Технология проектного обучения




 

1. Ознакомьтесь с текстом «Оформление проекта» см. в конце документа. Напишите мини-карточку для школьника (тезисную выжимку) для подготовки гипотетического проекта. Задание следующее. Придумайте гипотетический (или реальный) ресурс. Школьник, должен защитить проект с гипотетической гипотезой или новаторской идеей. Самая лучшая идея и проект оформленный по вашей миникарточке получит этот ресурс для реализации проекта. (доп. Придумайте список идей, Придумайте ресурс).

 

2. Вам дан проект:

««Биогазовые установки»

 

Работу выполнил: Головкова Анастасия

ученица 10 класса

Руководитель: Головкова Татьяна Ивановна,

учитель биологии и химии

 

Тарасовка-2015г

Актуальность моего проекта состоит в том что Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов показывают неизбежность перехода возобновляемым источником энергии, которые безопасно в экологической плане. в СХКП «Колхоз им. Шевченко» единственным тепловым источником для животноводческих помещений является электричество, которое обходится предприятию дорого. От этого зависит себестоимость конечного продукта и это влияет на прибыль. Поэтому я задалась целью найти более дешевый источник тепла и энергии, который будет использоваться на производстве животноводческого комплекса. Таким источником, я считаю является биогаз..

Целью работы является: Разработка и экономическое обоснование эффективности биогазовой установки для переработки сельскохозяйственных отходов.

Новизна работы:

Впервые в условиях Челябинской области в СХПК «Колхоз им. Шевченко» я хочу предложить использование биогазовой установки для переработки отходов сельскохозяйственных животных с получением биогаза и высококачественных органических удобрений и доказать ее экономическую выгодность.

Экономическая эффективность проекта

Биогазовые установки нашли своё применение в зап. Европе, Индии, Китае. Но как мы знаем европейский и азиатский климат резко отличается от нашего. Средняя температура зимы на Урале -200С. Но я считаю, что получения биогаза с помощью биогазовой установки осуществим и у нас. Проект я хочу осуществить в одном из помещений молочно товарной фермы СХПК «Колхоз им.Шевченко». Растелочное отделение где находятся от 40 до 80 голов КРС и к нему же примыкает профилакторий где содержаться новорожденные телята от рождения до 1 месяца. Обогрев животных осуществляется только при помощи электроэнергии и это значит, что содержание телят обходятся колхозу очень дорого. Я хочу доказать, что при установки биогазового комплекса тепло и электроэнергия для колхоза будет обходиться бесплатно и плюс колхоз будет получать прибыль от получения органических удобрений.

Для создания предприятия по производству биогаза и органических удобрений. Всю биогазовую установку можно разместить на 20м2.

Для реализации проекта необходимо собственные средства так и внешние инвестиции в сумме 450.000 руб.

 

Расчет финансового плана и показателей инвестиций

Вид работы Сумма инвестиций, руб.
  Стоимость оборудования биогазовой установки 900.000
  Стоимость изготовления емкости для подготовки субстрата и сбора готовой продукции +оплата труда рабочих 40.000+20.000
  Стоимость доставки оборудования биогазовой установки 50.000
  Монтаж оборудования, запуск, обучения персонала 100.000
  Покрытие потребности в оборотных средствах 15.000
  Итог 1 125 000

 

Структура всех инвестиций

Виды инвестиций Сумма, руб.
  Общая потребность в финансовых ресурсах  
  Собственные средства  
  Внешние инвестиции  

 

Структура собственных средств по проекту

№п/п Инвестиционные издержки Сумма, руб.
  Общая стоимость собственных средств, в том числе на:  
  Приобретение и монтаж оборудования 450000+100000
  Стоимость изготовления емкостей для подготовки субстрата и сбора готовой продукции + оплата труда рабочих 40000+20000
  Покрытие потребности в оборотных средствах  
  Стоимость доставки оборудования комплекса  

 

 

Оценка конкуренции и рынков сбыта

Географические границы рынка сбыта – преимущественно территория Чесменского района Челябинской области. Годовые объемы производства биогаза и органических удобрений проектировались на основе прогнозов по емкости рынка (готовой потребности покупателей района в данной продукции), долей действующих и потенциальных конкурентов. Динамика объемов реализации биогаза и удобрений в натуральном выражении в целом по району может определенным образом характеризовать платежеспособностей спроса и соответственно емкость рынка.

Выбор потребительских сегментов рынка

На основании проведенных маркетинговых исследований определено, что на рынке реализации данной продукции покупатели делятся на два сегмента Аи В.

А именно, сегмент А – сельскохозяйственные предприятия (юридические лица) использующие органические удобрения для эффективной деятельности в отрасли растениеводства; сегмент В – население района (частные лица), закупающих данную продукцию для собственных нужд.

Так же определенно, что объемы продаж в натуральном выражении по названым сегментам составляют 85% - сегмент А и 15% - сегмент В.

 

Стратегия маркетинга.

Она заключается в планировании объёмов производства органических удобрений на 2014год,исходя из этого определим и объём продаж органических удобрений с учётом расчёта внешних инвенстиций на планируемый 2014год.

В сутки 24 куб.м биогаза при потреблении установкой30% даст избыток биогаза 16,8 куб.м биогаза в сутки. Поэтому, за газ (с учетом обслуживания установки) 16,8 * 365*0,9=55181,8 куб.м биогаза. Из 1 куб.м биогаза вырабатывается 2кВт ч электроэнергии (1 кВт ч в среднем стоит 3,5 руб.)

Количество вырабатываемых органических удобрений составляет до 0,6 т в сутки. Тогда, выход органических удобрений за газ составит: 0,6*365*,09=197,1т. Цена 1 кг удобрений - 20 руб. это минимальная оптовая цена (на сегодня) органических удобрений подобного класса.

Нужно отметить, что половина производимого удобрения будет использоваться на собственные нужды, тогда вторая половина при реализации по сегментам, а это 98,55 т.

Общий объем продаж органических удобрений с учетом того, что половина производимого удобрения используется на собственные нужды, то он составит 1879200 руб.

Эффективность финансового плана

Любое предприятие работает для того, чтобы получить доход (прибыль), поэтому очень важно, чтобы организуемый проект был рентабельным, окупаемым.

Исходя из проведенных расчетов видно, что объем продаж (только от органических удобрений) за первый год реализации проекта составит 1879200 руб.

Проанализируем затраты на организацию и внедрение проекта за 2014 год:

На обслугу биогазовой установки потребуется 2 человека. На одного

работника месячная заработная плата будет составлять 6000 руб.

В заключении хотелось отметить, что окупаемость со 100 руб. затрат составит 23,1 руб. по производству органических удобрений.

производство биогаза из органических отходов дает возможность решать одновременно три задачи:

1 энергетическую; 2 агрохимическую; 3 экологическую.

Сейчас, в начале 21 века, начинается новый этап земной энергетики. Появилась альтернативная энергетика, она построена так, чтобы человек не рубил сук, на котором он сидит, а заботился об охране уже сильно поврежденной биосферы. На пути широкого внедрения альтернативных источников энергии стоят трудно разрешимые экономические и социальные проблемы. Прежде всего это высокая капиталоемкость, вызванная необходимостью создания
новой техники и технологии.

Кроме того, развитие использования альтернативных источников энергии сдерживается также нехваткой специалистов. Решение этих проблем требует комплексного подхода на местном уровне колхоза, района так и на более высоком в масштабе области края, что позволит ускорить их реализацию. Таким образом, весь материал, использованный мною, раскрывает эффективность и высокую результативность переработки животноводческих отходов с помощью биогазовой установки. Я считаю, что цель моей работы достигнута, задачи решены.

1 экономическая задача

Решение этой задачи заключалось в выработки бесплатной электроэнергии и тепла. Благодаря этому на ферме сократятся заболевание животных, поднимутся привесы молодняка, так как тепло и освещение будет вырабатываться из собственных источников. Так же будет дополнительная предполагаемая прибыль от органических удобрений. За первый год она составит 370200 руб. при этом в этот год мы выплатим кредит. На второй год эксплуатации биогазовой установки прибыль увеличиться примерно в 2.5 раза.

2 социальная задача

Предоставили дополнительные рабочие места.

3 экологическая задача

Проблема загрязнения окружающей среды стоит очень остро из-за антропогенного воздействия. Сельскохозяйственные предприятия являются одним из источников загрязнения. Использование биогазовой установки позволяет не только утилизировать навоз, но и уменьшить санитарную зону (расстояние от предприятия до жилой зоны) с 500 м до 150 м. Для многих предприятий цена вопроса экологии часто сопоставима с жизнью предприятия.

Я считаю, все материалы, предоставленные в моем проекте достаточно убедительны и проблемы разрешимы. Насколько убедителен этот проект решать вам. Воплощать новые технологии в жизнь или оставаться «потребителем», а не «производителем».

ИСТОЧНИКИ:

1. Благутина В.В. Биоресурсы // Химия и жизнь – 2007. - №1. – С. 36-39

2. Малофеев В.М. Биотехнология и охрана окружающей среды: Учебное пособие. – М.: Издательство Арктос, 1998. – 188 с.

3. Мариненко Е.Е. Основы получения и использования биотоплива для решения вопросов энергосбережения и охраны окружающей среды в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве: Учебное пособие. – Волгоград: ВолгГАСА, 2003. - 100 с.

4. Стребков Д.С., Ковалев А.А. Биогазовые установки для обработки отходов животноводства. // Техника и оборудование для села – 2006. - №11. – С.28-30»

 

Найдите и опишите все ошибки данного проекта. Что было не учтено? Что было учтено? Что нужно серьёзно доработать?

3. На сайте всероссийского конкурса Врнандского () есть цитата в рекомендациях к написанию проектных работ «В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.»

Составте план написнаия литобзора используя собственный опыт, полученный материал и информацию из интернета.

4. Проанализируйте материал сайта (https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php).

Выпишите те методы, которые могут быть активно использованы в проектном обучении:

В исследовательских проектах коротких:

В исследовательских проектах долгосрочных:

5. Лень придумывать.

6. Пройдите тест:

 

1. Какое из приведённых определений проекта верно:

1. проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

2. проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

3. проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

4. проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

 

3. Соотнесите определения и типы проектов:

1. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта; 1. социальный проект;

2. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 2. учебный проект;

3. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 3. телекоммуникационный проект.

 

4. Определите общие и специфические характеристики для проектной деятельности.

1. Общие;

2. Специфические.

1. практическая значимость целей и задач;

2. итогами деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся (проектантов);

3. целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

4. соотнесение результата (продукта) со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

 

5. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

1. глагол;

2. прилагательное;

3. существительное;

4. наречие.

 

6. Выберите задачи проекта:

1. шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

2. цели проекта;

3. результат проекта

4. путь создания проектной папки.

 

7. Соотнесите этапы работы над проектом, и содержание:

1. Погружение в проект. 1. Рефлексия.

2. Организационный. 2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.

3. Осуществление деятельности. 3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.

4. Оформление результатов проекта и презентация. 4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы.

5. Обсуждение полученных результатов. 5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

 

8. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

1. смешанные;

2. краткосрочные;

3. годичные

4. мини-проекты.

 

9. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

1. поисковый;

2. ролевой;

3. информационный;

4. творческий.

 

10. Соотнесите этапы проектной деятельности и формируемые умения:

1. анализ ситуации, формулирование замысла, цели; 1. работа с информацией, владение логическими операциями;

2. выполнение (реализация) проекта; 2. уважительное отношение к мнению других, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь;

3. подготовка итогового продукта. 3. самооценка, взаимооценка, планирование, целеполагание;

4. сотрудничество с учителем, со сверстниками, владение монологической речью.

 

11. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

1. формирование специфических умений и навыков проектирования;

2. личностное развитие обучающихся (проектантов);

3. подготовленный продукт работы над проектом;

4. все вышеназванные варианты.

 

12. Организация проектной деятельности призвана, прежде всего, способствовать осуществлению следующих результатов:

1. предметных;

2. групповых;

3. межпредметных;

4. личностных;

 

13. Какой из перечисленных характеристик объект не обладает:

1. доступность;

2. временность;

3. последовательность разработки;

4. уникальность продукта, услуги, результата.

 

14. Что является ключевым при оценке проекта:

1. выявленная актуальная проблема;

2. конкретный полученный продукт;

3. проверенные источники информации;

4. тщательно продуманный план.

 

15. К какому умению относятся умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс:

1. рефлексивное;

2. поисковое;

3. менеджерское;

4. коммуникативное.

 

16. К какому умению относятся умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи:

1. рефлексивное;

2. поисковое;

3. менеджерское;

4. коммуникативное.

 

17. К какому навыку (умению) относятся умение коллективного планирования, умение взаимопомощи в группе в решении общих задач:

1. навыки оценочной самостоятельности;

2. навыки работы в сотрудничестве;

3. менеджерские умения и навыки;

4. презентационные умения и навыки.

 

18. К какому навыку (умению) относятся навыки монологической речи, умение использовать различные средства наглядности при выступлении:

1. навыки оценочной самостоятельности;

2. навыки работы в сотрудничестве;

3. менеджерские умения и навыки;

4. презентационные умения и навыки.

 

7. Оформите заявку на сайте (https://ioe.hse.ru/announcements/228841969.html?fbclid=IwAR26eLlNj2R2wXjCQI4Ra2u9nEOkXrhM0XN8GE5_mUHn3pnyCoIYhFHj2m4)

Предложите полностью оформленный проект для международной группы школьников по следующей форме.

8. экспресс-проект?

Экспресс-проект это научная работа в определенной научной области, которая может быть реализована с группой студентов старших классов непосредственно на Международной исследовательской школе. Экспресс-проект может быть исследовательского или проектного типа.

 

Предожите свой экспресс проект по следующим условиям:

 

• Его тема понятна представителям разных стран;

• Его идея интересна и увлекательна для подростков, пробуждает их научную любознательность;

• Он содержит проблемный вопрос или задачу, ответ на которой(ую) не очевиден на старте даже для самих тьюторов;

• Он обязательно содержит исследовательскую часть (сбор и анализ данных, эксперимент);

• Желательно, чтобы его результаты были важны и интересны, их было возможно применить в калужском регионе;

• Его можно реализовать в ограниченные сроки (5-6 дней);

• Его можно реализовать в условиях образовательного центра (без сверхсложного оборудования и специальных лабораторных условий);

• Он может вовлечь в совместную деятельность не менее 8 участников (оптимально – 10-12).

• Особо приветствуются экспресс-проекты, в рамках которых исследования ведутся на природе и культурных объектах Калужской области, а также связанные с актуальными для региона научными направлениями. Всегда интересны междисциплинарные проекты или проекты, к которым можно привлечь всех участников МИШ.

9. Напишите эссе на тему «Технология проектного обучения. Зачем это учителю?».

10. Пройдите тест:

1. Исследование — это:

 

это вид деятельности, связанный с решением заданий с заранее неизвестным результатом и направленный на получение новых знаний.

вид деятельности, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

вид деятельности, направленный на получение материального продукта, соответствующего заранее спланированному образу.

2. Проектная работа — это:

 

вид деятельности, связанный с решением заданий с заранее неизвестным результатом и направленный на получение новых знаний.

вид организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

вид деятельности, направленный на получение материального продукта, соответствующего заранее спланированному образу.

3. Что относится к видам исследовательской деятельности?

 

лабораторный практикум (сочинение)

перевернутое обучение

научное исследование (НИР)

4. О каком виде исследовательской деятельности идет речь:

Деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления?

 

учебно-исследовательская деятельность

лабораторный практикум

научное исследование

5. Выберите, какой вид работы относится к проектной деятельности?

 

учебный проект

макропроект

мегапроект

 

все варианты верны

6. Верно ли утверждение:

«Целью исследовательской деятельности в школе является не столько конечный результат решения конкретной исследовательской задачи, сколько процесс выполнения исследования, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность — функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления»?

 

да, верно

нет, не верно

7. В каком варианте описана структура реферата как проекта?

 

введение – основная часть – вывод

основная часть – итог

введение – представление – защита – итог

8. Что может стать результатом проекта?

 

видеоролики

сценарии (игры/танцы/постановки)

описания/инструкции/книги

все варианты верны

9. В основе какого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления?

 

разноуровневое обучение.

смешанное обучение.

проектное обучение.

10. В чем отличие исследовательского метода от проектного?

 

в исследовательском методе нет заранее известного результата (объекта поиска), этот результат находится в процессе исследования.

исследовательский метод требует меньше затрат по времени и ресурсам.

исследовательский метод не нуждается в участии учителя.

 

 

Структура проекта, оформление и защита

 

Структура проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части проектной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Содержание проекта следует иллюстрировать схема­ми, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения. Объем работы должен быть не менее 15 печатных страниц формата А4 (исключая приложения). Структура проекта содержит:

• титульный лист;

• содержание (оглавление);

• введение;

• основная часть;

• заключение (выводы и предложения);

• список использованной литературы;

• приложения.

Титульный лист является первой страницей проектной работы. В верхнем поле указывается полное наименование организации, учреждения. В среднем поле указывается ф.и.о. и должность слушателя полностью, прикладной проект на тему «_____», ближе к левому краю титульного листа – должность, звание, фамилия, и инициалы преподавателя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Образец титульного листа проектной работы приведен в приложении 1.

Содержание – вторая страница работы. В нем приводятся заголовки разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Пример содержания работы представлен в приложении 2.

Введение (1-2 стр.) предусматривает обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи проводимой работы. При необходимости здесь могут быть отражены сокращения и обозначения, нормативные ссылки.

Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования при написании работы.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные направления решения проблемы для достижения цели исследования.

Введение не должно содержать примеров, иллюстративного и табличного материала.

Основная часть. Состоит из теоретической и практической частей.

В теоретической части сначала излагаются основные сведения об объекте реализации проекта – конкретной организации, учреждении или предприятии, затем раскрывается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка.

В практической части проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. На основании материала, изложенного в предыдущих разделах, рассматривается реальная практическая ситуация и предлагаются варианты решения проблемы.

Заключение. Здесь последовательно излагаются теоретические и практические выводы по всем разделам работы и предложения, сделанные слушателем. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать основное содержание по теории вопроса, анализа и практической ситуации.

Список литературы (~1-2 стр.) размещается в конце работы после заключения. Список литературы выполняется в алфавитном порядке и должен включать, как правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам работы.

На все источники информации, используемые в работе, даются ссылки в тексте в виде квадратных скобок, в которых проставляется порядковый номер, под которым он числится в списке литературы и номер страницы первоисточника, например, [12, с.10].

Приложения. Сюда следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договора, иллюстрации (фотоматериалы) и др.

Оформление проекта

Проектная работа должна быть содержательной и хорошо оформленной. Текст работы выполняется на одной стороне листа бумаги стандартного формата, листы которой сшиваются в папке-скоросшивателе. В тексте не должно быть сокраще­ний слов, за исключением общепринятых.

Текст работы должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14. Расстояние от границы листа до текста слева - 25 мм, справа -15 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится в верхнем правом углу. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела - 8 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т. д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится.

Формулы, содержащиеся в проекте, располагают на отдельных стро­ках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом "где" без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2. 4).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться от­дельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого прило­жения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например: (В. 1).

Все используемые в работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например: [5, с.42].

Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте не допускается:

• сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

• использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово "минус";

• употреблять знаки (<, >, #, №, %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рис. 1).

Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Надпись "Таб­лица..." с указанием ее номера помещают над таблицей слева. Если таблица не входит в формат страницы, делают её перенос на другую страницу, при переносе над таблицей пишут слова "Продолжение таблицы..." с указанием номера таблицы также слева над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью.

Графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается.

На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте по типу "... таблица 1".

Иллюстрации, схемы и графики могут быть расположены как по тексту, так и в приложении. Их следует нумеровать араб­скими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Нумерация рисунков сквозная. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например: Рисунок 1.1.

Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных.

Обязательно в тексте должны быть ссылки на иллюстрации.

Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение научной работы на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова "Приложение", после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. В тексте на все приложения должны быть ссылки.

Для пояснения отдельных данных, приведенных в работе, используют сноски, которые располагают с абзацного отступа в конце страницы, где они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Сам знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой, допускается вместо цифр обозначать сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельной для каждой страницы.

При оформлении списка использованной литературы также необходимо учитывать ряд правил. В начале списка помещаются законы Российской Федерации, затем в алфавитном порядке остальная литература.

Сведения об учебной, методической и нормативной литературе должны включать фамилию и инициалы автора или авторов, заглавие книги (без кавычек), место издания, издательство, год издания (без слов «год»), количество страниц. Например - Беляев Е.И., Зиновьев Ю.В. Энергоаудит для подготовки энергетического паспорта: Учебное пособие. - Раменское: ИПК ТЭК,2012- 52 с.

При наличии трех и более авторов указываются фамилии и инициалы только первых трех, а фамилии остальных заменяются словом «и др.».

Цитирование автора делается только по его произведению. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цитируется по…». В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник курсовая работа рецензентом не допускается к защите.

Выполненную работу слушатель размещает в личном кабинете, где она регистрируется и передается на проверку преподавателю. При оценке работы учитываются её содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого материала. Преподаватель проверяет работу, предварительно аттестует слушателя и рекомендует её для защиты. В случае замечаний, преподаватель пересылает проект на доработку. При положительном результате, после проверки работы преподаватель назначает дату защиты.

К защите слушатель представляет напечатанную работу, пояснительную записку и иллюст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: