людей на постоянное проживание из городской местности в села главным образом с целью их широкого привлечения к промышленному труду и с иными целями;

г) переселение людей на постоянное проживание из сельской местности в города главным образом с целью их широкого привлечения к сельскохозяйственному труду и с иными целями.

 

6. Дайте определение понятию «биосфера»:

а) это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами;

б) это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в периодическом обмене с этими организмами;

в) это своеобразная оболочка Луны, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в периодическом обмене с этими организмами;

г) это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

 

7. Дайте определение понятию «создание техносферы»:

а) длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием человека и среды его обитания;

б) кратковременный процесс, обусловленный эволюционным развитием человека и среды его обитания;

в) длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием среды обитания человека;

г) кратковременный процесс, обусловленный эволюционным развитием среды обитания человека.

 

8. Что произошло с численностью населения в процессе эволюционного развития:

а) существенно увеличилось;

б) существенно сократилось;

в) осталось без изменений;

г) уменьшилось незначительно.

 

9. Что происходило со средствами транспорта в процессе эволюционного развития:

а) постоянно увеличивалась численность и развивалось техническое оснащение;

б) постоянно уменьшалась численность и развивалось техническое оснащение;

в) постоянно увеличивалась численность и не развивалось техническое оснащение;

г) постоянно уменьшалась численность и не развивалось техническое оснащение.

 

10. Что стало следствием развитие промышленности и технических средств:

а) увеличение выброса загрязняющих веществ и вовлечение в производство все большего числа химических;

б) уменьшение выброса загрязняющих веществ и вовлечение в производство все большего числа химических;

в) увеличение выброса загрязняющих веществ и вовлечение в производство меньшего числа химических;

г) уменьшение выброса загрязняющих веществ и вовлечение в производство меньшего числа химических.

 

Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине

 

1. Естественные и естественно-техногенные опасности.

2. Взаимодействие человека с окружающей средой.

3. Повседневные естественные опасности.

4. Опасности стихийных явлений.

5. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

6. Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности.

7. Вредные вещества. Вибрации. Акустический шум. Инфpазвук. Ультразвук.

8. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. Ионизирующие излучения.

9. Постоянные региональные и глобальные опасности.

10. Воздействие на атмосферу. Выбросы в приземный слой атмосферы. Фотохимический смог. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя.

11. Воздействие на гидросферу. Воздействие на литосферу. Электрический ток.

12. Механическое травмирование. Системы повышенного давления. Транспортные аварии.

13. Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии.

14. Химические аварии. Пожары и взрывы.

15. Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.

16. Принципы и понятия ноксологии. Опасность, условия ее возникновения и реализации.

17. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Поле опасностей.

18. Качественная классификация (таксономия) опасностей.

19. Количественная оценка и нормирование опасностей. Критерии допустимого вредного воздействия потоков.

20. Критерии допустимой травмоопасности потоков.

21. Приемлемого риска.

22. Идентификация опасностей техногенных источников.

23. Идентификация выбросов в атмосферный воздух.

24. Идентификация энергетических воздействий.

25. Идентификация травмоопасных воздействий.

26. Понятие "безопасность объекта защиты".

27. Основные направления достижения техносферной безопасности.

28. Опасные зоны. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере.

29. Экобиозащитная техника. Устройства для очистки потоков масс от примесей.

30. Устройства для защиты от потоков энергии.

31. Устройства для защиты от поражения электрическим током.

32. Устройства и средства индивидуальной защиты.

33. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита).

34. Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. Защита атмосферного воздуха от выбросов.

35. Защита гидросферы от стоков. 3ащита земель и почв от загрязнения.

36. Защита от энергетических потоков и радиоактивных отходов.

37. Защита от чрезвычайных техногенных опасностей.

38. Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции.

39. Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты.

40. Защита от глобальных опасностей. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.

41. Системы мониторинга.

42. Мониторинг источников опасностей.

43. Мониторинг здоровья работающих и населения.

44. Мониторинг окружающей среды.

 

Вопросы для самоконтроля

Раздел 1

1. Естественные и естественно-техногенные опасности.

2. Взаимодействие человека с окружающей средой.

3. Повседневные естественные опасности.

4. Опасности стихийных явлений.

5. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

6. Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности.

7. Вредные вещества. Вибрации. Акустический шум. Инфpазвук. Ультразвук.

8. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. Ионизирующие излучения.

9. Постоянные региональные и глобальные опасности.

10. Воздействие на атмосферу. Выбросы в приземный слой атмосферы. Фотохимический смог. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя.

11. Воздействие на гидросферу. Воздействие на литосферу. Электрический ток.

12. Механическое травмирование. Системы повышенного давления. Транспортные аварии.

13. Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии.

14. Химические аварии. Пожары и взрывы.

 

Раздел 2

1. Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.

2. Принципы и понятия ноксологии. Опасность, условия ее возникновения и реализации. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Поле опасностей.

3. Качественная классификация (таксономия) опасностей.

4. Количественная оценка и нормирование опасностей. Критерии допустимого вредного воздействия потоков.

5. Критерии допустимой травмоопасности потоков.

6. Концепция приемлемого риска.

7. Идентификация опасностей техногенных источников.

8. Идентификация выбросов в атмосферный воздух.

9. Идентификация энергетических воздействий.

10. Идентификация травмоопасных воздействий.

 

Раздел 3

1. Понятие "безопасность объекта защиты".

2. Основные направления достижения техносферной безопасности.

3. Опасные зоны. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере.

4. Экобиозащитная техника. Устройства для очистки потоков масс от примесей.

5. Устройства для защиты от потоков энергии.

6. Устройства для защиты от поражения электрическим током.

7. Устройства и средства индивидуальной защиты.

8. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита).

9. Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. Защита атмосферного воздуха от выбросов.

10. Защита гидросферы от стоков. 3ащита земель и почв от загрязнения.

11. Защита от энергетических потоков и радиоактивных отходов.

12. Защита от чрезвычайных техногенных опасностей.

13. Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции.

14. Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты.

15. Защита от глобальных опасностей. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.

Раздел 4

1. Системы мониторинга.

2. Мониторинг источников опасностей.

3. Мониторинг здоровья работающих и населения.

4. Мониторинг окружающей среды.

 

Критерии оценки

 

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен может проводиться в виде опроса по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

Оценка знаний производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических вопросов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические вопросы или не справляется с ними самостоятельно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: