1. Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
2. общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
3. союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
4. научные и культурные организации, спортивные общества;
5. муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
6. независимые средства массовой информации;
7. церковь;
8. семья
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью;
широкие связи между членами общества;
наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей
отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные
работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством,
способностью решать проблемы общества;
децентрализация власти;
передача части власти органам самоуправления;
согласование позиций вместо конфликтов;
развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное
сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества — это человек, ориентированный на
созидание, духовность.
3.
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства.
|
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.
Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.
Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей.
Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:
- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;
- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;
- развитие системы самоуправления;
- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;
- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.
Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.
|
В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.
Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.