Отряд: что это такое и с чем его едят.
Когда образовалось движение? – В СПб в 1948г
Какие есть отряды? Студенческие Строительные Отряды – ССО,
Медицинские - СМО, Отряды Проводников – СОП, Сельскохозяйственные ССхО, Сервисные – ССервО, Экологические - СЭО, Археологические –САО.
Сколько сейчас в СПб педагогических отрядов - 38
Кто такой боец, и кандидат в бойцы. Что такое строевка? Что такое кирпич. Ответы на вопросы.
Боец – человек, который успешно отработал сезон с отрядом. Сезон это 1 летняя смена в 21 день или 2 смены по 7-10 дней.
Кандидат – человек, который успешно прошёл школу вожатых и сдал экзамен.
СтрОевка – символ отрядного движения, куртка, которая выдается человеку, ставшему бойцом.
Кирпич – значок в виде кирпича, который выдается бойцу за каждый успешный отработанный сезон. (чем больше кирпичей, тем больше опыта у бойца, поэтому этот значок самый важный и почетный у каждого бойца)
Кто такой ВОЖАТЫЙ? Имидж и образ вожатого. Роль вожатого в лагере и детском коллективе.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Роль вожатого в лагере и коллективе.
В лагере можно работать не только вожатым.
Кружковод, Спорт-инструктор, Игротехник, Воспитатель, Вожатый, помощник вожатого.
Вожатый – очень важный человек в лагере. Существо без возраста и пола. Мама и папа каждого ребенка. Лучший друг. Защитник. Аниматор… Старший товарищ
Вожатый занимается: воспитанием и всесторонним развитием детей.
Наставник, организатор, медиатор, воспитатель, няня (следит за хозяйственными моментами), аниматор, продюсер, спорт инструктор, кружковод. И т.д.
Вожатый отвечает за безопасность детей. За их времяпрепровождение. За их досуг. За их эмоциональное состояние.
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Как вы думаете какие люди в лагере видят вожатого и составляют впечатление о нем?
Администрация: (качества, которые важны для администрации?)
1. Ответственный – техника безопасности, сан нормы, внешний вид и безопасность детей.
2. Пунктуальный – в лагере существует строгий режим, нарушение которого влечет за собой много трудностей.
3. Опрятный. Чистая одежда, чистая голова(!). Аккуратная прическа. Легкий макияж.
4. Воспитанный и доброжелательный. (Здравствуйте, до свидания, спасибо)
Неконфликтный.
Уважающий требования администрации.
Без вредных привычек.
8. С грамотной речью (исключаем из речи слова паразиты и мат (!))
Ребенок: (качества, которые важны для ребенка)
9. Ласковый. Следите за своим голосом и тоном. Как вы говорите с детьми? Не должно быть приказного тона! И крика! Ни в коем случае!
10. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
11. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
12. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
13. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
14. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
15. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
16. Заботящийся о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом
17. Легкий/Веселый. Играючи решающий проблемы, поддерживающий инициативу детей, не читающих долгих нотаций.
18. Интересный. Имеющий много увлечений. Знает миллион игр и придумывает прикольные занятия.
19. Уверенный в себе. Без глупых комплексов. Показывающий свой хороший пример.
Родители: ( качества, которые важны для родителей)
20. Взрослый (уверен в своей компетенции)
21. Опрятный
22. Серьезный
23. Доброжелательный
24. Относящийся к ним с уважением
25. «Любящий» детей
Самосознание (я вожатый, я какой человек)
26. Я человек, который может всему научиться.
27. Я интересный.
28. Я достаточно взрослый для воспитания детей. (Возраст стоит ли говорить?)
29. У меня есть четкие границы.
30. Я не курю и не пью во время работы с детьми! (сухой закон жесткий на протяжении всей смены и в любое время суток, курить можно только после отбоя детей, за территорией лагеря, по договоренности с напарником!)
31. Я не матерюсь при детях и администрации
32. Я не боюсь своих комплексов и подаю пример детям
33. Я знаю, чем занять детей всегда.
34. Я не боюсь признавать свои ошибки.
35. Я САМ СЕБЯ УВАЖАЮ. (и тогда дети будут уважать вас)
Вопрос на засыпку: Должен ли вожатый любить детей?
НЕТ! Кто-то не любит обниматься с детьми. Всегда есть дети, которые раздражают. Вожатый обязан с уважением и добротой относиться к каждому ребенку. И профессионально выполнять свои обязанности.
Имидж вожатого
Имидж- тот образ, который мы создали сами.
Чтобы стать лучшим нужно:
1. говорить всем, что ты лучший
2. чтобы все вокруг говорили, что ты лучший.
3. быть лучшим.
Принципы вожатого.
- «Принцип Красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
- «Принцип могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
- «Принцип фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
- «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!
- «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грани стереотипов.
- «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.
- «Принцип +». Ищи в ребёнке хорошее положительное и развиваем это.
Самая важная мысль занятия: Наши дети - это наше отражение! Например, если они не организованы, возможно, это и ваша зона роста тоже. Следите за собой, тогда за детьми придется следить гораздо меньше.
Домашнее задание:
Необходимо понять, зачем каждый из вас едет в лагерь? (цель)
§ чем интересным я занимался в жизни?
§ какие у меня есть способности и таланты?
§ за что меня уважают и любят мои друзья?
§ о чем увлекательном я могу рассказать?
§ чему необычайному я могу научить?
Написать по 5 позиций к каждому пункту.